Уже на следующей неделе школы вновь откроют двери для своих учеников. Кто-то с нетерпением ждет этой встречи, а кто-то судорожно ищет способ продлить лето. Согласно данным мониторинга Общероссийского народного фронта, более половины российских школьников были бы не против не возвращаться в стены учебного заведения. Эти данные могут говорить о том, что сегодня школа для большинства не является привлекательной. Как же изменить отношение подростков и сделать учебные заведения точкой их притяжения? Об этом поговорили в казанском Центре современной культуры «Смена» в рамках проекта «Городские модераторы» школьники, педагоги, родители, представители «Движения первых» и жители города.
Самая большая проблема современной школы в том, что она перестала быть интересной ребенку. Учебное заведение академично и традиционно: упор делается на дисциплину, строгое выполнение правил, оформление, оценки и регламент. А это отталкивает подростков, которым хочется творить и самовыражаться.
— Многим моим знакомым хотелось бы, чтобы в школе позволяли самовыражаться. Хотя бы через прически или маникюр. Нам также не нравится школьная форма. Если от нее нельзя отказаться, то можно сделать ее современнее, — высказалась школьница .
Вторая причина, почему подростки бегут из школы как можно быстрее после последнего звонка, — количество занятий. У некоторых учеников в день по восемь занятий, что не может не утомлять.
— После такого все, что хочется сделать, — пойти домой, а вот в школу совсем не хочется. Но и там отдохнуть не получится. Надо делать домашнее задание, — посетовал школьник
Педагоги тоже играют роль в привлекательности школы. Многие ученики рассказали, что в их образовательных учреждениях учителя не на одной волне с подростками, а некоторые из них и вовсе не стараются создать комфортную среду.
— В Казани есть школы, которые не привлекают молодежь к каким-то мероприятиям, активностям. К школе, как ко второму дому. Сюда приходят исключительно посидеть на уроках и уйти. Дошло до того, что даже чаепития не проходят. У детей нет контакта, в котором они должны находиться друг с другом. Хотелось бы, чтобы в каждой школе детьми занимались, — сказала мама подростков .
На все высказанные мнения ответил начальник Управления образования Казани . По его словам, сегодня в Казани ученик становится главным в школе. Однако некоторым педагогам старой закалки принять это сложно.
— Я очень часто слышал ответ, что учитель главный в школе. Но это не так. Мы ставим в центр школьников. Это здание было построено для детей, учителя здесь для детей, весь процесс выстроен вокруг детей, — пояснил чиновник. — В школах меняется сознание педагогических команд. Образование – это не про то, чтобы просто отсидеть на уроках, нужно вызвать интерес у учащегося. Должно быть выстроено другое понимание, чтобы школьник, заходя в здание, хотел получать знания и проводить здесь время.
Что касается внешнего вида, то Ривзанов считает, что школьная форма должна быть. Но он также согласен, что ее можно подвести под современные тренды. Например, заменить классическую рубашку на поло с логотипом школы. Спикер уверен, что администрация школы должна обсуждать форму с учениками.
— То же самое касается и причесок. Я, когда был директором, договорился с учениками, что стрижка может быть любая, но волосы должны быть ухожены, — поделился опытом начальник Управления образования.
Помощник раиса Татарстана, руководитель регионального отделения «Движения первых» в Татарстане считает, что между учеником и администрацией школы должен быть не только диалог, но и совместная работа. Спикер пояснил, что коммуникация через деятельность важна для формирования личности ребенка.
— Образование - это не только про обучение и услугу, это и про формирование и развитие личности. Соответственно, ключевое здесь - коммуникация. Она очень важна через деятельность. Мероприятий много, но они не всегда подразумевают деятельность. Поэтому учеников надо не только спрашивать, что они хотят, но и позволять им самим это реализовывать, — отметил руководитель «Движения первых». — Иногда в воскресенье такое настроение, что хочется что-то приготовить. А тут дети, которые хотят помочь. Ты понимаешь, что это займет не час, как хотелось, а гораздо больше. Но зато в итоге все уставшие, но счастливые. Вот такая должна быть коммуникация и в школах, когда дети не зрители, а соучастники.
Тему продолжил директор Международной школы Казани . Он уверен, что в школах должно быть самоуправление. Тогда ученики смогут принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Кроме того, по словам Гафиятуллина, школьный парламент способствует развитию личности. Ученическое самоуправление помогает формировать в школьном коллективе и в каждом ребенке социальную активность и личностную зрелость.
— Недавно я провел небольшой эксперимент. Сказал сыну, что весь день мы будем делать то, что он хочет. Я был разочарован, потому что понял, что он не может принимать решений. Как в принципе и другие дети. Этот навык есть где-то в их подсознании, но они его не применяют, потому что все решения за них принимают взрослые, — заметил спикер. — В школах должны появляться совместные праздники, здоровая среда, собственное самоуправление, где каждая личность училась бы принимать решения и несла бы ответственность.
В Казани есть школы, где присутствует ученический парламент. Правда, не всегда ученикам разрешают руководить процессом, признался спикер. Однако положительные примеры все же есть. Один из них - это школа №178. По словам начальника Управления образования, директор принимает решения, только посоветовавшись со школьным парламентом.
Родители тоже могут включиться в эту коммуникацию, уверены спикеры дискуссии. Они могут предлагать свою помощь, создавать ассоциации активных родителей.
— Есть еще несколько вещей, которые могут сделать родители для школы. Во-первых, это доверять. Подходить конструктивно. Быть инициативными. Если эти три вещи совмещаются, то диалог получается. Никакой адекватный директор от помощи, предложений не откажется, — сказал Нияз Гафиятуллин.
Подводя итоги встречи, спикеры пришли к общему мнению, что школа сразу местом притяжения, конечно, не станет. Тем более когда сегодня у нее появилось так много конкурентов: кафе, парки, торговые центры и так далее. Тем не менее у образовательного учреждения есть все шансы стать местом для подростков.
— Если говорить не только про Казань, а еще затронуть и сельские школы, то там, очевидно, школа у детей занимает лишь третье место. Да, во всех школах присутствуют спортивные площадки, оборудованные места, которые могут стать местом притяжения для общения со сверстниками. Но еще хотелось бы, чтобы в каждой школе ученики занимались совместной деятельностью, контактировали, – подытожил Тимур Сулейманов.