Найти тему
Новости Татарстана

«Образование – это про то, чтобы не просто отсидеть на уроках, нужно вызвать интерес у учащегося»

Уже на следующей неделе школы вновь откроют двери для своих учеников. Кто-то с нетерпением ждет этой встречи, а кто-то судорожно ищет способ продлить лето. Согласно данным мониторинга Общероссийского народного фронта, более половины российских школьников были бы не против не возвращаться в стены учебного заведения. Эти данные могут говорить о том, что сегодня школа для большинства не является привлекательной. Как же изменить отношение подростков и сделать учебные заведения точкой их притяжения? Об этом поговорили в казанском Центре современной культуры «Смена» в рамках проекта «Городские модераторы» школьники, педагоги, родители, представители «Движения первых» и жители города.

Самая большая проблема современной школы в том, что она перестала быть интересной ребенку. Учебное заведение академично и традиционно: упор делается на дисциплину, строгое выполнение правил, оформление, оценки и регламент. А это отталкивает подростков, которым хочется творить и самовыражаться.

— Многим моим знакомым хотелось бы, чтобы в школе позволяли самовыражаться. Хотя бы через прически или маникюр. Нам также не нравится школьная форма. Если от нее нельзя отказаться, то можно сделать ее современнее, — высказалась школьница .

Вторая причина, почему подростки бегут из школы как можно быстрее после последнего звонка, — количество занятий. У некоторых учеников в день по восемь занятий, что не может не утомлять.

— После такого все, что хочется сделать, — пойти домой, а вот в школу совсем не хочется. Но и там отдохнуть не получится. Надо делать домашнее задание, — посетовал школьник

Педагоги тоже играют роль в привлекательности школы. Многие ученики рассказали, что в их образовательных учреждениях учителя не на одной волне с подростками, а некоторые из них и вовсе не стараются создать комфортную среду.

— В Казани есть школы, которые не привлекают молодежь к каким-то мероприятиям, активностям. К школе, как ко второму дому. Сюда приходят исключительно посидеть на уроках и уйти. Дошло до того, что даже чаепития не проходят. У детей нет контакта, в котором они должны находиться друг с другом. Хотелось бы, чтобы в каждой школе детьми занимались, — сказала мама подростков .

На все высказанные мнения ответил начальник Управления образования Казани . По его словам, сегодня в Казани ученик становится главным в школе. Однако некоторым педагогам старой закалки принять это сложно.

— Я очень часто слышал ответ, что учитель главный в школе. Но это не так. Мы ставим в центр школьников. Это здание было построено для детей, учителя здесь для детей, весь процесс выстроен вокруг детей, — пояснил чиновник. — В школах меняется сознание педагогических команд. Образование – это не про то, чтобы просто отсидеть на уроках, нужно вызвать интерес у учащегося. Должно быть выстроено другое понимание, чтобы школьник, заходя в здание, хотел получать знания и проводить здесь время.

-2

Что касается внешнего вида, то Ривзанов считает, что школьная форма должна быть. Но он также согласен, что ее можно подвести под современные тренды. Например, заменить классическую рубашку на поло с логотипом школы. Спикер уверен, что администрация школы должна обсуждать форму с учениками.

— То же самое касается и причесок. Я, когда был директором, договорился с учениками, что стрижка может быть любая, но волосы должны быть ухожены, — поделился опытом начальник Управления образования.

Помощник раиса Татарстана, руководитель регионального отделения «Движения первых» в Татарстане считает, что между учеником и администрацией школы должен быть не только диалог, но и совместная работа. Спикер пояснил, что коммуникация через деятельность важна для формирования личности ребенка.

— Образование - это не только про обучение и услугу, это и про формирование и развитие личности. Соответственно, ключевое здесь - коммуникация. Она очень важна через деятельность. Мероприятий много, но они не всегда подразумевают деятельность. Поэтому учеников надо не только спрашивать, что они хотят, но и позволять им самим это реализовывать, — отметил руководитель «Движения первых». — Иногда в воскресенье такое настроение, что хочется что-то приготовить. А тут дети, которые хотят помочь. Ты понимаешь, что это займет не час, как хотелось, а гораздо больше. Но зато в итоге все уставшие, но счастливые. Вот такая должна быть коммуникация и в школах, когда дети не зрители, а соучастники.

-3

Тему продолжил директор Международной школы Казани . Он уверен, что в школах должно быть самоуправление. Тогда ученики смогут принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Кроме того, по словам Гафиятуллина, школьный парламент способствует развитию личности. Ученическое самоуправление помогает формировать в школьном коллективе и в каждом ребенке социальную активность и личностную зрелость.

— Недавно я провел небольшой эксперимент. Сказал сыну, что весь день мы будем делать то, что он хочет. Я был разочарован, потому что понял, что он не может принимать решений. Как в принципе и другие дети. Этот навык есть где-то в их подсознании, но они его не применяют, потому что все решения за них принимают взрослые, — заметил спикер. — В школах должны появляться совместные праздники, здоровая среда, собственное самоуправление, где каждая личность училась бы принимать решения и несла бы ответственность.

-4

В Казани есть школы, где присутствует ученический парламент. Правда, не всегда ученикам разрешают руководить процессом, признался спикер. Однако положительные примеры все же есть. Один из них - это школа №178. По словам начальника Управления образования, директор принимает решения, только посоветовавшись со школьным парламентом.

Родители тоже могут включиться в эту коммуникацию, уверены спикеры дискуссии. Они могут предлагать свою помощь, создавать ассоциации активных родителей.

— Есть еще несколько вещей, которые могут сделать родители для школы. Во-первых, это доверять. Подходить конструктивно. Быть инициативными. Если эти три вещи совмещаются, то диалог получается. Никакой адекватный директор от помощи, предложений не откажется, — сказал Нияз Гафиятуллин.

-5

Подводя итоги встречи, спикеры пришли к общему мнению, что школа сразу местом притяжения, конечно, не станет. Тем более когда сегодня у нее появилось так много конкурентов: кафе, парки, торговые центры и так далее. Тем не менее у образовательного учреждения есть все шансы стать местом для подростков.

— Если говорить не только про Казань, а еще затронуть и сельские школы, то там, очевидно, школа у детей занимает лишь третье место. Да, во всех школах присутствуют спортивные площадки, оборудованные места, которые могут стать местом притяжения для общения со сверстниками. Но еще хотелось бы, чтобы в каждой школе ученики занимались совместной деятельностью, контактировали, – подытожил Тимур Сулейманов.