«Крутогорск расположен очень живописно;
когда вы подъезжаете к нему летним вечером,
со стороны реки, и глазам вашим издалека
откроется брошенный по крутому берегу
городской сад, присутственные места
и это прекрасная группа церквей,
которая господствует над всей окрестностью,
вы не оторвете глаз от этой картины. Темнеет.
Огни зажигаются в присутственных местах
и в остроге стоящих на обрыве, и в тех
лачужках, которые лепятся тесно, внизу,
подле самой воды, весь берег
кажется усеянным огнями»
М. Е. Салтыков-Щедрин
«Губернские очерки» (1856-1857 гг.)
Находка клада это всегда событие. Чаще всего извлечение сокровищ – из "земляного банка" происходит по воле случая. При рытье котлованов, ремонте или разборке старинных домов, при обвале высокого берега реки...А что если я скажу, что на сегодняшний день, знаю где в Старой Вятке сокрыт клад немалой ценности материальной и исторической. Удивительно! Но факт!
В эпоху Екатерины Великой прошли значительные изменения в общественной жизни и среди них городская реформа. Согласно новым правилам города должны били стоится по регулярному плану. Улицы должны быть прямые , пересечения улиц перпендикулярные. В 1780 году именным указом Екатерины II город Хлынов был переименован в Вятку и стал главным городом Вятского наместничества в составе Казанской губернии. Всем значимым административным центрам предстояло застраиваться по регулярным планам. В 1785 году в Вятку был назначен на должность губернского архитектора Филимон Росляков, который оставил самый заметный след в преобразовании облика города. Застройка началась с сооружения двух больших каменных зданий присутственных мест на высоком берегу Вятки. Вятским наместничеством в эту эпоху руководил казанский генерал-губернатор князь Платон Степанович Мещерский (1713—1799).
Губернский архитектор Филимон Росляков в конце декабря 1785 года получает приказ князя Мещерского «сочинить» проекты каменных зданий предназначенных для размещения наместнического правления и присутственных мест.
Здания Присутственных мест являются одними из первых каменных сооружений города. Вятка на то время хоть и значилась центром Вятского наместничества, но была провинциальным, практически полностью деревянным городом, поэтому строительство этих административных зданий стало значимым событием.
Ансамбль из кирпичных зданий предполагалось разместить на берегу реки Вятки, севернее женского монастыря, на главной площади города. Классическая ясность и строгость композиции , четкость планировки –характерные черты этого проекта.
Первый (южный) корпус был заложен с торжественным молебном в мае 1787 года, а к началу 1790 - построены два корпуса, в августе уже полностью занятые губернским правлением, казённой палатой, экспедицией горных дел, уездным казначейством и другими губернскими и уездными учреждениями.
В документах ЦГАКО находим сообщение о том, что строительство велось очень быстро для того времени. Летом 1786 года началось сселение жителей и снос их домов. А в мае 1787 года в торжественной обстановке состоялась закладка первого (южного) корпуса присутственных мест. На такое событие прибыл сам генерал-губернатор князь Мещерский , присутствовала вся гражданская и церковная знать!
Все это действо происходило при многом стечении народа и нашло отражение в документах о визите в Вятку генерал-губернатора из Казани. И вот в знак особой значимости события в фундамент строящегося здания была заложена медная доска с перечислением всех царствующих особ и присутствующих при закладке высших губернских должностных лиц, так же на медной доске было увековечена имя вятского губернского архитектора Филимона Рослякова- автора проекта здания присутственных мест.
Под медную доску была уложена свинцовая пластина, а в нее врезаны монеты, чеканенные в правление императрицы Екатерины II, интересно, что документ эпохи сохранил для нас все номиналы монет помещенных в фундаменте здания. Вот как описывает это событие неизвестный нам губернский писарь: «В свинцовой пластине помещены монеты, которые в нынешнее время в России ходят, яко то империал десятирублевой, полуимпериал пятирублевой, один рубль, полтина, полуполтинник, двадцатикопеешник, пятнадцатикопеешник, гривенник, пятак, медный пятак, грош, копейка, денга и полуденга».
Во - первых это интереснейший исторический документ дающий представление о том как назывались в эпоху Екатерины второй основные денежные единицы. Например «пятак» это серебряная монета в 5 копеек, если монета медная, то это особо поясняется , "грош" , как можно судить из записи - это две копейки. Во – вторых это полный набор монет всех номиналов конца XVIII века !
На самом деле ценна не каждая монета по отдельности, а сам кладовый комплекс. Уникальный случай – благодаря записи о визите в Вятку князя Мещерского мы имеем полное и подробное, за исключением дат чеканки описание клада, который c большой долей вероятности сохранился до наших дней в фундаменте здания.
Из книги вятского краеведа и Почетного гражданина города Кирова Анатолия Тинского "Вятская мозаика" мы знаем, что здание имело глубокий подвал. Подземелье предназначалось для хранения стратегического по тем временам продукта – казенного вина. Всех винных запасов Вятской губернии! Сделаны подвальные винные закрома были по специальному указанию генерал-губернатора и подвал, и первый этаж перекрыты мощными цилиндрическими сводами с затяжками из брускового железа. Вятский мещанин Василий Шилов – подрядчик работ к июлю 1787 года отрыл котлован на глубину трех аршин с четвертью. Это около 2,5 метров. Скорее всего медная памятная доска и свинцовая пластина с монетами были помещены в основание одной из свай и заложены кирпичем на известковом растворе - иначе никто бы не смог поручиться за сохранность монет. C высокой долей вероятности, можно предположить присутствие этого исторического и денежного клада в одной из угловых частей здания на глубине от современной дневной поверхности около 3-х метров. Приходится учитывать более поздние работы по благоустройству и современный асфальт. То что «капсула времени» 18 века сохранилась, сомневаться не приходится – данные попали в документ, следовательно, все происходило под строжайшим контролем чиновников в присутствии самых важных чинов Вятской губернии.
Первый губернский архитектор Филимон Меркурьевич Росляков планировал построить четыре здания присутственных мест. Но как часто это бывает, не хватило средств на реализацию всех планов. Построено было только два здания «северное» и «южное». Если взглянуть сверху с высоты птичьего полета оба здания имели форму буквы «Г». Значит и точек предположительного нахождения клада больше чем в здании с обычной четырехугольной формой. Достоверно известно, что первым было заложено именно «южное» здание – поэтому резонно предположить, что памятная медная доска с именами и пластина с полным набором монет Екатерины II, находятся именно в его фундаменте. В декабре 1797 года в двух комнатах первого корпуса разместилась только что созданная губернская типография. В 1838 году, здесь впервые были напечатаны "Вятские губернские ведомости". Первые номера газеты готовил ссыльный Александр Герцен.
Здание типографии тесно связано с деятельностью известного статистика Николая Спасского, который более 40 лет был секретарем Вятского статистического комитета, а также редактором "Памятной книжки Вятской губернии". Здесь же в Вятском губернском правлении в 1850—1855 гг. будущий известный писатель, а пока ссыльный М. Е. Салтыков-Щедрин дослужился от младшего чиновника до советника вятского губернского правления.
Все они так или иначе работали с документами канцелярии вятского губернатора и могли знать историю этого здания, но в то время помышлять об извлечении «послания потомкам» было просто нереально. Не было технических возможностей, да и ценность набора монет в то время не имела ни научной, ни материальной ценности и носила скорее символический характер.
Сегодня в зданиях Губернских присутственных мест располагаются офисы крупных и небольших фирм. Есть небольшой музей истории зданий - для его осмотра нужно всего лишь войти в главный вход "южного" корпуса.
Там на небольшой витрине представлены находки строителей, сделанные во время реставрационных работ. Среди них нет клада генерал-губернатора князя Мещерского...ведь его извлечение пока невозможно. Заложенный в фундамент исторического здания, он не может быть извлечен без вреда для памятника архитектуры. Поэтому , достаточно всего лишь знать , где зарыт клад! Ведь его историю для нас сохранил безымянный писарь - не поленившийся подробно перечислить содержание памятного клада! Ему за это огромное историческое спасибо!