Очередной театральный сезон на Кубани, кажется, вступает в свои права, и стартует он с бодрых рапортов-интервью наших руководителей о небывалых успехах их учреждений. Оказывается, публика чуть ли не осаждает кассы, беспрецедентно дружно заполняя зрительные залы. Вот только непонятно, почему в начале театрального года сразу начали действовать 20 %-ные скидки на билеты (взять тот же краевой музыкальный театр). Более того, нам рассказывают еще и о какой-то мифической «культурной» конкуренции на улице Красной… Такое ощущение, что наши рулевые подмостков живут своей особой жизнью или просто выдают желаемое за действительное….
И все-таки порадовал, и скорее вопреки, музыкальный театр новым составом оперетты Имре Кальмана «Сильва» в постановке народного артиста России Юрия Дрожняка. То, что наша публика обожает «легкий жанр», думаю, рассказывать никому не надо, и мне жаль, что в афише такие спектакли более редкие гости, чем беспомощные подделки под мюзиклы и современные балеты. «Сильва» имеет отношение к жанру еще той оперетты, как и его легенда Юрий Эдуардович Дрожняк. Именно во многом благодаря ему, преодолевшему огромную работу с артистами, поклонники Кальмана увидели иную постановку и совершенно трогательного, очаровательного Эдвина в исполнении молодого вокалиста Сергея Ермоченко, обладателя красивого баритона, совсем недавно приглашенного в Краснодар. Хочется надеяться, что Сергей задержится в труппе музыкального и мы не раз услышим и увидим его и в оперном репертуаре. Другой наш ведущий баритон Владимир Кузнецов впервые, но, как обычно, вальяжно-непринужденно исполнил партию Ферри. Сильва Татьяны Ереминой колоритно отметилась премьерным выходом. В роли Бони бесспорным обаянием блеснул Игорь Завада. И, конечно же, Марина Шульга свою Ангильду (мать Эдвина) подала с таким темпераментом, эмоциональностью и образностью, что каждое ее появление на сцене представлялось, не нарушая ансамбля, отдельной картиной.
Наверное, вот такие спектакли и должны становиться если не праздником, то непременно радостью для зрителя, его отдушиной.
А вот злополучный, с бетонной (!) сценой – невероятно, но факт – Театр защитника Отечества (ТЗО) в новый сезон вступает без художественного руководителя, так как Александр Николаев сложил свои полномочия. Не знаю, с чем все это связано, – ясно одно, что за такими поступками скрываются серьезные причины. Помнится, когда Александр Геннадьевич попрощался с Туапсинским ТЮЗом, который возглавлял 3,5 года, я сразу сказал, что зря он покидает его, так как ТЗО станет исключительно предметом застоя. Что и следовало доказать. После ухода А. Г. Николаева патриотический театр явно попадает в руки непрофессионалов и мало что понимающих в искусстве вообще. В городе есть личности, которые бы могли возглавить коллектив и как-то попытаться там наладить работу, но боюсь, что истинных специалистов ныне вытеснила махровая любительщина.
Кстати, в Молодежном театре тоже сегодня освободилось место главрежа. Но уход здесь связан с банальным истечением контракта. И теперь Даниил Безносов имеет возможность «засаживать» маками и «удобрять» песком все периферийные труппы нашей необъятной Родины. В «молодежке» же творческий процесс идет в плановом режиме, и в сентябре зритель увидит «Самоубийцу» Николая Эрдмана в постановке Алексея Шавлова.
В начале октября Новый театр кукол КМТО «Премьера» пригласит нас на «Метаморфозы» Александра Янушкевича. Древнегреческие мифы обещают предстать в фирменной эстетике режиссера с его особой ритмикой, игрой с пространством. Янушкевич умеет соединять визуальный полет с пластической, порой жесткой графикой и тончайшей иронией.
Этого, увы, очень не хватает драмтеатру, где начались репетиции «Бесприданницы» Александра Островского. Однако невольно озадачиваешься и удивляешься, когда на сайте театра читаешь распределение ролей. К примеру, главную героиню Ларису Огудалову исполнит актриса с довольно-таки нестандартной для «куклы» и «красивой барышни» фактурой. Полотно режиссера Тимура Насирова и весь его замысел мы сможем оценить в середине сентября: пока же афиши являют нам ни больше ни меньше белое платье и мужской прогнивший и разорванный пиджак, обвитые то ли плющом, то ли просто сухими ветками. Согласитесь, метафора интригующая, главное, чтобы не получился вариант «Беспредельщицы», остроумно показанный на актерском капустнике Юлией Макаровой и Виктором Плужниковым.
Хочется, чтобы и театральный сезон не был похож на афишу краевой драмы, а мы все-таки имели возможность вдыхать свежесть, открывать новизну и видеть красоту.
.Александр Геннадьев