«Но самое большое изменение — это больше спокойствия внутри». Победительница «Электронной буквы» (2022 г.) в номинации «Актуальность вне времени» рассказала, что изменилось после победы в премии. А еще отметила важность поддержки, признания и ответственности за свой труд и успех.
Роман «Время красивых людей»
Профессиональный тг-канал автора: https://t.me/therapyreal
Личный нано-бложик: https://t.me/vremya_nas
Где вы родились и учились?
Я родилась в Великом Новгороде в 1986 году. Получила двойной диплом в НовГУ, потом еще один — в Восточно-Европейском Институте психоанализа (еще одна корочка — и можно играть ими в покер).
Писательство — ваша основная деятельность, или есть другая работа?
Я практикующий психоаналитик. Это вторая и страстно любимая профессия, к которой я долго шла. До этого 15 лет преподавала иностранные языки и занималась переводами. Писательство всегда было рядом, от первых стихов и рассказов в школьных журналах до курсов писательского мастерства, которые я вела сначала в родном городе, а потом онлайн.
Расскажите о начале творческого пути
В 6 лет у меня уже была мечта написать роман. Были даже попытки сочинить что-то лихое и приключенческое про капитана пиратского корабля. Писать я умела, хоть и печатными буквами, а вот выстраивать сюжет большого жанра, разумеется, не могла. В родительской квартире до сих пор хранятся рукописные сборники сказок авторства 9-летней меня. Я их случайно нашла и перечитала в последний приезд. Удивилась, насколько они взрослые и как хорошо написаны. Захотелось обнять себя маленькую и сказать, что у нее все получится.
Вы учились писательству?
Сначала у меня была строгая школа под названием «родители — профессора филологии». К нам домой часто приходили студенты и коллеги родителей, приносили свои стихи, чтобы отец дал критический разбор, или часами разговаривали о литературе.
Мои первые стихи и рассказы никто не щадил: им доставалась хоть и конструктивная, но взрослая критика.
Уже в студенчестве я стала глотать все книги о писательском мастерстве, которые можно было найти в магазинах или в Интернете, позже читала блоги писателей и сценаристов. Это была солидная теоретическая база, но у меня не было главного: доброго поддерживающего взгляда.
Когда я уехала писать диссертацию в Штаты, научная руководительница помогла мне записаться на несколько курсов из программы писательского мастерства в университете. Думаю, что без этого опыта я бы бросила писательство и никогда к нему не вернулась. На программе были потрясающие преподаватели и замечательные ребята.
Я ожидала привычных для российской литературной среды разборов в стиле «что плохо» и «как надо». И когда в первый раз в группе разбирали мой текст и каждый из участников находил, что похвалить, что показалось особенно удачным, что впечатлило, — я не сдержалась и сбежала с занятия в слезах. Потом у нас был долгий разговор с удивленным профессором о моем прошлом опыте.
Что для вас успех? Вы пришли к нему, или цель пока впереди?
Я до ужаса тщеславный человек. Конечно, у меня есть писательские амбиции. Однажды я хочу прийти на премьеру фильма по своей книге. Но кроме внешнего понимания успеха есть еще и внутреннее — как у персонажа есть внешняя и внутренняя цель. Для меня писательство всегда было каторжным трудом.
За последние 3 года я, наконец, стала писать в удовольствие. Это по-прежнему сложно, но уже не каторга, а непростой процесс, в который можно погрузиться и проживать раз за разом мини-катарсис от решения особенно сложных задач.
Как опубликовать книгу на Литрес? Узнать можно на нашем сайте.
Как вы узнали о премии «Электронная буква» и почему решили подать заявку?
Я понятия не имела, что у Литрес есть премия, пока случайно не увидела упоминание. Мой первый роман уже вышел в электронной форме, и я столкнулась с тем, что написать книгу — это полдела: дальше ее постоянно нужно продвигать, чтобы она дошла и до широкой читательской аудитории, и до лидеров мнений.
Участие в премии показалось хорошим способом, тем более входной порог низкий по сравнению с другими премиями (например, может требоваться, чтобы книгу номинировал эксперт или организация).
Что изменилось после победы в премии?
Стало больше продаж, поступило предложение об издании в бумаге. Но самое большое изменение — это больше спокойствия внутри. Книга прошла первое серьезное испытание, ее читали и оценивали эксперты и признали лучшей в своем жанре. Всегда ведь задаешься вопросом: «А не х**** ли я делаю?», — даже если знаешь, что хорошо пишешь. И внешнее подтверждение важно.
Что вам как автору помогает? Где черпаете вдохновение?
У меня с детства есть фантазия о том, как было бы здорово становиться невидимкой, следовать за случайно выбранным человеком, тихонько проскользнуть к нему домой, сесть в уголке и просто наблюдать, как он живет свою жизнь. Звучит, возможно, по-сталкерски, понимаю.
Мне кажется, мало кто понимает, как на самом деле интересна его «обычная», «простая» жизнь.
Вы проникаетесь атмосферой своих произведений? Вам бывает страшно, тревожно от написанного?
Если идея меня захватывает, я глубоко ныряю в мир. Могу часами ходить по городу, не замечая ничего вокруг, потому что внутри себя я в другом месте, в другое время. Иногда настолько погружаюсь, что это похоже на опыт виртуальной реальности без специальных очков. Если в такие моменты еще и мир случайно откликается, бывает и страшно.
Однажды, когда я дописывала последние главы романа, вышла из дома на кофе, встала на пешеходном переходе и увидела на столбе листовку с призывом к протестам и перевороту. Листовка была текстовая, практически манифест, один в один как из моего выдуманного мира. Пробрало холодком, конечно.
Ваши читатели пишут об эффекте присутствия и точных деталях, которые погружают в произведение. Как вам это удается?
Я просто («просто», ахаха) долго тренировалась, и сейчас это получается почти автоматически. Мне самой нравится создавать эффект присутствия. Это ведь захватывающая задачка: как буквами на экране или бумаге задействовать все 5 чувств, чтобы читатель слышал, обонял, ощущал кожей.
Должен ли автор сам себя продвигать, или это забота платформы?
Очень хочется, конечно, постучать кулачками по полу и поныть, что начинающих авторов должны продвигать, потому что нам сложно в этом мире, рынок перенасыщен, читатели избирательны и вот это всё. Я, честно, и ною — наедине с собой или с друзьями, чтобы дать выход чувствам. А потом возвращаюсь во взрослую позицию: ты сам несешь ответственность за то, чтобы что-то в твоей жизни случилось так, как надо.
Мне бы хотелось, чтобы у авторов был широкий выбор инструментов, из которых можно выбирать самые подходящие, и чтобы платформы помогали с этим инструментарием.
Какой главный писательский прием вы для себя открыли?
В крупной форме — соблюдать последовательность стадий: исследование материала, создание аутлайна, написание черновика, редактура. Не перескакивать, не смешивать и давать себе столько времени, сколько нужно.
Если вы хотите зарегистрироваться на Литрес, это можно сделать по ссылке.