Найти в Дзене

У кого в университете был самый необычный мундир: история Александра Казембека

Свою автобиографию Александр Касимович Казембек начал так: «Какая дичь, какая несообразность!». И правда, его историю сложно назвать обычной. Знатный персиянин, который принял христианство от шотландских миссионеров-протестантов, а потом много лет служил профессором в Казани и Санкт-Петербурге… И всё это в XIX веке.  Мирза Мохаммед Али-бек родился в Дербенте в 1802 году. Его отец был главным кази (судьёй) в городе и пользовался всеобщим почётом. Благодаря этому Мохаммед-Али получил блестящее мусульманское образование. И уже в 17 лет написал первую работу по арабской грамматике.  Но в 1819 г. Казембека старшего обвинили в государственной измене, лишили имущества и сослали в Астрахань. Сын по своей воле приехал туда в 1822. Там он встретил шотландских миссионеров Пресвитерианской церкви, Глена и Макферсона. Али Казембек стал давать миссионерам уроки турецкого и персидского языков. В свободное время они часто встречались и разговаривали о вере. Сам Казембек брал у шотландцев уроки иврита

Свою автобиографию Александр Касимович Казембек начал так: «Какая дичь, какая несообразность!». И правда, его историю сложно назвать обычной. Знатный персиянин, который принял христианство от шотландских миссионеров-протестантов, а потом много лет служил профессором в Казани и Санкт-Петербурге… И всё это в XIX веке. 

А.К. Казембек (1802-1870)
А.К. Казембек (1802-1870)

Мирза Мохаммед Али-бек родился в Дербенте в 1802 году. Его отец был главным кази (судьёй) в городе и пользовался всеобщим почётом. Благодаря этому Мохаммед-Али получил блестящее мусульманское образование. И уже в 17 лет написал первую работу по арабской грамматике. 

Но в 1819 г. Казембека старшего обвинили в государственной измене, лишили имущества и сослали в Астрахань. Сын по своей воле приехал туда в 1822. Там он встретил шотландских миссионеров Пресвитерианской церкви, Глена и Макферсона. Али Казембек стал давать миссионерам уроки турецкого и персидского языков. В свободное время они часто встречались и разговаривали о вере. Сам Казембек брал у шотландцев уроки иврита и английского. 

Когда отец Али узнал, что сын решил сменить веру, произошёл страшный скандал. Юношу заперли в доме, лишили еды и даже избили. Только благодаря вмешательству миссионеров его удалось освободить. В 1823 г. он принял крещение под именем Александр. Отношения с отцом с тех пор были очень сложными, но всё-таки Али-Александр регулярно посещал его. А вот другие жители города как минимум дважды пытались убить молодого человека. Как-то на него напал в воде некий подкупленный персиянин, но Казембеку удалось уплыть. В другой раз убийцы караулили его у дома отца, но Александр заболел и несколько дней не мог навещать его. 

Вскоре пришло распоряжение от генерал-губернатора, что новообращённый персиянин должен выбрать ведомство для службы. Одновременно с этим ему запретили вести миссионерскую деятельность (всё-таки Казембек крестился как протестант, а не православный). Александр попросил определить его в Министерство иностранных дел, где он смог бы продолжить свои научные изыскания. Однако в итоге из столицы пришло письмо с назначением в Омск, учителем школу. Это означало крах всех надежд. В первой половине XIX в. Омск был городом провинциальным. Ни о какой научной карьере там речи не шло.

Однако вновь вмешался случай. По дороге в место своей «ссылки» Александр Казембек посетил крупный губернский город – Казань, где совсем недавно открылся Императорский университет. Сразу по прибытию он, как пишет в автобиографии, «жестоко заболел». Эта вынужденная остановка в пути сыграла ключевую роль в его жизни. За время болезни Казембек познакомился с жителями города, в том числе с ректором университета Карлом Фуксом. Молодой образованный персиянин привлёк его внимание.

 А.К. Казембек (1802-1870). Снимок из фондов Научной библиотеки КФУ
А.К. Казембек (1802-1870). Снимок из фондов Научной библиотеки КФУ

После многих прошений и разного бюрократической волокиты Александр Казембек стал преподавателем восточной словесности. Сначала адъюнктом, а затем и профессором кафедры Татарско-Турецкой словесности. Именно его можно считать основателем казанской школы ориенталистики. Учебные пособия Казембека использовали не только в России, но и в Европе вплоть до XX века.  

Профессор Казембек, как и весь восточный разряд словесного отделения Казанского университета, привлёк к себе внимание в 1840-е гг. После ревизии университета было принято решение перевести казанских востоковедов столицу. Это отдельная большая история, о которой мы можем вам рассказать в будущем. Но, что важно, после открытия в Санкт-Петербурге Азиатского института, возглавил его именно мирза Казембек. Тот самый, которого изначально хотели сослать на край империи без шансов на возвращение.

А, да, мундир! В 1830-е гг. профессора в Российской империи обязаны были носить особые синие мундиры с серебряной вышивкой. Многим профессорам они не нравились, но делать было нечего. А вот Александр Казембек получил персональное разрешение носить особый синий халат. Он объяснял это тем, что с детства привык к персидской одежде и мундир ему неудобен. Поэтому его наряд был в империи уникальным: вышивка правильная, а крой восточный. 

А.К. Казембек (1802-1870)
А.К. Казембек (1802-1870)

А узнать больше об истории университетской культуры XIX-XX вв. вы можете в социальных сетях и на сайте проекта «Университет во времени», который делают сотрудники Научной библиотеки Казанского федерального университета.

Вконтакте

Telegram

Сайт

Подробная биография А.К.Казембека

Автор текста: Ротов Иван