Анатолий Гринь
После выступления на торжественном открытии моста через
Волгу пара Л-29 нырнула в громадный кювет прибрежной части
моста и, чтобы не испортить эффект «пропавших» самолетов, на
бреющем полете по кювету, под высоковольтную линию и далее
по окраине города на малой высоте ушли на свой аэродром. Все,
кто наблюдал эту картину, от неожиданности разинули рты,
когда пара самолетов, наделавшая столько шума своим
выступлением, внезапно пропала — исчезла! Тишина и
всеобщее удивление и недоумение!
Это во всех красках мне рассказал один из счастливчиков
увиденного. Такого шоу не ожидал никто! Потом Сергей
рассказал, что это был хорошо продуманный сценарий! Все это
было не просто так. Он вместе с Колчиным ездил на место
действия, они все просматривали и изучали. Учитывалось все! И
погода тоже! Результат не превысил того риска: они знали, что
делали, и сознательно шли на это. Два летчика, филигранно
владеющие техникой пилотирования, были отлично
подготовлены и вполне осознанно шли на этот риск! Конечно,
были и те, которые осудили этот поступок, но все летчики
восприняли это как мастерство!
По телевидению ведущий обратился: «Господа бизнесмены!
Подарите красивой девушке, летчику, многократному чемпиону
мира, общепризнанному лучшему летчику мира за 2017 год
Светлане Капаниной самолет!». Петер Бешенный, тоже
общепризнанный ас, имеет ангар своих самолетов, а у нас, на
Родине авиации до сих пор ведутся выступления на Су-26 и Як-
55, которым по тридцать лет.
Авиашоу — это особая праздничная атмосфера, именно
здесь видишь, как люди неравнодушны к авиационной технике.
Сергей, полжизни пролетавший в армии, внешне ничем не
выделяющийся, при выступлении на день авиации показал
зрителям самое интересное.
Было много выступлений летчиков на легких самолетах,
красиво выглядели выступления парашютистов, много было
сделано даже для самых маленьких: под вниманием опытных
парашютистов дети болтались под куполами парашютов,
подвешенных на высокие березы, техники показывали, как
правильно садиться в кабину реактивного самолета.
Все специалисты одеты в синюю униформу с авиационной
символикой. Была музыка и шашлыки, день был тихий и
солнечный. Праздник выглядел очень красивым. Все
выступления комментировались по громкоговорящей связи, в
конце программы выступление Л-29.
Самолет кувыркался в лучах солнца, блестящий, на
максимальной скорости, с нарастающим свистящим шумом
работающего двигателя, прижимался животом к траве в трех
метрах законцовкой крыла от ограничительной ленточки.
Проносился рядом со зрителями, уходил почти вертикально
вверх, выполняя фиксированные бочки. И там, на высоте,
маленькой красивой игрушкой выполнял переворот через крыло,
падал вниз, и на отвесной вертикали опять серия бочек,
переворот и проход рядом со зрителями уже на спине.
Аплодисменты благодарных зрителей за красочное зрелище! И
это в возрасте, при котором ни то чтобы не летают, жить
пытаются осторожно, боясь лишних движений!
И когда мы уже за столиками, под березами, с шашлыками, в
своем кругу, без регалий, в обыкновенной летней одежде, в
спокойной беседе делились впечатлениями праздника, я видел,
как многие с восхищением и удивлением смотрели на Серегу.
Заключительное выступление понравилось всем, и даже мало
понимающее в авиации получили огромное удовольствие и
полное удовлетворение от мастерства летчика!
Праздник порадовал всех, но РП высказал отдельное мнение
и пожелал Сергею Вениаминовичу на аэродроме больше не
появляться! До сих пор на встречах, которые мы устраиваем в
честь окончания работ, вспоминаем этот случай с улыбкой.
Очень многие летают очень красиво, смело. У многих
мастерство на таком уровне, что даже профессионалу доставляет удовольствие видеть, на что способен летчик в воздухе.
Находясь на СКП, на «вышке», я наблюдал, как выступали
планеристы. По очереди «Вильга» затягивает планер на центр
аэродрома, и на заданной высоте производится расцепка.
Каждый летчик выполнял в воздухе комплекс фигур высшего
пилотажа, со всеми переворотами, петлями и бочками. «Бланик»
с таким размахом машет своими длинными крыльями в воздухе
— все это очень низко! Аппарат без мотора с каждым
очередным маневром оказывается ниже, используя запас
высоты. Кажется, уже высоты нет, заход на посадку. Нет! Еще
один маневр, выход из вертикали на высоте, равной полуразмаху крыльев, и, наконец, планер заскользил в сторону третьего разворота.
Меня в свое время провез на «Бланике» мастер спорта:
симпатичный, очень приятный молодой человек, неоднократный
призер соревнований и ко всему еще и исполнительный
директор одного из отделов Приволжской ЖД. Как пилот-
профессионал, в основном полетавший в транспортной авиации,
я немного скептически воспринимаю прыжки с парашютом и
полеты на планере, но при том всегда отношусь ко всем
представителям воздушной стихии с большим уважением.
В первом полете, как правило, есть какое-то напряжение,
связанное с тем, что аппарат для меня необычный. Но как
человек, имеющий достаточный налет на очень отличающихся
между собой самолетах, понимал, что за буксировщиком
необходимо держаться спокойно, легкими движениями
парировать отклонения, примерно так же, как это делается при
полете в паре.
Пристегиваюсь, готовлюсь, на ходу осматриваю кабину.
Знакомые движения руками с замком привязных ремней, глаза
бегают с одного прибора на другой: высотомер и вариометр на
нуле.
Очень низко над головой мелькнули колеса «Вильги».
Приземление, разворачивается, рулит к месту старта —
цепляется буксировочный трос. В кабине буксировщика сейчас
Александр: знакомый по первым страницам летчик, планерист-
инструктор. Мой инструктор тоже Саша, летчик-спортсмен,
проводит предполетный инструктаж. Коротко доводит до меня
план полета и, зная мою летную подготовку, особенно не
утруждает себя — с характеристиками планера «Бланик» я
немного знаком и для ознакомительного полета этого вполне
достаточно.
Впереди передо мной «Вильга». Ее двигатель на малых
оборотах лениво шевелит своими поршнями, и я его в закрытой
кабине не слышу. Тихо и необычно!
На старте три планера, и задача буксировщика по очереди
затягивать их в воздух. Один освободился от буксировщика,
второй только что приземлился, в третьем — я и Саша!
Буксировщик запрашивает разрешение на взлет, увеличивает
обороты двигателя — выбирает слабину троса:
«Взлетаем!»
Нас тянет «Вильга». Сейчас я слышу двигатель и
запоминаю, как на разбеге проектируется силуэт самолета в
моем лобовом стекле. Выдерживаю направление. Чувствую, как
на ручке появляется усилие. Без особого напряжения удерживаю свой аппарат без крена. Небольшой толчок, и мы беззвучно повисаем в воздухе, привязанные к буксировщику тросом.
Самолет с поднятым хвостом еще бежит по свежей зеленеющей
траве аэродрома, а мы с Александром уже в полете!
Буксировщик отрывается, и я стараюсь держать его в «прицеле».
Сзади Саша подсказывает: «Спокойней». Но спокойней пока
непросто. Слишком легкое управление и на каждое мое
отклонение рулей планер реагирует моментально!
«Вильга» нас затягивает на центр аэродрома — расцепка.
Мы освобождаемся от привязи, и сразу чувствуется свободный
полет. Захватывающее ощущение. Я неоднократно слышал это
от планеристов, и сейчас мне приятно, и я наслаждаюсь
полетом.
Легкий шорох воздуха за бортом. На остеклении козырька
фонаря прижатая потоком к стеклу белая тонкая ленточка.
Планеристы — летчики, но почему-то при наличии полного
комплекта пилотажных приборов в кабине пользуются этим
примитивным пилотажным устройством. Я никогда не
занимался планерным спортом, знаю о них и полетах только из
книг и рассказов, и сейчас весь во власти красоты и
спокойствия. Но все равно для меня это полет, а не прогулка, и я
пытаюсь приложить все усилия и сосредоточиться на
пилотировании. Первое впечатление всегда особенное, но как
летчик пытаюсь сам, на глаз, строить маршрут захода на
посадку.
Инструктор, видимо, наблюдая за моими потугами, все это
видит и не мешает, не вмешивается в управление и не
обременяет себя подсказками. И мне это нравится! Опытный
летчик вмешивается в управление в случае грубых ошибок. А
они должны быть — это мой первый полет на «Бланике».
Полет на планере завораживает. Я немного жалею, что на
все не хватает времени, а ведь я немного завидую. Планер мне
нравился еще очень давно на аэродроме «Горелое» в 1967-м, где
я начинал и летал на «Яках»!
Теоретически зная, что качество планера очень высокое и в
полете потеря высоты не более 0,5 м/сек, все-таки стремишься
экономить высоту, в результате после четвертого лишняя
высота, и на прямой приходится тормозить, вплоть до
приземления. Думаю, это беда всех летчиков. При тренировках
на имитацию отказа двигателя любой пилот допускает такую
ошибку, и иногда приходится терять лишнюю высоту глубоким
скольжением. После четвертого я замечаю, что у меня лишняя
высота, и Саша на прямой кратковременно выпускает тормоза.
Посадка! Здесь я уже чувствую уверенную руку инструктора —
приземление!
Очень необычные впечатления — безмоторный полет!
Я не планерист, но уважаю этих ребят, почти все они
мастера своего дела, кроме начинающих. Любую работу,
выполняемую мастерски, воспринимаешь с восторгом и
проникаешься уважением к мастеру.