Один из самых хорошо прописанных образов вампира в литературе – Дракула британского писателя Брэма Стокера из одноименного романа, впервые опубликованного в 1897 году.
Дракула выступает самым старым представителем вампирского народа, а значит и самым сильным среди них. В современном мире, когда мы слышим слово вампир, то у нас сразу перед глазами всплывает определенный эталон – мужчина, превращающийся в летучую мышь, ходящий по стенам, гипнотизирующий людей и не отражающийся в зеркалах. Именно такой, уже привычный для нас образ, создал Брэм Стокер. Это история о трансильванском графе Дракуле, который живет в замке на окраине мира вдали от цивилизации, а впоследствии переезжает в Лондон, где активно приспособляется к современной культуре. Солнечный свет его не убивает, но ослабляет, он пьет кровь, не отбрасывает тень и имеет непереносимость чеснока и святых символов. Вот он наш типичный вампир.
В связи с развитием романтизма, Стокер позволил себе менять образ Дракулы на протяжении всей книги. Так, в начале романа, граф описан как высокий, с худощавым телосложением, бледным лицом с крючковатым носом, острыми белыми клыками и проблескивающей сединой. Источником его жизненной силы была человеческая кровь. Чем больше он ее употреблял, тем моложе и сильнее он становился.
После пития крови, лицо графа Дракулы преобразовалось – бледная кожа стала непрозрачной и напряженной, глаза устремлены, полные ярости и наслаждения, вены на висках надулись, словно наполнились жизненной энергией, а рот охотничье раскрылся, открывая острые клыки, готовые к новой порции крови.
Если в его рационе был дефицит, то он заметно старел и иссушался.
В глазах графа Дракулы просматривались долгие годы, полные жестокости и власти, его лицо было облачено в складки старости, но его глаза оставались такими же молодыми, жаждущими крови, излучающими вечную жажду власти и бессмертия.
Кроме того, в этой истории есть элемент контроля и манипуляции. Дракула посещает Люси по ночам и пьет её кровь, что приводит к её постепенному превращению в вампира. Это может рассматриваться как метафора на то, как кто-то может использовать своё влияние, чтобы контролировать других людей и изменить их личность или поведение.
Граф Дракула выглядел очень усталым и изможденным после встречи с Люси.
После каждой встречи с Люси, граф Дракула становился еще бледнее, словно поглощенный силой ее крови. Лицо его утратило человеческую плоть и стало сухим, складками морщин покрытая кожа напоминала склерозов истощенного тела. Его глаза приобретали зловещий блеск, словно в них таилась тьма самого Ада, а усики окружавшего их чередовались вялыми жилками, как у гниющих корней. Он был нечто, нечто, выходящее за пределы человеческого познания, и поражал своей отраженной в нем бездушной жестокостью и неподвижной старостью.
В романе описывается, что он потерял много крови, поскольку граф обращал в себе подобного уже молодую девушку Мину Мюррей. Кроме того, Дракула подвергся нападению со стороны Ван Хельсинга и его компании, которые пытались остановить его злодеяния. Это привело к тому, что его физическое состояние ухудшилось еще больше. Однако, несмотря на свое израненное состояние, граф Дракула все еще был опасным и беспощадным в своих намерениях.
Этот роман стал настолько знаменитым и успешным, что образ графа Дракулы стал прототипом для множества героев-вампиров. Кроме того, роман стал основой для множества экранизаций. Например, на его основе были выпущены следующие фильмы: «Носферату. Симфония ужаса» 1922 года, «Дракула» 1931, 1958, 1979 годов, «Дракула Брэма Стокера» 1992 года и другие.