Проспер Мериме, автор знаменитой «Кармен» писал не только новеллы. Есть у него исторический роман «Хроника царствования Карла IX», посвященный событиям страшной Варфоломеевской ночи, случившейся 24 августа 1572 года.
Варфоломеевская ночь была даже для своего времени большим преступлением … как бы национальным восстанием…и парижские горожане, умерщвляя еретиков, твердо верили, что повинуются голосу неба.
С первых страниц романа, мы знакомимся с Бернаром де Мержи, везущим рекомендательные письма к предводителю партии гугенотов. Молодой человек останавливается в гостинице «Золотой лев» и сразу же чувствует напряжение, готовое превратиться в пожар. На стенах надписи «Смерть гугенотам!», за столом сидят, жаждущие выпить и подраться с хозяином-католиком солдаты-протестанты.
Отправляясь в Париж, Мержи надеялся заручиться влиятельными рекомендациями к адмиралу Колиньи и получить службу в армии, которая собиралась, по слухам, выступить в поход во Фландрию под предводительством этого великого полководца. Он льстил себя надеждой, что друзья его отца, к которым он вез письма, поддержат его хлопоты и доставят ему доступ ко двору Карла и к адмиралу, у которого тоже было подобие двора.
Проходя по парижской улице мимо шумной компании, Бернар узнает среди молодых людей брата, несколько лет назад покинувшего родной дом и принявшего католичество. Братья в едином порыве бросились другу к другу в объятия.
Будь встреча не столь неожиданной, он, может быть, попытался бы вооружиться равнодушием, но непредвиденность восстановила все права природы. После этой первой минуты их встреча протекала как встреча друзей, не видевшихся после долгих странствий.
Так Бернар оказался в компании молодых придворных католиков:
Проходя мимо Лувра, из которого выходило множество богато одетых лиц, капитан и его друзья почти со всеми знатными господами, которые им встречались, обменивались поклонами или поцелуями.В то же время они представляли им молодого Мержи, который, таким образом, в одну минуту познакомился с бесконечным количеством знаменитых людей своей эпохи. В то же время он узнавал их прозвища (тогда каждый выдающийся человек имел свою кличку), равно как и скандальные слухи, распускавшиеся про них.
По пути внимание Бернара привлекла, ехавшая верхом на белом муле, в сопровождении лакеев, дама. По моде того времени на ней была маска. Женщина остановила свой темно-синий взгляд на незнакомом молодом дворянине…
— Кто эта дама, которую так приветствуют? — спросил Мержи с любопытством.
— Уже влюбился! — воскликнул Бевиль. — В конце концов, не может быть иначе: и гугеноты и паписты — все одинаково влюбляются в графиню Диану де-Тюржис.
— Это одна из придворных красавиц, — добавил Жорж, — одна из опаснейших чаровниц для нас, молодых волокит. Но, побери меня чума, эту крепость взять не легко.
А дальше П.Мериме приготовил для читателя опасную дуэль, обращение к колдунье, тайное свидание с незнакомкой и массу других волнительных приключений.
Но время неумолимо приближается к роковой дате. Король приказывает капитану Жоржу де Мержи через несколько дней привести свой отряд легкой кавалерии в Париж и пока держать задание в секрете.
А у Бернара кипит личная жизнь, но по городу ходят слухи о каком-то ночном развлечении...
Мержи уже отошел на несколько шагов, как вдруг услышал, что Бевиль его окликает.
— Послушайте, послушайте, еще одно слово! Я не могу оставить вас, не дав вам дружеского совета!
— Какого совета?
— Не ходите к ней сегодня вечером! Поверьте мне; завтра вы поблагодарите меня.
— В этом и заключается ваш совет? Но я вас не понимаю. К какой к ней?
— Полноте, мы понимаем друг друга. Но если вы благоразумны, переправьтесь сегодня же вечером на тот берег Сены.
— За этими словами скрывается какая-нибудь шутка?
— Нисколько. Я говорю серьезнее, чем когда бы то ни было. Повторяю: переправьтесь через Сену.
Книга не только историко-приключенческая, хотя при чтении, сразу же в голове возникли образы из фильма «Королева Марго» и герои романов А.Дюма. Мериме, поднимая серьезные вопросы религии и власти, старается понять чувства людей. ОН написал в предисловии к роману, что главное для него «изображение человека, которое интересует и занимает меня». Тем более в таких обстоятельствах, когда близкие люди, своим выбором или волей судьбы, оказываются по разные стороны баррикад. Рекомендую всем любителям классики! А вы давно перечитывали П.Мериме?