Такой была тема заседания Комитета по развитию систем управления качеством Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям», которое состоялось 18 мая 2023 года в «Рособоронэкспорте».
На заседании собрались директора по качеству и начальники ОТК практически всех ведущих предприятий ОПК России, а верховным арбитром, к которому они апеллировали со своими проблемами, выступил высокопоставленный представитель Минобороны. Фамилию его мы называть не станем, но о статусе этого человека достаточно красноречиво говорит тот факт, что он приехал на лимузине Aurus. Не можем мы, к сожалению, излагать здесь и все подробности докладов, прозвучавших по обозначенной в заголовке теме, которая в настоящее время стала главной проблемой ОПК России.
А проблема эта заключается в том, что госзаказ за последний год вырос в разы, а выполнять его приходится практически теми же силами, что и до февраля 2022 года.
К примеру, «КАМАЗ», крупнейший в России и 14-й в мире производитель грузовиков, еще недавно производил 160 автомобилей в сутки, сейчас довел это число до 210, а к концу году намерен выйти на цифру 240. Это позволит компании в 2023 году выпустить 50 тыс. автомобилей.
Самый болезненный вопрос для российского автогиганта сейчас: где взять специалистов для увеличения темпов производства. Решают проблему путем «приглашения людей из бывшего СССР», как выразился представитель компании. Они проходят двухнедельные курсы и встают на конвейер.
Поскольку речь идет о гражданской компании, то еще одну интересную подробность привести можно. Как известно, «КАМАЗ» в недавнем прошлом развивал стратегическое партнерство с Daimler Truck. Немцы поставляли комплектующие для двигателей Cummins и трансмиссий ZF. В 2022 году поставки, естественно, прекратились. Однако проблему удалось решить. По словам представителя, трансмиссии локализованы на 80%, двигатели – на 60%, а недостающие комплектующие закупаются в Индии и Китае.
Понятно, что аналогичные детали о работе «Вертолетов России» и «Уралвагонзавода» мы здесь сообщить не можем, но основная проблема у всех одна – острейший кадровый голод. А для предприятий ОПК ситуация усугубляется тем, что они в большинстве случаев «людей из бывшего СССР» на работу принять не могут. Нужны квалифицированные граждане России. А где их взять?
«Рынок труда Нижнего Тагила соответствует общероссийским тенденциям, – говорит представитель «Уралвагонзавода». – Количество стоящих на учете в центре занятости в течение 2022 года сократилось в 8 раз. Было 7144, стало 880».
По словам заводчанина, проблема в снижении общей численности населения Нижнего Тагила. С 2010 г. сокращение составило порядка 22 000 человек. Ежегодно усиливается тенденция оттока из регионов в центр не только квалифицированных кадров, но и молодежи. В течение последних лет более 80% выпускников 11 классов уехали в другие города получать высшее образование.
По мнению представителя, беда в том, что родители плохо воспитывают своих детей, которые не хотят идти на завод.
«Практически 10 лет реализовывался проект «Славим человека труда». К сожалению, яркого результата он не дал», – досадовал представитель «Уралвагонзавода».
Кончено, можно посоветовать поменьше славить и побольше платить, но тут встал представитель Челябинского тракторного завода и предложил радикальное решения проблемы.
«Мы раньше выпускали продукцию в три раза меньше, чем сейчас тем же количеством персонала, – заявил он. – Люди работают по 12-16 часов. У нас в стране введена мобилизация, которая, скажем так, сдержала супостата, и есть героический опыт прошлых лет нашей страны. Может, уже назрел вопрос проведения какой-то трудовой мобилизации людей и привлечения их на предприятия? И тогда увеличится и качество, и поток выходящей продукции».
На счет качества вопрос спорный, но предложение перспективное, хотя, думается, его время еще не пришло. Поэтому представитель Минобороны хвататься за него не стал. Его резюме в конце заседания было следующим: «Не надо чего-то просить все время у государства. Государство сильное, мощное, у него денег достаточно. Но не бесконечно. А говорить, что персонал мне не дают, денег не дают, оборудование не дают, и поэтому я сорвал ГОЗ, не надо. Ты сорвал ГОЗ – и 25 снарядов, которые помогли бы прорвать оборону на том участке и продвинуться, без жертв обойтись, не поставлены. Поэтому я прошу внимательно посмотреть на те ресурсы и возможности, что есть, и их использовать все, прежде чем идти и просить кого-то».
В общем, все правильно, хотя этот совет немного напоминает советский анекдот про пулеметчика, у которого кончились патроны, но комиссар напомнил ему, что он коммунист, и пулемет застрочил с новой силой. С другой стороны, проблема проблеме рознь. Были в истории нашей страны времена, когда о проблемах, над которыми ломали головы участники этого совещания, оборонная промышленность могла только мечтать.
Холдинг НИКС – это сеть из более чем 100 магазинов цифровой техники по всей России; это инжиниринговый центр по проектированию высокотехнологичных производств «Проектмашприбор», на 75% принадлежащий компании НИКС и на 25% – Госкорпорации «Ростех»; это нанотехнологическая лаборатория, в стенах которой разработаны и изготовлены сканирующие туннельные микроскопы, исследуется квантовый электронный транспорт в металлических наноструктурах, ведутся работы по квантовым вычислениям.
Источник: НИКС - Компьютерный Супермаркет