Найти тему

85 глава. Брат ты мне рад?

85 глава. «Брат ты мне, или не брат? Рад ты мне или не рад»?

Мудро ли радоваться обретению страха Божия?

Митрополит Крымский Лука, на мой вкус является одним из величайших мыслителей прошлого века. Так вот он считает, что обретение человеком страха Божиего есть начало его пути по поиску радости от умножения мудрости. До этого момента – дурак дураком без страха и упрёка. Страх одновременно с радостью – совместные ли это состояния души и духа человека при общении с Богом? Радость от того, что Бог подарил тебе общение с Собой мне понятна. А вот что это за страх такой, который я должен или вынужден испытывать в момент радости? То, что Бог бывает в гневе страшен, и страшнее этого ничего в мире нет, это не обсуждается. Да, в мире случались отцы, которые в гневе своими руками убивали своих детей, и мне это доподлинно известно. Так же мне ясно, что мой отец в своё время имел потенциальную физическую возможность «задушить меня ещё в колыбели», и если б сделал, то, возможно, был бы где-то в чём-то перед кем-то прав. Но возможность эту он прошляпил. Слава Богу!))) Разве это повод мне бояться его? Или иметь страх и бояться это разные состояния души и духа? Душа дрожит или дух смущён и не годен к войне? Думаю, что страх - это состояние духа, а боязливость или боязненность - это болезнь души. Боязливость можно вылечить, научиться не бояться, то есть бояться, но делать. Паралич бояния лечится рассуждением, опытом и навыком, это очевидно всякому. А страх вылечить нельзя, его можно только прогнать или выгнать. Страх - это дух. Страх Божий - это Дух Святой, и если ты с Ним, или Он с тобой, то ничего не страшно. В ком страх Божий, тот поймал кураж. А кураж многократно умножает способности ума, и то, что человек совершил на кураже, он без куража более такого даже близко сделать не в состоянии. Гениальных открытий гений совершает за жизнь одно, ну два… и это тогда, когда в него вселился на время Дух Божий, а в остальное время – просто мудрец, каких много… А страх человечий - это дух нечистый. Это страх сатанинский. Кто обрёл страх Божий, и того изгнан страх сатаны. И в этом великая мудрость, ибо на борьбу со своими страхами можно бесплодно растратить всю жизнь, и когда предстанешь перед Всевышним нечего будет Ему предъявить из плодов своего труда. Бог говорит – соблюдай Мои законы и делай, как Я говорю тебе, и ничего не бойся – благословен будешь, и будет тебе тишь, да гладь, да Божья благодать. А не будешь соблюдать и делать супротив – то проклят будешь, беда тебе будет выручкой, горе – за счастье, а страшная смерть наградой за жизнь твою пропащую, ибо неча против Бога переть со своим свиным рылом, Мне не гожа никакущая твоя, приятель, рожа. Всё это подробно, в деталях, всесторонне, объективно, неоднократно и совсем не торопясь растолковал ещё Моисей. Чего страшиться? Делай, как сказано, и дело с концом.))) Но человека не так устроил Творец. Он пытается научиться безопасно пользоваться мозгом, (ему же ж Божьего ума мало, да и не надо, вон, своего ума – палата, некому вставить?!))) и ему порой кажется, что он то уж, конечно, уже что-то умеет, не то, что другие безмозглые обезьяны, что он уже может даже сам совершенно немыслимо думать… и первая мысль: а что, если?.. Ну, ясен пень, что не грубо и нагло, а втихаря и по чуть-чуть, почти не дыша под одеялом, шепотом в противогазе начать делать немного не так, как сказано?.. И потом, ну оно Ему надо, следить лично за мной? Что у Него других забот нет, более важных дел? Да, не, ну не может же быть, что за такие пустяки Боженька сразу оттяпает башку?.. И начинаются пробы пера… А Бог, как всегда, башку сносит без предупредительно выстрела вверх (там где Он - некуда стрелять вверх, ибо выше уже некуда), так что секир башка сразу и во веки веков, потому что страх Божий, как и беременность не бывает по чуть-чуть. Так страх Божий, как семя, зачинает и рождает дитя мудрости. Но требуется какое-то время, чтобы выносить, родить, вырастить и воспитать его, а после отпустить от себя и жить уже с Богом радуясь и не боясь за то, что радуясь.

Мой сын, сам уже дважды отец и боец на нашей войне, которую те, кого она лично не рубанула своим клинком по сердцу и душе, называют юродиво юридически - специальной военной операцией. И мы правы, ибо для нас, когда единственный сын воюет, это самая настоящая и самая страшная война, и они, жизнь которых почти никак не изменилась, тоже правы, ибо для них это – какая-то нездешняя, почти невзаправдошная операция, где какие-то странные люди зачем-то калечат и убивают друг друга, поэтому она специальная (не всего народа касается, а специальной его незначительной, и наверное, никчёмной части, раз не смогли отвертеться от мобилизации), ну и да, военная, потому как говорят, что там громко стреляют не только по воробьям. Так вот, мой сын - воин, говорит, что там у них на войне одновременно и страшно (слишком очевидно, что в любой момент могут убить или изувечить, причём не в атаке, а когда совсем не ждёшь, с дрона упадёт или ракета прилетит – иными словами ты принуждён ждать этого всегда, ибо не раз своими глазами убеждался, что оно может случиться в любое мгновение), и радостно от того, что ты - настоящий мужчина, занимаешься истинно мужским занятием – защищаешь то и тех, за что и за кого ты готов умереть. У каждого система ценностей может быть своя и эти системы могут как-то отличаться, но в основном это - заслуженное право носить гордое звание настоящего мужчины, великое звание мужа, годного к войне, воина своего Отечества, а также честь и особое достоинство - защищать семью, Родину, Веру и своё понимание цели и смысла жизни, своего Человеческого предназначения перед Творцом. Вот там у них одновременно и страшно, и радостно, и это потому, что их и наш Бог не просто рядом, Он живёт среди них и с ними в одних и тех же условиях и обстоятельствах сосуществует. Для тех, кому это - война – Он с нами. И Его нет для тех, кому это - специальная военная операция. Это невозможно не заметить, когда общаешься с одними и с другими, и, важно, что мы друг друга не понимаем и понять не можем. Не может отец, у которого единственный сын сейчас тихо по брони работает в хорошей компании, живя со славной женой и воспитывает пару ангелочков, понять отца, у которого единственный сын прямо сейчас не по брони, а в бронежилете воюет… Бронь для труса и бронь для воина немного разный эмоциональный окрас имеют, хотя та и та как-то защищают их владельцев. Но чувство собственного достоинства и взгляды на жизнь у них диаметрально противоположные. Сколько бы первый не говорил: «Ах! Как я вас понимаю!..» Врёт. Хочется за такое сочувствие и соболезнование дать в хитрожопую морду. Понять он сможет только после того, как мой сын с войны вернётся, а его уйдёт вместо. Вот после вместо будет уместно, и совсем другое дело, пусть приходит – поговорим… Мне самому не довелось испытать это чувство, когда твоё сердце одновременно разрывает и страх, и радость в одной ещё летящей к тебе пуле. Не довелось. В лихие 90-е приходилось стоять и под пистолетом, и под ножом и ещё много всяких страшилок перетерпеть и выйти победителем, но то было не то, было противно и мерзко, не было радости защитника Отечества, ибо я побеждал исключительно ради себя, продления своей жизни за счёт побеждённых. Я не помню в себе того времени той блистательной чести, того выдержанного достоинства, того светлого взора и той спокойной уверенности, с которой мой сын рассказывал о себе, о своих фронтовых друзьях и о своём отношении к этой войне. Мне многие авторы разных книг о войне говорят, что я должен гордиться своим сыном и тем, что случилось с ним и с нами. Я не против, я горд, но одновременно от такой гордости, как будто паршивые коты в душу напакостили поганые. Это, наверное, тоже сродни одновременного присутствия страха и радости. Достойная радость и честная гордость – одной крови. Страх и погань – тоже. Может я и не прав, но сейчас «я так думаю». Такого смятения чувств, наверное, не было бы, если бы можно было вместе воевать. Не в смысле всеобщей мобилизации в этой войне, ибо пока она бессмысленна, да и, возможно, невозможна. Кроме того, по рассказам дедов, в нашей последней всенародной войне тоже соучастие было, мягко говоря, неодинаковое. Кто-то в окопе, а кто-то на продуктовом складе в тылу воевал, и говорил при случае, что он очень хорошо всё и всех понимает и глубоко сочувствует... От этого и от этих мразей спасенья нет и быть не может. Я про то, чтоб вместе с сыном воевать, быть рядом, плечо к плечу, жить одними смыслами вместе… Зависть? – Всё может быть… Можно считать, что сыну таким образом оказана честь, и он избран и признан годным для войны, как для самого Богоугодного занятия в наше время на земле Российской, и царём, и Богом, и не только призван, но и доказал своей службой, что ни Бог, ни царь в нём не ошиблись. Можно… И я так и начал считать, и ныне так считаю, но начал я так считать только после того, как мой сын заявил, что быть защитником и воином – для него в радость, что это его призвание и это его дело и его место в этой жизни, которые он никому не отдаст, так же как и свою жену, и своих детей, и свою Родину, и что он там на войне - счастлив. А до того я выл много месяцев затравленным волком с отравленной печенью, и очень хотел кого-нибудь загрызть насмерть… Особенно тех, кто живёт в тылу вместе во всеми своими близкими, но позволяет себе менторским тоном переплёвывать через губу что-то вроде: «Как же хорошо, что война началась! Правда же!? Теперь-то вон, и матери солдат, и сами солдаты, которые раньше только мимо храмов ходили, а нынче, глядите-ка, и в церковь сами пришли, и молиться стали… Диво как хорошо стало». И при этом они явно ожидают от меня разделения их телячьего восторга этой ситуацией. Я благодарен Господу, что Он меня каким-то образом удержал от физического и морального мордобития таких особей рода тварей человеческих. Потому как рука тяжела, мог и прибить до смерти таких «братьев и сестёр» по вере. Даже ежу лесному понятно, что духовная пропасть у нас с ними, невменяемого размера. И их перевоспитывать не нужно, от них нужно не заразиться непроходимой глупостью, церковно-приходской пошлостью и актёрско-фарисейской мерзостью бессовестности. Путь очищения всегда хорош. Для всех. И для нас. И для них. 

Многое в моём понимании Бога основано на истории жизни царя Давида, который легче перечислить кем не был, чем кем был. Очень разносторонняя личность. Образец гармонии духа, души и тела. Он радовался жизни, отдавался ей сполна каждое мгновение и умер насыщенный жизнью, безопасно передав во времена благоприятные бразды правления сыну Соломону. Апостол Иоанн, описывая разговор Иисуса с Петром, который произошёл в его присутствии после воскресения, когда они обедали, высказал интересную свою мысль о том, что якобы Иисус показал Петру какой смертью он прославит Господа. Не важно, для нынешней темы рассуждений о радостном страхе или о страшной радости, какой именно смертью, важно, что человек, по мысли Иоанна, всей своей жизнью и её завершением на земле (смертью), прославляет Творца. Не позорит, не огорчает, а прославляет. Кто из человеков может про себя или про своего близкого хорошо знакомого человека сказать так же, если честно, так сказать?)))

Или Иоанн заложил в свои слова иную мысль, мол, если жизнь не удалась, то хотя бы смертью прославить Господа, чем исправить ситуацию, по примеру разбойника, распятого справа от Христа? Эта мысль тоже имеет право быть учтённой, поскольку несколькими днями ранее тот же Пётр три раза кряду за здорово живёшь, ну или из страха за возможное прекращение радостей жизни для себя любимого, предал Христа. Допустить, что такими деяниями человек тоже может прославить Бога, сложно. Но, можно. Иуда Искариот предательством или смертью прославил Бога? И прославил ли вообще?

На самом деле, если все мысли, желания и поступки человека исключительно от Бога и им контролируются и управляются, то человек ничем не может ни прославить, ни прогневать, ни опозорить Бога, как Творца и Отца. Что-то исходит из сердца, души и ума человека, чего Бог не ожидает, и Он этому нечаянно или радуется, или гневается, или не замечает. Мне представляется, что всё от Бога и всё есть Бог в смысле Творения, что Бог всё и всех сотворил из Себя, так как до Творения ничего, кроме Бога, нигде не было. Но Бог человека по Своему образу и подобию сотворил так, что он обладает, вслед за Творцом, своими собственными им рождёнными желаниями, мыслями, волей, честью, совестью и достоинством, кроме желаний и мыслей от Бога, кроме их же от сатаны. И в человеке происходит вечная борьба за добро и зло. Не между, а за, в том числе человека с сами собой, причём не на жизнь, а на смерть. Вот где страшная радость и радостный страх победы. Если это не так, и всё во всех исключительно от Бога, то нужно предположить, что Бог Давида ослепил тайфуном страсти к чужой жене Вирсавии, вселил план как половчее убить её мужа, своего верного соратника и защитника, и прочее... Что, конечно же, по моим представлениям, не правда. Человек в определённой степени, как говорил мой сын в малолетстве, "Самоделкин". И полноценный человек вслед за Богом Им же наделён внутренней независимой мотивацией к творчеству. Кстати, наличие неполноценности среди людей даже народа Божьего подтверждает тезис о том, что Богу, мягко говоря, не всегда есть дело до всех, Он сотрудничает с избранными, а человеческий фактор и сатана плодят среди прочего и самих неполноценных. Сотрудничал ли Бог с неполноценными? В Библии нет тому подтверждения. Адам, Ной, Авраам, Исаак, Израиль, Моисей, Давид, Соломон - всем Господь привёл жен. Тех, так называемых одиночек, имевших с рождения спецзадание от Господа, можно за всю историю Библии пересчитать по пальцам одной руки. Так вот, полноценному человеку для мотивации не нужны конкуренция и, прости Господи, рыночные механизмы, которых никто не видел. Полное отсутствие рынка и конкурентных процедур не помешали Богу сотворить мир. Он Сам на Сам творил, и Сам оценивал, Невероятным чутьём улавливая рыночные тренды и конкурентные потребности))). Бред. Если бы желание победы в конкурентной борьбе было главной мотивацией творцов, то после Пушкина ни один русский поэт не то что не писал бы стихов, он бы от безнадёги даже перо в руки не взял.))) Однако пишут, как подорванные, и имя им - легион. Значит, у них мотиватор сидит внутри. Они, которые настоящие, не могут не писать, остальные пишут потому, что есть такая профессия, такое занятие, которым можно деньги на прокорм заработать. Давиду шибко нужны были конкуренты, чтобы псалмы писать? А петь их? Ни конкуренция, ни рынок не нужны, это сатанинская придумка. Бог - Творец, Отец, Учитель, Наставник и Пастырь. Он - мерило и оценка всему тому, что хочет, замышляет и творит человек. Хороший, добросовестный и разумный земной отец, желающий вырастить добрых, сильных, смелых и честных детей имеет возможность в жизни заниматься 24 часа в сутки с перерывом на седьмой день только воспитанием детей, причём каждым в отдельности с учётом особенностей? Маразм. И что? от этого только не хорошие получаются? Нет, получаются разные, ибо в необходимой и достаточной степени являются "самоделкиными". А то были бы у Бога все одинаковые, да ещё с равными правами и возможностями))). Тоже, кстати, лозунг от того же парня с рогами да копытами. Бог создал мир таковым, в котором "каждому - своё" и переделывать его, похоже, Он не собирается.

Добро в качестве ответной реакции вызывает радость приятия приятного и начинается процесс сорадования добродея с получателем добра, до этого каждый радовался сам, творец добра - в процессе творения, получатель - в процессе ожидания. Сладкое томление предчувствия желанного, блаженное ожидание с замиранием сердца иногда дарит больше радости и иного качества счастья, нежели сам процесс вкушения и получения ожидаемого, когда вера твоя воплощается. Творчество - удивительное занятие, которое соединяет времена. "И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал". Слово, образ, музыка, здания, парки, мосты, дороги и прочие плоды творчества, созданные когда-то, продолжают передавать потомкам добро, которое не пропадает, но даже умножается новыми чувствами, переживаниями, мыслями... Слово, конечно, в этом смысле вне конкуренции, но и музыка, и картины художников, и танцы удивительно хороши, как плоды плодящихся... Зло же вызывает реакцию гневного неприятия, отторжения неприемлемого ненавистного. Это уже не сорадование, а сострадание. Ненавистью страдает и злодей в подготовке злодеяния, и тот, кто ожидает воплощения злодеяния. 

Вот царь Давид действительно своими делами прославлял Бога: как сын, как пастух, как воин, как музыкант, как поэт, как пророк, как отец, как царь... Как по мне, так Давид - личность, на порядок более интересная и гармоничная нежели его сын Соломон. Последний, как наследный принц, всё получил от своего отца и от Бога, а вот Давид начинал с положения презираемого никому не нужного младшего сына и пастуха. И Соломону Бог не отвечал взаимностью, пока Соломон не взывал к тому, что он сын Давидов. Это – факт.

Давид после того, как всё, что Бог ему поручал, завоевал; кого указано было - истребил, государство - создал, города - построил, организовал перенесение ковчега, а после показал всем, как надо служить Богу - радоваться, веселиться, играть на музыкальных инструментах, плясать и трапезничать вместе с Ним. Причём искренне, куражно, на разрыв аорты, а не помпезно, величаво чинно и излишне чопорно, выдавая сие за благообразие. Откуда появилась в православии эта напыщенность с театральными одеяниями, вкупе с показной уничижённостью чёрных одежд скорби, склонность к поискам вычурных мучений, к менторским угрюмым формальдегидным поучениям, ежечасному притворному раскаянию отчаянно печальных лиц, немыслимо удручённых тайными знаниями?... Странное понимание Богоугодности...

Отношения Бога и народа Израиля пророки часто сравнивают с отношениями жениха и невесты или мужа и жены. Если жена верна и послушна мужу, то муж её одаривает благами, ласков, нежен, предупредителен и внимателен. Если же жена мужу не верна и не послушная, то муж её ругает, бьёт и создаёт ей многие напасти и страдания. Всё как у людей. Многие богословы считают, что так пророки вынуждены были упрощать описание этих отношений, чтобы человеку было понятней. Но народ то и есть те самые человеки, так что полагаю, что такое описание не только образно верно, но и сущностно подобно. Народ не проведёшь!)))

Интересная аналогия ковчега и сундука из сказок про Кощея бессмертного. Автор этих сказок, якобы народ, большой шутник. Во-первых, он Кощея зачем-то прозвал бессмертным, хотя совсем не понятно, зачем она ему эта бессмертность, если он ею не пользуется. Во-вторых, сундук, конечно, подобен ковчегу. В-третьих, смерть бессмертного связана с иглой, которая напоминает копьё. Куда бы ты не прятался, на какой бы остров не заплывал, под какой бы дуб не зарывался, в какие бы сундуки не запаковывался, куда бы зайцем не бегал, где бы уткой не залетал, в какие бы яйца не залазил, всё равно смерти не избежишь, коли уж за дело взялся Иван-царевич, ибо он, по причине того, что дурак - любое дело доводит до надлежащего исполнения, кстати, как и Давид - младший сын своего отца. Дурак не выносит мозг лишнего, не изображает из себя думака, он просто дело делает и потому побеждает.

У Давида из сердца вышло хотение построить дом своему Богу. Бог не разрешил. Значит эта мысль и это хотение у Давида были не от Бога? Если эта «хотелка» была от сатаны или сам Давид этого захотел, тогда не все мысли и желания у человека от Бога. Или бывают мысли от Бога, от сатаны и свои собственные рождённые самим собой? Бог Давиду не позволил построить ему дом, а его сыну позволил, следовательно, это желание и задумка были не от сатаны и не во вред человеку.

Бог, который всё создал, разве не мог Сам Себе создать дом для Своего обитания? Значит, он Ему не был нужен. Значит, это награда, разрешение реализовать свою "хочуху" для Давида в виде подарка Соломону. То, что Бог при жизни отца обещает подарить его сыну это наивысшее, наиценнейшее благо, на самом деле есть наилучший подарок отцу. Я полагаю, что так оно и есть, лично я, так бы это и воспринял, и был бы безмерно благодарен Богу за такой дар одновременно и мне, и сыну.

Давид, который пролил реки крови во исполнение воли Божией вовсе не считает себя распоследним и самым негоднейшим из людей. Он тех, кого Бог и сам Давид вообще за людей не считали, истреблял целыми народами вместе с женщинами и младенцами, и радовался тому, что он тем самым угодил Господу. Удивительно, что и Бог этому радовался вместе с Давидом. Страшное дело, но в нём страх и радость живут одновременно в одном сердце.

Разве Бог укорял Давида пролитием крови во исполнение Его повелений? Нет. Бог ему просто сказал, что Он его предназначил для другого дела. Это сам Давид придумал, что запрет связан с тем, что на нём много крови, что является ещё одним свидетельством в пользу того, что, всё-таки, бывают мысли и не от Бога, и не от сатаны, а свои, родные, жаркие, пульсирующие и любимые. Пусть глупые, пусть наивные, пусть неправильные, но – свои!

Чему радуется Давид? Тому, что его и его народ избрал Бог и тому, что Бог обещает и даёт Своим избранным, а также тому, что ему удаётся слышать и исполнять слово Божие. Давид как бы предлагает каждому человеку присоединиться к его радости счастья, то есть порадоваться и сказать Богу, что-то вроде: "Отче, Господи Ты, Боже мой! Я тебе рад. Мне хорошо здесь с Тобой. Давай радоваться и веселиться вместе!" Не, ну а что?! Бог, возможно и скажет: "А давай"!!! Это одна жизненная позиция.

Другая - Господи, я так страдаю, давай страдать вместе. Это другая позиция.

Третья - Боже, я то радуюсь, то страдаю. Это моя жизнь. Давай жить вместе. Это позиция сосуществования с Сущим, это полноценная позиция полноценного человека.

Что даёт и что обещает Бог Своим? Исключительно материальные житейские блага... Перечислим их цитированием, чтобы ничего не упустить:

«Если ты, когда перейдете [за Иордан в землю, которую Господь Бог ваш дает вам], будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли; и придут на тебя все благословения сии и исполнятся на тебе, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего. Благословен ты в городе и благословен на поле. Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих. Благословенны житницы твои и кладовые твои. Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем. Поразит пред тобою Господь врагов твоих, восстающих на тебя; одним путем они выступят против тебя, а семью путями побегут от тебя. Пошлет Господь тебе благословение в житницах твоих и во всяком деле рук твоих; и благословит тебя на земле, которую Господь Бог твой дает тебе. Поставит тебя Господь [Бог твой] народом святым Своим, как Он клялся тебе [и отцам твоим], если ты будешь соблюдать заповеди Господа Бога твоего и будешь ходить путями Его; и увидят все народы земли, что имя Господа [Бога твоего] нарицается на тебе, и убоятся тебя. И даст тебе Господь [Бог твой] изобилие во всех благах, в плоде чрева твоего, и в плоде скота твоего, и в плоде полей твоих на земле, которую Господь клялся отцам твоим дать тебе. Откроет тебе Господь добрую сокровищницу Свою, небо, чтоб оно давало дождь земле твоей во время свое, и чтобы благословлять все дела рук твоих: и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы [и будешь господствовать над многими народами, а они над тобою не будут господствовать]. Сделает тебя Господь [Бог твой] главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям Господа Бога твоего, которые заповедую тебе сегодня хранить и исполнять, и не отступишь от всех слов, которые заповедую вам сегодня, ни направо ни налево, чтобы пойти вслед иных богов и служить им», (Втор.28:1-14).

Вот. Богом даже Своим людям обещаны блага исключительно материальные и властные, то есть сугубо земные и житейские. Не обещано никаких благ для души и уж тем более духовных благ в виде радости и эйфории от познания, от творчества и таки далее. Что уж говорить про чужих, которых Бог считает за пыль, за прах, в лучшем случае за псов...

«И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, Сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика́ вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час», (Мф.15:22-28).

Таким образом, у всех у нас, не Евреев, тоже есть свой шанс. Но! Нельзя уничтожать всех погибших овец дома Израилева без которых не упадут крохи со стола… так, что воюя с Евреями нужно держать себя в руках и соблюдать чувство меры.))) «А нам без них куда? – Да просто никуда!»

В чем страх Божий? В проклятиях и в наказаниях. Почему страх Божий начало мудрости? Потому что, для начала и для обеспечения продолжения, нужно сделать всё от тебя зависящее, чтобы не навлечь на себя гнев Божий, а потом уж заслуживать блага слышанием и надлежащим исполнением Слов Божиих. 

Вот в чём страх Божий:

«Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя. Проклят ты [будешь] в городе и проклят ты [будешь] на поле. Прокляты [будут] житницы твои и кладовые твои. Проклят [будет] плод чрева твоего и плод земли твоей, плод твоих волов и плод овец твоих. Проклят ты [будешь] при входе твоем и проклят при выходе твоем. Пошлет Господь на тебя проклятие, смятение и несчастье во всяком деле рук твоих, какое ни станешь ты делать, доколе не будешь истреблен, – и ты скоро погибнешь за злые дела твои, за то, что ты оставил Меня. Пошлет Господь на тебя моровую язву, доколе не истребит Он тебя с земли, в которую ты идешь, чтобы владеть ею. Поразит тебя Господь чахлостью, горячкою, лихорадкою, воспалением, засухою, палящим ветром и ржавчиною, и они будут преследовать тебя, доколе не погибнешь. И небеса твои, которые над головою твоею, сделаются медью, и земля под тобою железом; вместо дождя Господь даст земле твоей пыль, и прах с неба будет падать, падать на тебя, [доколе не погубит тебя и] доколе не будешь истреблен. Предаст тебя Господь на поражение врагам твоим; одним путем выступишь против них, а семью путями побежишь от них; и будешь рассеян по всем царствам земли. И будут трупы твои пищею всем птицам небесным и зверям, и не будет отгоняющего их. Поразит тебя Господь проказою Египетскою, почечуем, коростою и чесоткою, от которых ты не возможешь исцелиться; поразит тебя Господь сумасшествием, слепотою и оцепенением сердца. И ты будешь ощупью ходить в полдень, как слепой ощупью ходит впотьмах, и не будешь иметь успеха в путях твоих, и будут теснить и обижать тебя всякий день, и никто не защитит тебя. С женою обручишься, и другой будет спать с нею; дом построишь, и не будешь жить в нем; виноградник насадишь, и не будешь пользоваться им. Вола твоего заколют в глазах твоих, и не будешь есть его; осла твоего уведут от тебя и не возвратят тебе; овцы твои отданы будут врагам твоим, и никто не защитит тебя. Сыновья твои и дочери твои будут отданы другому народу; глаза твои будут видеть и всякий день истаевать о них, и не будет силы в руках твоих. Плоды земли твоей и все труды твои будет есть народ, которого ты не знал; и ты будешь только притесняем и мучим во все дни. И сойдешь с ума от того, что будут видеть глаза твои. Поразит тебя Господь злою проказою на коленях и голенях, от которой ты не возможешь исцелиться, от подошвы ноги твоей до самого темени [головы] твоей. Отведет Господь тебя и царя твоего, которого ты поставишь над собою, к народу, которого не знал ни ты, ни отцы твои, и там будешь служить иным богам, деревянным и каменным; и будешь ужасом, притчею и посмешищем у всех народов, к которым отведет тебя Господь [Бог]. Семян много вынесешь в поле, а соберешь мало, потому что поест их саранча. Виноградники будешь садить и возделывать, а вина не будешь пить, и не соберешь плодов [их], потому что поест их червь. Маслины будут у тебя во всех пределах твоих, но елеем не помажешься, потому что осыплется маслина твоя. Сынов и дочерей родишь, но их не будет у тебя, потому что пойдут в плен. Все дерева твои и плоды земли твоей погубит ржавчина. Пришелец, который среди тебя, будет возвышаться над тобою выше и выше, а ты опускаться будешь ниже и ниже; он будет давать тебе взаймы, а ты не будешь давать ему взаймы; он будет главою, а ты будешь хвостом. И придут на тебя все проклятия сии, и будут преследовать тебя и постигнут тебя, доколе не будешь истреблен, за то, что ты не слушал гласа Господа Бога твоего и не соблюдал заповедей Его и постановлений Его, которые Он заповедал тебе: они будут знамением и указанием на тебе и на семени твоем вовек. За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца, при изобилии всего, будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь [Бог твой], в голоде, и жажде, и наготе и во всяком недостатке; он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя. Пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли: как орел налетит народ, которого языка ты не разумеешь, народ наглый, который не уважит старца и не пощадит юноши; и будет он есть плод скота твоего и плод земли твоей, доколе не разорит тебя, так что не оставит тебе ни хлеба, ни вина, ни елея, ни плода волов твоих, ни плода овец твоих, доколе не погубит тебя; и будет теснить тебя во всех жилищах твоих, доколе во всей земле твоей не разрушит высоких и крепких стен твоих, на которые ты надеешься; и будет теснить тебя во всех жилищах твоих, во всей земле твоей, которую Господь Бог твой дал тебе. И ты будешь есть плод чрева твоего, плоть сынов твоих и дочерей твоих, которых Господь Бог твой дал тебе, в осаде и в стеснении, в котором стеснит тебя враг твой. Муж, изнеженный и живший между вами в великой роскоши, безжалостным оком будет смотреть на брата своего, на жену недра своего и на остальных детей своих, которые останутся у него, и не даст ни одному из них плоти детей своих, которых он будет есть, потому что у него не останется ничего в осаде и в стеснении, в котором стеснит тебя враг твой во всех жилищах твоих. [Женщина] жившая у тебя в неге и роскоши, которая никогда ноги своей не ставила на землю по причине роскоши и изнеженности, будет безжалостным оком смотреть на мужа недра своего и на сына своего и на дочь свою и не даст им последа, выходящего из среды ног ее, и детей, которых она родит; потому что она, при недостатке во всем, тайно будет есть их, в осаде и стеснении, в котором стеснит тебя враг твой в жилищах твоих. Если не будешь стараться исполнять все слова закона сего, написанные в книге сей, и не будешь бояться сего славного и страшного имени Господа Бога твоего, то Господь поразит тебя и потомство твое необычайными язвами, язвами великими и постоянными, и болезнями злыми и постоянными; и наведет на тебя все [злые] язвы Египетские, которых ты боялся, и они прилипнут к тебе; и всякую болезнь и всякую язву, не написанную [и всякую написанную] в книге закона сего, Господь наведет на тебя, доколе не будешь истреблен; и останется вас немного, тогда как множеством вы подобны были звездам небесным, ибо ты не слушал гласа Господа Бога твоего. И как радовался Господь, делая вам добро и умножая вас, так будет радоваться Господь, погубляя вас и истребляя вас, и извержены будете из земли, в которую ты идешь, чтобы владеть ею. И рассеет тебя Господь [Бог твой] по всем народам, от края земли до края земли, и будешь там служить иным богам, которых не знал ни ты, ни отцы твои, дереву и камням. Но и между этими народами не успокоишься, и не будет места покоя для ноги твоей, и Господь даст тебе там трепещущее сердце, истаевание очей и изнывание души; жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей; от трепета сердца твоего, которым ты будешь объят, и от того, что ты будешь видеть глазами твоими, утром ты скажешь: «о, если бы пришел вечер!», а вечером скажешь: «о, если бы наступило утро!» и возвратит тебя Господь в Египет на кораблях тем путем, о котором я сказал тебе: «ты более не увидишь его»; и там будете продаваться врагам вашим в рабов и в рабынь, и не будет покупающего», (Втор.28:15-68)

Вот. Бог страшится обещанием отобрать данные ранее материальные блага, наслать болезни и скорби, и ещё много каких ужасов использовать для нагнетания жути, но все они тоже материальные: имущество, дети, здоровье, физические и нравственные страдания. Нет никаких духовных лишений. Все лишения - житейские. Во как! И лишения обещаны именно за то, что не служил Богу с веселием и радостью! Вот в чем дело?! Служба попрошаек, ноющих и нудящих о своих грехах, зачем Господу?! Что он не знает о твоих грехах, до того, как ты открыл рот и стал мучить уши и душу священника?! 

И вот что ещё важно в теме страшной радости и кто чему со страху радуется:

«И как радовался Господь, делая вам добро и умножая вас, так будет радоваться Господь, погубляя вас и истребляя вас, и извержены будете из земли, в которую ты идешь, чтобы владеть ею», (Втор.28:63).

Как это похоже на месть обманутого мужа блудливой жене. При этом фраза построена так, что радость об делания добра такая же по силе радования, как и радость от делания зла. Направление силы радости иное, но величина силы, похоже, одинаковая. Как часто я наблюдал это у людей!? Вот он настоящий страх Божий, что Бог может быть таким же, как и человек. Ты должен понимать это, как и то, что как ты хочешь, чтобы Бог относился к тебе, так и ты относись к Нему.

Господь радуется погубляя ослушников воли Его. Как можно ослушнику ответить Господу своей радостью? Если у тебя всю ночь невыносимо болит зуб, этому можно научиться радоваться и просить Бога ради Бога чтобы ещё и ещё болел до скончания века? Ты стоишь на автобусной остановке и вдруг какой-то добрый человек врезается в тебя и делает на весь остаток жизни калекой... Тут есть чему радоваться самому и ближним твоим? 

"И ничего во всей природе благословить он не хотел" - нечему радоваться - это позиция сатаны. Так её описал Михаил Юрьевич Лермонтов. Это позиция абсолютных эволюционистов: мол, вследствие конкуренции выживали сильнейшие, безжалостные к слабейшим их, вот потому и имеем то, что имеем. Даже, если предположить на мгновение, что это так, то неужели прям всё и все в твоей жизни были мерзопакостно противны и категорически не приемлемы? Судя по мне, так это оглушительная брехня, скудоумие под видом показного глубокомыслия в скорбях. Ибо, если оно так, то зачем ты ещё живой?!

"Благословен Бог во всех путях своих" - радуюсь всему, что было, есть и будет, ибо всё от Бога. Это позиция царя Давида. Это вопрос искренности отношений с Творцом. Это сложный для моего понимания вопрос, возможно, пока не дорос... Бог не создавал человека юродивым и блаженным в мирском понимании этого слова. Он создал по образу и подобию Своему. А Сам Он в Писании и радуется и гневается, что-то и кого-то благословляет, что-то и кого-то проклинает. Нам ли стараться быть святее Бога?!

Третья позиция: Не всё ныне в этом мире зависит от Бога. В нём есть место не только для творчества Творца, не только для сотрудничества Творца и тварей под Его началом, но и для самостийного и самовольного творчества Им сотворённых тварей, к коим, как минимум относятся человек и сатана. Последние могут ослушаться и потом ответить за это. Так что в этом мире есть место для познания добра и зла, и, следовательно, есть место для благословения и проклятия, для радости и страдания, для приятия и отрицания, для различение которых  человеку Бог дал ум, честь и совесть. Это трио и составляет чувство, так называемого, собственного достоинства, которое на самом деле является процессом и продуктом сотрудничества Бога и человека. Без Господа оно принимает образ величавого вместо Великого, пены вместо Живой воды.

Я за свою жизнь придерживался разных позиций, то отрицал, то принимал, всегда что-то искал... Свой путь - тот, когда ты идёшь путём угодным Господу и понимаешь зачем. Если ещё понимаешь куда, то ты, как минимум, друг Божий. Я так понял Бога, что опасно искать своё счастье без Него и вне Его. "Такого человека, который, услышав слова проклятия сего, похвалялся бы в сердце своем, говоря: «я буду счастлив, несмотря на то, что буду ходить по произволу сердца моего»; и пропадет таким образом сытый с голодным; не простит Господь такому, но тотчас возгорится гнев Господа и ярость Его на такого человека, и падет на него все проклятие [завета сего], написанное в сей книге [закона], и изгладит Господь имя его из поднебесной", (Втор.29:20).

Христос же говорит своим ученикам: «однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах», (Лк.10:20).

Мне кажется важным, что из сопоставления сказанного следует - имя человека написано на небесах, Возможно с момента зачатия, а потом человек своими мыслями, словами и деяниями может довести Господа до того, что Он его изгладит, или, напротив, сохранит, возвеличит и прославит.

Имена, изглаженные Богом из поднебесной, кто вновь высечет? Никто. Это и есть для человека с изглаженным именем та самая смерть души и духа. Богу такие негодяи, ропотники, хулители и прочие грубияны не нужны... Ему нужны люди для сорадования в сотрудничестве.

Вот как описано сорадование Бога, Давида и их народа после переноса ковчега:

«И принесли ковчег Божий, и поставили его среди скинии, которую устроил для него Давид, и вознесли Богу всесожжения и мирные жертвы. Когда Давид окончил всесожжения и приношение мирных жертв, то благословил народ именем Господа и роздал всем Израильтянам, и мужчинам и женщинам, по одному хлебу и по куску мяса и по кружке вина… Ибо велик Господь и достохвален, страшен паче всех богов. Слава и величие пред лицем Его, могущество и радость на месте [святом] Его. Да веселятся небеса, да торжествует земля, и да скажут в народах: Господь царствует! Да плещет море и что наполняет его, да радуется поле и все, что на нем. Да ликуют вместе все дерева дубравные пред лицем Господа, ибо Он идет судить землю. Благословен Господь Бог Израилев, от века и до века! И сказал весь народ: аминь! аллилуия!», (1Пар.16:1-3,25,27,31-33,36). «И благословил Давид Господа пред всем собранием, и сказал Давид: благословен Ты, Господи Боже Израиля, отца нашего, от века и до века! Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа и великолепие, и все, что на небе и на земле, Твое: Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий. И богатство и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем, и в руке Твоей сила и могущество, и во власти Твоей возвеличить и укрепить все. И ныне, Боже наш, мы славословим Тебя и хвалим величественное имя Твое. Ибо кто я и кто народ мой, что мы имели возможность так жертвовать? Но от Тебя все, и от руки Твоей полученное мы отдали Тебе, потому что странники мы пред Тобою и пришельцы, как и все отцы наши, как тень дни наши на земле, и нет ничего прочного. Господи Боже наш! все это множество, которое приготовили мы для построения дома Тебе, святому имени Твоему, от руки Твоей оно, и все Твое. Знаю, Боже мой, что Ты испытуешь сердце и любишь чистосердечие; я от чистого сердца моего пожертвовал все сие, и ныне вижу, что и народ Твой, здесь находящийся, с радостью жертвует Тебе. Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиля, отцов наших! сохрани сие навек, сие расположение мыслей сердца народа Твоего, и направь сердце их к Тебе. Соломону же, сыну моему, дай сердце правое, чтобы соблюдать заповеди Твои, откровения Твои и уставы Твои, и исполнить все это и построить здание, для которого я сделал приготовление. И сказал Давид всему собранию: благословите Господа Бога нашего. – И благословило все собрание Господа Бога отцов своих, и пало, и поклонилось Господу и царю. И принесли Господу жертвы, и вознесли всесожжения Господу, на другой после сего день: тысячу тельцов, тысячу овнов, тысячу агнцев с их возлияниями, и множество жертв от всего Израиля. И ели и пили пред Господом в тот день, с великою радостью; и в другой раз воцарили Соломона, сына Давидова, и помазали пред Господом в правителя верховного, а Садока во священника. И Давид, сын Иессеев, царствовал над всем Израилем. Времени царствования его над Израилем было сорок лет: в Хевроне царствовал он семь лет, и в Иерусалиме царствовал тридцать три года. И умер в доброй старости, насыщенный жизнью, богатством и славою; и воцарился Соломон, сын его, вместо него», (1Пар.29:10-22,26-28).

То, что всё было, есть и будет по воле Бога, даже если оно, в конечном счёте, так и есть - стоит ли об этом талдычить непрерывно веками? Если повторить в тыщу раз больше или вообще не говорить об этом, что изменится то? – Ничего. То, что любой грешен был, есть и будет - ты что, что-то новое Богу сказал, из того, что Он про тебя не знал?! Нет никакого смысла в показной угрюмости и притворной приниженности, мол, я худший из всех наихудших людей… Если все наихудшие, то как быть с честностью? Царь Давид предлагает радоваться и веселиться, общаться и пиршествовать вместе с Богом? Да, грешен, но! Если ты всё равно с Богом - радуйся и веселись! Да, вот только как радоваться всему, даже если оно от Бога? Иов радовался, когда лишился всего имущества, потом детей, потом здоровья? Нет. Он не роптал, но и не радовался. Когда орёшь: «Спаси же»!!!, радость так и хлещет изо всех ушей брызгами шампанского.))) 

Мне представляется, что любые абсолютные позиции: только радоваться или только горевать, это не от Бога. От Бога – гармония. Нам, человекам, просто очень трудно угадать то, что угодно Господу. Судите сами, если это совсем не всегда удавалось угадать Давиду, который с Богом разговаривал буквально, когда хотел, то что говорить про нас… Иудеи имеют такое, очень любопытное предание о последних днях Давида. Народ, всегда народ. Когда даже такой великолепный вождь, как царь Давид, от старости ослаб и постепенно из него уходила жизнь, негодяи того времени кричали под его окнами: «Давид! Мы что же так никогда и не построим Храм?!» — тем самым они по-хамски намекали, что Давид лишнего уже, как минимум, лет пять даром небо коптит, атмосферу своей экологией портит, и пора бы уже и честь знать, а то, мол, Соломон изнывает от безделия. Давид, духовно готовый к переходу в мир иной, и понимающий некоторую справедливость нетерпения хамовитых Евреев, говорит Творцу: «Владыка Мира, я слышал, как люди говорят: “Когда умрет эта старая рухлядь, то его сын Соломон начнёт строительство Храма и мы вскоре войдем в него!” — Я, Господи, рад тому, что они спешат возвести Храм. Я не против, если Ты ускоришь мой уход». Ответил ему Творец: «Каждый день твоих занятий познанием Меня дороже Мне, чем тысячи всесожжений, которые в будущем твой сын Соломон принесет передо Мной на храмовом жертвеннике». 

И все же Давид попросил: «Владыка Вселенной, открой мне мою кончину». Ответ был: «Мною установлено, что не открывают человеку, при каких обстоятельствах настигнет его смерть». Давид попросил хотя бы открыть, сколько дней ему осталось прожить на свете. Ответ был: «Мною установлено, что человеку не сообщают, сколько ему отпущено дней». Наконец, царь попросил открыть, в какой день недели завершится его жизнь. Ответ был: «Ты умрешь в Субботу». «Пусть я умру сразу после Субботы, чтобы не осквернять день покоя», — попросил Давид. Ответ был: «После той Субботы уже начнется царствование твоего сына Соломона, и не могут пересечься два царствования даже на ширину волоса». «Пусть я умру перед той Субботой», — попросил Давид. И Всевышний вновь повторил ему: «Даже один день, когда ты занят познанием Меня, дороже Мне, чем тысяча жертв всесожжения, которые в будущем принесет Мне твой сын Соломон».

Меня в этом Иудейском предании удивляет то, что Сам Бог заинтересован в том, чтобы Давид лишний день именно земной жизни занимался Богопознанием (в оригинале - изучением Торы). То есть в вечной жизни после земной смерти либо он уже не сможет изучать, либо не сможет людям на землю передать результаты своего познания. Иудеи верят, что если все псалмы Давида расположить в истинном, ведомом только Богу, порядке, а не так как они ныне расположены в книге, то прочитавший их в истинном порядке обретёт умение воскрешать людей, изгонять бесов и творить все иные чудеса. Интересно, что Давид сам такими умениями не обладал. И Бог не заинтересован в том, чтобы всякий читатель стал таким чудодеем, а иначе Он мог бы сказать Давиду, как именно их расположить. Не нужно это ни Богу, ни людям. Это всё, конечно, не Слова Божии, но поразмышлять над этими преданиями, или догадками Иудейских мудрецов, полезно. Вот почему наши священники так настоятельно всем рекомендуют чем чаще тем лучше перечитывать Псалтирь, начиная с любого места в любом порядке. А что? А вдруг?

«Когда после смерти Давида его сын Соломон возвел Храм и хотел внести Ковчег Завета в Святая Святых, створки храмовых ворот прилепились друг к другу. Соломон произнес двадцать четыре молитвы, но это не помогло. И только после того, как он воззвал: «Боже, …вспомни праведность Твоего раба Давида!», врата открылись. В тот час поникли лица всех ненавистников Давида, и весь народ узнал, что Всевышний простил Давиду его грех. И когда Соломон призывал на храмовый жертвенник огонь с Небес, огонь не сходил до тех пор, пока он не произнес: «Вспомни благочестие Твоего раба Давида».

«В конце времен, в день окончательного избавления и воскрешения мертвых, Творец устроит трапезу для праведников. Когда завершат есть и пить, кубок для послетрапезного благословения передадут праотцу Аврааму. Но он скажет: «Не мне благословлять, ибо от меня произошел Измаил (прародитель арабов)». Скажут праотцу Исааку: «Возьми и благослови». Скажет им: «Не мне благословлять, ибо от меня произошел Исав». Скажут праотцу Иакову: «Возьми и благослови». Скажет им: «Не мне благословлять, ибо я взял в жены двух сестер — одну при жизни другой, а потом Бог это запретил». Скажут Моисею: «Возьми и благослови». Скажет им: «Не мне благословлять, ибо я не удостоился войти в Землю Израиля». Скажут Иисусу Навину: «Возьми и благослови». Скажет им: «Не мне благословлять, ибо я не удостоился сына». Скажут Давиду: «Возьми и благослови». Скажет им: «Благословлю, ибо это по мне». И об этом он пророчески написал в одном из своих псалмов: «Чашу спасения подниму и воззову к Имени Бога».

Трапеза, совместная трапеза Творца и людей, хлеб, вино, мясо и разговор по душам – это способствует единению и взаимопониманию. Христос тоже призвал своих учеников к совместной трапезе с хлебом, вином и агнцем (основа трапезы еврейской пасхи: мясо агнца, хлеб, вино), в самом конце Своего служения в четверг на тайной вечере и попросил творить сие в воспоминание о Нём. Есть в этом какая-то преемственность с Давидом, который каждому из своего народа давал во славу Божию и во время Совместной трапезы с Ним, по хлебу, по кружке вина и по куску мяса. И в том, и в другом случае дары освящались присутствием Бога. Вино из рук Христа есть Его кровь. Хлеб из рук Христа - Его плоть. Русские князья в древние времена часто проживали жизнь похожую во многом на жизнь Давида. Они воевали пока были годными к войне и уходили в монастырь познавать Творца, когда силы для войны были уже не те, но дух их был уже достаточно закалён и был готов нести страхи и радости Богопознания, которое одновременно несёт и радость и страх, и чем глубже тем страшнее, а чем страшнее, тем радостней.

Так что, познать истинно радость обретения страха Божия и страх радости общения с Господом без личного участия в настоящих войнах в самых эпицентрах кровавых битв не получится, сколько Библию не мусоль, хоть до одури замолитвословься, сколь жалостливо ни причитай иль в пустыни не сбегай. Россиян Бог обязал очиститься, обновиться и победить в этой кровавой бойне с сатанистами на Юго-западной окраине нашей Империи. И только после этого победители обретут истинную радость страха Божия, который приведёт нас к мудрости устремления к Господу, дабы под Его началом и в сотрудничестве друг с другом созидать новую Богоугодную Россию путём очищения и обновления. Да будет так по воле Твоей, Господи! Аминь! Осанна! Аллилуйя!