Часть 1. Феномен тревожности в психологии
Тревожность - одно из фундаментальных свойств личности, характеризующее предрасположенность человека к чувству тревоги. Повышенная тревожность рассматривается как устойчивое личностное образование, в отличие от временных состояний тревоги.
Тревожность изучается различными направлениями современной психологии: психоанализом, гуманистической психологией, когнитивной психологией. Раскрываются причины возникновения тревожности, механизмы ее влияния на поведение и деятельность человека.
Часть 2. Виды и уровни тревожности
Различают ситуативную и личностную тревожность. Ситуативная тревожность - эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию. Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность человека испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях.
Выделяют также разные уровни тревожности: низкий, умеренный, высокий. Люди с умеренной тревожностью наиболее уравновешены и стрессоустойчивы. Слишком высокая и слишком низкая тревожность одинаково неблагоприятны.
Часть 3. Влияние тревожности на поведение
Исследования показывают, что чрезмерная тревожность оказывает негативное влияние на поведение и деятельность человека. Тревожные люди склонны к нерешительности, избеганию ответственности, им трудно сосредоточиться.
В то же время определенный уровень тревожности имеет мобилизующее значение, побуждая человека к активным действиям. Задача психологии - определить оптимальный диапазон полезной тревожности и способы снижения чрезмерно высокой тревожности.
Часть 4. Психологическая коррекция тревожности
Для снижения высокой личностной тревожности применяются различные методы психологической коррекции: тренинги личностного роста, когнитивно-поведенческая терапия, психоаналитически консультирование.
Целью является повышение самооценки и уверенности в себе, развитие навыков саморегуляции, коррекция негативных установок и верований, лежащих в основе тревожности. Комплексный подход позволяет снизить уровень личностной тревожности.
Особенности самооценки личности в психологии
Часть 5. Понятие самооценки в психологии
Самооценка - важнейший компонент самосознания личности, характеризующий меру принятия или непринятия индивидом самого себя. Самооценка определяет отношение человека к себе, к своим возможностям и способностям.
Самооценка формируется в процессе взаимодействия человека с другими людьми, под влиянием их оценок и отношения. Психология изучает становление самооценки в онтогенезе, ее связь с успешностью деятельности.
Часть 6. Виды самооценки
Выделяют несколько видов самооценки. По уровню различают адекватную, заниженную и завышенную самооценку. Адекватная самооценка наиболее благоприятна для личностного развития.
По характеру выделяют устойчивую, неустойчивую и ситуативную самооценку. Устойчивая самооценка отличается постоянством, ситуативная меняется в зависимости от ситуации. Неустойчивая самооценка отражает неопределенное отношение к себе.
Часть 7. Самооценка и уровень притязаний
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности - уровнем трудности целей, к которым стремится человек. Завышенная самооценка обычно сочетается с завышенными притязаниями.
Однако высокая самооценка не всегда означает высокие притязания. Человек может высоко ценить себя, но ставить адекватные задачи, реально оценивая свои силы. Такая самооценка наиболее конструктивна.
Часть 8. Значение адекватной самооценки для личности
Исследования показывают, что адекватная самооценка имеет важное значение для личностного развития. Она связана с позитивным восприятием себя, уверенностью, стрессоустойчивостью.
Задача психологии - выявить условия формирования адекватной самооценки и способы коррекции ее негативных видов. Укрепление адекватной самооценки составляет важную часть психологической работы по саморазвитию личности.