В последнее время источники многих западных СМИ говорят о том, что решающая фаза наступления ВСУ все-таки началась — в бой брошены основные подготовленные резервы. Также много говорится о том, что западные стратеги недовольны тактикой главкома украинской армии Валерия Залужного, который «размазал» резервы по всему фронту, вместо того, чтобы ударить бронированным кулаком в одном месте и прорвать не поддающиеся российские линии обороны. О том, что происходит на фронте, рассказывает спецкор RTVI Алексей Сочнев.
Можно ли говорить о решающей стадии наступления ВСУ
Многие СМИ выступили с заголовками о том, что началась решающая битва. Я бы сказал, что решающая битва началась, но она ничего не решает. Действительно, командование украинской армии перебросило из резерва свою самую мощную бригаду. Речь идет о 82-й отдельной десантно-штурмовой, приблизительная численность которой составляет около двух тысяч человек. Все всегда обращают внимание на то, что эта бригада проходила обучение за рубежом, и была вооружена по всем стандартам НАТО боевыми машинами пехоты Marder, Stryker и британскими танками Challenger. 5-6 августа она впервые начала участвовать в боях.
Мы можем сделать вывод, что командование ВСУ приняло решение, где будет находиться основной участок фронта. Понятно, что самая последняя мощная группировка применяется там, где хотят достигнуть наиболее значимых результатов.
Но это не значит, что это место является наиболее удачным для наступления. Желания командования ВСУ столкнулись с требованиями со стороны тех, кто давал им технику — то есть специалистов НАТО. Источники сливают западной прессе информацию о том, что от ВСУ хотят увидеть голливудскую картинку, очередную серию «Коммандос» или «Рембо». Им говорят: соберите все свои силы и идите на юге единым клином.
Но что значит собрать силы? Речь идет не о том, чтобы где-то мобилизовать еще людей и запустить их на фронт. Имеется в виду сбор всех боеспособных подразделений с других участков фронта.
Теперь вернемся к 82-й ОДШБ. На данный момент она уже потеряла только Marder больше двадцати машин, и эти потери подтверждены визуально. Танки Challenger пока еще не были использованы — и это можно просто объяснить.
Все украинское наступление до недавнего времени выглядело примерно так: артобстрел, затем идет быстрая техника, которая продвигает пехоту на ближайшее расстояние к линии боестолкновения. Начинаются бои, и только потом дальше в бой вступает тяжелая техника.
Эта тактика использовалась во время херсонского наступления и успешной для ВСУ харьковской «перегруппировки» российских войск. Эту историю они пытались повторить летом 2023 года, но наткнулись на огромные минные поля, где подорвалась практически вся техника, которая в этих штурмах участвовала — на тот момент 47-й бригады.
Сейчас Украина переняла тактику ЧВК «Вагнер». Сначала идет пехота, и только потом техника.
Пехота выполняет не только роль штурмовиков, тех людей, которые занимают какие-то позиции, но и тех, кто фактически прощупывает дорогу, выясняет степень заминированности территории.
Действительно ли ВСУ бросили последние резервы в наступление
Конечно, это не последние резервы. У Украины есть еще другие бригады. 82-я должна была дожидаться того момента, когда будут пройдены минные поля, прорвана первая линия обороны, и пойти в сторону Мелитополя. Ей предназначалось стать «вторым дыханием», раздавить российскую армию, раскидать ее и выйти в сторону Азовского моря, угрожая Мариуполю. Перерезать все возможные линии снабжения российской группировки, окружить какие-то ее части. План был поистине наполеоновский. Причем Украина от него не отказывается, потому что только он может и поднять моральный дух ВСУ, и ответить на запросы Запада.
Но по всем действиям Залужного и Сырского мы видим, что они бы хотели поступать по-другому — так же осторожно, как ведет себя сейчас российская армия в районе Купянска. Потихоньку, километр за километром, сберегать жизни людей, дорогостоящую технику, и использовать ее тогда, когда нужно, без безумных наскоков и голливудских трюков.
Требование Запада ударить в одном месте может привести к тому, что Украина снимет боеспособные части из Харьковской области и от Бахмута, где их количество до сих пор огромное. Российская армия может этим воспользоваться и медленно пойти вперед. Я думаю, что Залужный прекрасно понимает, что это приведет к обрушению сложившейся сейчас линии фронта.
Минимальная численность группировки, сконцентрированной у ВСУ на запорожском направлении, сейчас составляет 50 тысяч человек. Она пыталась прорваться через узкое горлышко шириной в 15 км в районе Работино. Эта история длилась больше месяца.
Количество войск, сконцентрированных на Времевском выступе, участке, где у ВСУ наблюдаются наибольшие успехи по вытеснению российской армии из сел, составляет до 35 тысяч человек. Сколько участвует в захвате высот под Бахмутом, мне не удалось установить, но это тоже значительные силы.
Запад в своей аналитике приходит к тому, что российская армия в Бахмуте остановилась, а значит дальше не пойдет — вот, мол, снимайте свои силы оттуда и переносите на основное направление удара. Но это не компьютерная игра. У России работает разведка, и об этом тут же станет известно, чем она и воспользуется.
А на мелитопольском направлении продвижение ВСУ будет все равно медленным, какие бы силы они на него не бросили. За первой линией обороны начинается вторая, которая не менее плотно заминирована, и так далее.
ВСУ бы, конечно, наступали в другом месте, например — на севере Донбасса, где у них это получалось лучше всего. Но оно не интересует западных партнеров, их интересует только перерезание сухопутного коридора в Крым.
Люди, которые смотрят на это со стороны, уже все поняли, что эта военная операция проходит не как в кино. Появились теории заговора относительно того, что все это делается специально, чтобы уничтожить боевой потенциал ВСУ и склонить Украину к переговорам и заморозить конфликт по линии соприкосновения.
Это, конечно, все вилами по воде писано, но то, что Запад прорабатывает разные варианты того, как дальше может развиваться эта история, очевидно. Россия посылает вполне однозначные сигналы через МИД о том, что ее вполне устроит схема остановки конфликта по корейскому сценарию.
Остальной Украине же вполне могут предложить вступление в НАТО, с условием, что при возобновлении Россией боевых действий за нее вступится весь альянс. Она же в свою очередь получит негласное право совершать операции на новых российских территориях — но исключительно своими силами, без привлечения военной мощи Запада.
Удастся ли взять Украину и Запад измором
Даже если Украина потеряет все резервы сейчас, это восполнимый ресурс. Люди у Украины есть. В случае замирания фронта будет вестись их подготовка, и новые резервы станут поступать. Они не станут такими крутыми, как те, что воюют сейчас в составе 82-й ОДШБ, но они будут.
Недаром Зеленский подписал указ об увольнении всех военкомов. Их места займут люди, служившие на фронте, а значит и понимающие, какие люди там нужны, и как их привлекать туда. Плюс, не будем забывать, что границы Украины закрыты для мужчин призывного возраста, да и сейчас ведется диалог с европейскими странами, куда сбежали от мобилизации, дав взятки должностным лицам, некоторые украинцы.
Да, российские замполиты говорят своим подразделениям, что сейчас их задача — изматывать противника, лишать его материально-технической базы. Им же это спускают сверху, и, наверное, это правильно. Но такая позиция не ведет к победе в конфликте.
Материально-техническая база ВСУ зависит от поставок из Европы, возможности которой безграничны — и я здесь не шучу. У нас по телевизору очень любят говорить, что НАТО не сможет поставлять оружие бесконечно, потому что они там занимаются только гей-парадами и сменой пола — аргумент в высшей степени странный.
Сейчас заработали западные оборонные заводы. Людей массово принимают на работу, выясняют, кто где живет из старых специалистов, возвращают на рабочие места. Им предлагают хорошие условия, зарплату и — вперед. Сначала пойдут ракеты, патроны, потом танки, БМП и прочее.
К тому же я считаю, что Украина получит истребители F-16 еще до конца этого года, несмотря на все заявления, которые мы слышим от Запада и украинского Минобороны. Отсутствие тренированных пилотов не станет проблемой — уже поступают сообщения о том, что идет поиск натовских военных летчиков в отставке, которые за хорошую зарплату согласятся вступить в ряды украинского Иностранного легиона.
Так что изматывать противника имеет смысл только если за этим последует не молниеносное голливудское, а постепенное и болезненное для противника наступление с занятием территорий. Такое, какое осуществляется сейчас на купянском направлении.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.