Всем привет!
В последнее время рынок e-commerce преподносит много сюрпризов. И не всегда приятных. Последние из таких грустных событий - это уход с рынка компаний IML и PICK POINT. Это были довольно крупные операторы работающие по разным схемам. IML - гуру курьерской доставки. Пожалуй лучшая в своем рождения компания, которая задала много трендов, особенно в скорости доставки. PICK POINT же поправу считать - прародителем постаматной доставки. И вот два больших профессионала покинули рынок доставки. Логично, что образовался вакуум, который непременно должен заполняться по всем законам жанра. Немалую толику такого вакуума добавил и СДЭК, который совершенно неожиданно отказался от развития постаматного направления из-за убыточности данного предприятия и выросших на этом фоне разногласий с партнерами OMNI (производители постаматов). Получается что порядка 6000 локеров (в переводе с проф. англ. locker-постамат) остались не у дел.
Естественно, эти мощности, скорее всего, частично (как минимум) будут востребованы оставшимися игроками рынка постоматной доставки.
Но кто эти смельчаки? А на самом деле, из крупных держателей систем бесконтактной доставки, осталось не много-ни мало "три с половиной мушкетера".
5Post
Доставка от Пятерочки/Перекрестка уже завоевала много логистических сердец, и ей я посвящу отдельный эпос. Здесь же, только упомяну о том, что гигант располагает весьма широкой сетью (5000+) локеров, которые территориально находятся в вышеупомянутых магазинах. Данная схема удобна тем, что если заказ по какой-то причине не влез в постомат, то заказ смогут выдать на кассе магазина.
Сберлогистика
Сберлогистика - лидер по количеству постаматов. Собственных локеров у оператора свыше 10 000 шт. Установлены они с отделениях Сбербанка. Но у данного оператора есть нюанс, он не работает как несколько лет назад со сторонними интернет-площадками, а полностью переключился на обслуживание своего проекта Мегамаркет (маркетплейс от Сбер).
Почта России
Почта России динамично развивает свою сеть почтоматов и не собирается останавливаться на 5000+ шт. В отличие от предыдущих операторов, локации почтоматов не привязаны только к почтовым отделениям. Синие (довольно симпатичные) локеры можно наблюдать в различных ТЦ, а так же в отдельно стоящих магазинах (в том числе и разливного пенного). Почтоматы обслуживают всех желающих владельцев интернет-проектов
Халва
Ну и наконец то - герой моего романа. Сеть постоматов Халва уже существует почти 10 лет. На данный момент насчитывается около 4000 локеров. И изначально делала упор на аренду своих локеров различными логистическими операторами. Я пять лет назад поработал с Халвой через DPD, у которых нет в России собственных постаматов.
Стоит отметить, что работа не задалась, потому как в ассортименте, с которым я работал, было не все в порядке с учетом весогабаритных характеристик. То есть когда я пришел в проект, картина была весьма печальной и множество попыток -отправить что то через постамат заканчивались неприятными переадресациями заказов в ближайшие ПВЗ, которые "крали" у получателей драгоценный день, а то и два.
В данный момент Халва на фоне банкротства PICK POINT и "фиаско" СДЭК пошел по несколько другому пути развития. Первым делом была изменена сама концепция оператора. Халва в данный момент претендует на звание логистического оператора, который оказывает весь спектр услуг 3PL формата.
Что это означает?
Ну прежде всего это полноценные пункты выдачи, которых сейча уже более 500, которые концептуально имеют уникальные локации. Дело в том, что помимо своих ПВЗ, Халва "партнерит" с Ситилинком и Lamoda, что дает возможность качественной выдачи как бытовой техники (с возможностью проверки в Ситилинке), так и примеркой одежды (в пунктах фэшн-маркетплейса). Помимо этого Халва умеет выдавать заказ частично, принимать клиентские возвраты и работать по схеме C2C, это когда доставка происходит между физлицами.
Курьерская доставка, которой ранее в Халве не было, теперь - реальность. Совкомбанк, который и курирует данный проект, раскошелился на покупку полноценного логистического оператора, который теперь является собственностью Халвы и отвечает за множество логистических процессов компании. Речь идет о B2CPL, компания, которая специализировалась на доставке по Москве и области, а так же захватывала Санкт-Петербург. Помимо B2CPL у Халвы есть региональные логистические операторы, которые выполняют задачи в регионах присутствия после передачи им магистральных отправлений. Пока это только 70 регионов, но список постоянно расширяется.
Помимо доставки для интернет-магазинов, Халва еще обладает мощностями для фулфилмента и осуществляет доставку заказов до маркетплейсов (FBO/FBS).
Другими словами - полноценный логистический оператор. С несколько ограниченной географией и средним количеством постоматов, но с амбициозными планами выйти на новые мощности и регионы уже в следующем году, составив конкуренцию самым крутым федеральным операторам доставки.
Нужно ли добавлять, что все "плюшки", связанные с различными вариантами расчетов, которыми виртуозно владеет Совкомбанк, так же прилагаются в качестве финтех бонуса.
В общем, изучаем, присматриваемся, мониторим. Если у кого-то есть опыт пользования данным продуктом, милости просим в комментарии (там можно все - и ругать и хвалить).
Всем спасибо за внимание! Пишите, отвечу на любые вопросы.