Тема грузинских сказок по-прежнему меня не отпускает, настолько они мне понравились. Сегодня поговорим про одну интересную особенность: грузинский народ был не прочь посмеяться над самыми тяжёлыми событиями жизни.
Возможно, это обусловлено тем, что жизнь в горной местности непроста, людям приходилось много трудиться, во многом полагаться на судьбу и стойко переносить жизненные неурядицы, чтобы выжить. Я уже писала как-то, что роль чёрного юмора - сделать табуированные темы, которых мы страшимся (смерть, увечья, уродства), менее тревожными. И люди к этому успешно прибегали.
Типичными персонажами, которые комично умирают в грузинских сказках, являются Дэвы. Дэв - это фантастическое существо, злой дух, который враждебно относится к людям. Он олицетворяет силы, которые не дают человеку спокойно существовать в мире с природой и жить счастливо. Дэвы невероятно глупы и вечно стараются навредить: то красавицу украдут, до главного героя стремятся сожрать, то волшебного Раши ( коня-пегаса) утащат. Неудивительно, что именно их, вредителей, в сказках изощрённо убивают: отрывают конечности, отрубают головы (их может быть у Дэва до 12 штук), закапывают заживо в землю. При этом такое кровавое членовредительство неминуемо вызывает улыбку. Для средневековых людей это был единственный способ «поквитаться» со стихией за загубленный урожай, повреждённый кров и прочие неприятности: придумать Дэва, а потом прикончить его так, как позволяет фантазия… и посмеяться.
Также страшно не везло в грузинских сказках персонажам с отрицательными чертами: завистникам, обманщикам, лентяям и плутам - это «универсальные негодяи» независимо от этнической принадлежности.
Так, в сказке «Датуа и Петрикела» два плута постоянно пытались всех обхитрить, даже друг друга, и это неминуемо выходило им боком. Я сбилась со счёту, пытаясь определить количество травм, нанесённых им в расплату за обман. Если бы все ранения были настоящими, героев прибило бы ещё в середине сказки. Но цель сказки - воспитательная. Изрядно покалеченные, герои всё же остались живы в назидание слушателям (когда народное творчество было устным) и читателям.
Или вот, например, сказка «Про свинью-красавицу» высмеивает завистливого царского советника. Царевич раздобыл себе зачарованную красавицу-жену, что под заклятьем находилась в облике свиньи до тех пор, пока царевич на ней не женился (аналог царевны-лягушки). А советник захотел себе ещё лучше и краше, и припёр себе в жёны самую жирную свинью, что была в стаде. Вот только хрюшка в красавицу не превратилась, а лишь визжала, гоняла гостей и сожрала своего «муженька» на супружеском ложе. Звучит ужасно, не так ли? Но смешно.
А следующую сказку хочу процитировать целиком, она короткая и скорее напоминает чёрный анекдот.
_______
Как слуга утешил барина — грузинская народная сказка.
Некий князь много лет провёл в чужих краях и не имел вестей из дома.
Вот возвращается он в родные места, а навстречу ему слуга.
– Как дела у меня дома, Исако?-спрашивает князь.
– Всё хорошо, батоно, всё в порядке, только пёс твой околел.
– Как ты меня огорчил, Исако! Отчего же он сдох?
– Не знаю, батоно! Верно, много мяса сожрал.
– А зачем вы дали ему много мяса?
– Никто и не давал. Как погиб твой любимый скакун, наелся бедняга пёс до отвала. – Что ты говоришь, Исако! Отчего мой скакун погиб?
– За лекарем поскакали на нём – бедная Вардико при смерти была. Торопились очень, гнали во весь опор. Зря загнали коня, всё равно вашу дочь не спасли.
– Может, пьян ты, Исако, что ты плетёшь? Отчего умерла моя дочь?
– С горя померла, когда её мать, госпожа наша, сгорела.
– Что за околесицу несёшь? Как могла госпожа сгореть?
– Да не только она, вся усадьба твоя сгорела – и дом, и пристройки все.
– Горе мне, горе! – завопил князь и стал колотить себя по голове.
– Не горюй, батоно. Повезло тебе, что не был при этом, а то непременно руки на себя наложил бы!-утешил слуга своего господина.
________
Надеюсь, сказка заставила вас улыбнуться.:)
Считаю, у грузинского народа нам нужно научиться двум вещам: умению смеяться над обстоятельствами и нескончаемому оптимизму.