Запись и условия: занятия с середины сентября
И ФБ https://www.facebook.com/zvanka
ГОВОРИТЬ! УСПЕШНО, ПРОФЕССИОНАЛЬНО, С УДОВОЛЬСТВИЕМ!
ПРОГРАММА БАЗОВОГО АУДИТОРНОГО КУРСА
12 очных сессий – основа общей подготовки к профессиональной публичной речи в непосредственной коммуникации с аудиторией. Тренинги в режиме офлайн, 90 минут, в системе, связанной домашними заданиями.
Сессия 1. Индивидуальный речевой стиль (conversational style) и свой речевой имидж. Принцип игры и имитации. Принцип значимости и значительности «Я» говорящего. Принцип удовольствия. Принцип идеала. Презентация, анализ, выбор, структура, конструирование: как получается, что корректировать и что усилить, как выбрать идеал речевого имиджа, из чего и как создать на его основе свой собственный. Стандартные ситуации проф. речи, актуальные жанры и необходимые speech skills. Значение и методы психотренинга. ДЗ: выбор для себя речевого идеала. Обоснование выбора. Предварительный анализ.
Сессия 2. Анализ выбранного идеального речевого имиджа (видеозаписи). Методы своего «речевого тюнинга». Социальное и индивидуальное в имидже. Самонаблюдение, самоанализ, самоконтроль. Уровни и компоненты дискурса речевого поведения. Коммуникативный (фатический) уровень: акустика своей речи. Параметры голоса и их смысловой потенциал. Тренинг анализа и оценки. Идеальное индивидуальное звучание, status quo, направления и методика оптимизации. ДЗ: выбор и тренинг темпа, ритма, тембра, диапазона громкости, акустических маркеров свободы, статуса, радости, удовольствия.
Сессия 3. Коммуникативный (фатический) уровень. Кинесика речи. Взгляд и мимика. Поза и жестикуляция. Проксемика речевого поведения. Тренинг анализа, оценки, оптимизации наличной кинесики и проксемики в направлении к индивидуальному речевому имиджу. ДЗ: выбор и тренинг системы кинесических (двигательных) маркеров индивидуального стиля и имиджа, важнейших кинесических маркеров.
Сессия 4. Синтез фатических (коммуникативных) качеств речи в индивидуальном речевом стиле и имидже. Отработка презентации, соответствующей индивидуальному коммуникативно-речевому стилю и имиджу со всеми маркерами фатического уровня (акустика и кинесика). ДЗ: подбор видеоиллюстраций из своего идеального речевого стиля, содержащих маркеры фатических уровней, маркеры статуса, свободы и удовольствия; подражание маркерам, отработка, презентация.
Сессия 5. Анализ презентаций из ДЗ. Аудиторная речь на заданную личную тему (метод инициации спонтанной естественной речи) с отработкой индивидуального речевого стиля, создающего имидж. Ответы на вопросы после выступления; «острые» вопросы: как задать и как отвечать/использовать. Внимание к фатическим маркерам акустики, кинесики, esp. статуса, свободы, радости. ДЗ: отбор и анализ видео (интервью, выступлений), содержащих свободную спонтанную речь на личную тему и ответы на «острые» вопросы. Выбор корректных личных тем выступления: а) для коллеги и б) для себя: подготовка «острых» вопросов и возможных ответов.
Сессия 6. Смысловая структура выступления: речь как аргументирующий текст. Аргументация: тезис, аргументы, демонстрация. Речевые и логические структуры, риторика и логика. Типы аргументов: сильные/слабые, рациональные/эмоциональные, исчерпывающий, прямые/косвенные, аргумент основания. Основные ошибки/уловки в аргументации. ДЗ: нахождение всех типов аргументов к данному тезису, возможных ошибок/уловок в них.
Сессия 7. Разработка смысловой структуры аргументирующей речи: метод нахождения/изобретения аргументов и построения каркаса речи - смыслового дерева. Индуктивная и дедуктивная структуры рассуждения. Сократическая, аристотелевская, горгианская модели расположения аргументации. ДЗ: разработка смысловой структуры аргументации к выбранным тезисам и подготовка ее презентации.
Сессия 8. Принцип диалогичности речи и публичного выступления.
Квантование речи в выступлении. Типы квантов: индуктивные и дедуктивные. Их структуры. Выбор модели квантов соответственно своему имиджу, социальной роли, аудитории и ситуации речи. Оформление квантов в речи и соединение их во временную последовательность. Введение и заключение, их особенности как квантов/этапов структуры выступления. Регламент и приемы его реализации. ДЗ: Разработка презентации квантованной аргументирующей речи на профессиональную тему, имеющую общее значение.
Сессия 9. Выступление как нарратив. Литературное творчество в разработке проблематики и подготовки профессионального выступления. Проблема, ее смысловое «удвоение» и поиски бинарного противоречия, дающего проблеме жизнь и развитие. Проблемный вопрос. «Парадоксализация» внутреннего противоречия проблемы: контрапункт. Принципы литературной композиции (завязка, развитие, кульминация и развязка) в разработке и презентации смысловой структуры выступления. ДЗ: нарративная обработка проблемы и аргументации выступления на профессиональную и на свободную темы в соответствии с принципами контрапункта, парадокса, загадки и с использованием литературной композиции.
Сессия 10. Способы популяризации профессиональной (или) научной проблемы. Говорящий и адресат. Принципы популяризации содержания. Определение ситуаций, требующих популяризации, и степени необходимой обработки «от профессионального уровня». Методы популяризации сложных и (или) скучных тем и проблем в публичном изложении. Доступность речи, адаптация содержания выступления vs «аргументы к невежеству» как факторы успеха и одно из средств построения имиджа. ДЗ: подготовка популяризованного изложения максимально сложной проф. проблемы для смешанной аудитории.
Сессии 11-12. Синтез, презентации с обсуждением, отработка индивидуальных проблем и вопросов.
Литература: Михальская А.К. (ЭТО Я!)
Риторика. Учебник. – Рек. УМС ВО в качестве учебника для студентов вузов по направлениям филология, журналистика, менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2019. – 480 с