Наконец, лучший фильм Роберта Эггерса!
Карьера Роберта началась ни много ни мало с артхаусного хоррор-фильма "Ведьма" в бородатый на сегодняшний день 2015 г. Именно тогда на главной роли раскрыла свой талант, сегодня, одна из самых востребованных молодых актрис, Аня Тейлор-Джой. Фильм получил добротную критику, в основном все хвалили гнетущую мистическую атмосферу, умение правильно разыграть саспенс на тот момент ещё молодого режиссера-дебютанта. По-мне, так это метафоричный скорее триллер, чем ужастик с обилием символики и интересными образами, но тогда Эггерс еще не успел сформировать свой собственный неповторимый стиль.
Когда я посмотрел "Маяк" в 20-ом году, то поймал себя на мысли, что это было настолько атмосферное и при этом тягучее, непонятное и ни к чему не ведущее кино, что я подумал: "Что я сейчас посмотрел? Зачем я убил два часа своего времени на это? Я же мог потратить его на хороший проект." Вообщем, что я тогда для себя уяснил: режиссер снимает стилевую вкусовщину, понятную только избранным, без глобального посыла, в его фильмах главное проблемы и темы, но в "Маяке" они расскрывались за счет визуальных находок и постоянных анологий с эпосом и мифами, культурой древних времен, а значит заведомо неполно, но при этом режиссер умеет отлично компелировать жестокость и обыденность так, чтоб создавалась эстетически красивая и поэтичная картина происходящего.
И в фильме "Варяг", что с оригинала переводится как "Северянин", Эггерс смог исправить сразу кучу своих ошибок, хотя его стиль давно известен всем и любим многими, а общего посыла так и не случилось. Здесь перед нами предстает очень простая и банальная история, которая держится на завязке, что проще пареной репы: отец главного героя погиб смертью храбрых от руки собственного брата, теперь главный герой должен отомстить, но неожиданно на передний план выходят вторая, серединная завязка фильма и проблемы героев, что более глубоки и требуют большего осмысления, как у Эггерса всегда, только теперь у них появилось достойное расскрытие. В своей неторопливости и визуальной красоте фильм медленно проводит нас по тревожности и горечи ситуации, чтоб мы смогли прочувствовать все по мере продвижения сюжета.
Конечно, одну из героинь так и не удается раскрыть должным образом, но акцент там явно ставится на раскрытие темы перемены ценностей, а не на женщину, что меняет жизнь главного героя в лучшую сторону, сторону продолжения его рода. И очень странно: почему тогда она осталась не у дел, как персонаж?! Ну да ладно. Роберт всегда снимал авторское кино, направленное прямиком в массу, не всегда для ее четкого понимания его творений, только вот ни один из его фильмов до "Варяга" не был выровнен кадрово и сценарно так, чтобы претендовать на массовость. С этим же все иначе: тут каждая сцена отлично поставлена в общей канве фильма и несет в себе приятные глазу и имеющие возможность вызвать определенные эмоции эстетику и некий смысл, конечно, связанный больше со сравнениями, мифами и осылками, но в этом и есть весь Эггерс, отчего интерес к происходящему не пропадает в течении всего фильма.
Конечно, не одна мысль и сцена четко не доведена до конца, а все разговоры происходят урывками, но так в этом фильме и рождается магия кино, мы переходим в новый, другой мир, мир скандинавской мифологии и "древнерусской мести". Хотя исторический жанр к этому произведению странно приписывать, все-таки это не исторический боевик, а скорее фэнтези. В плане сцен жесткости и триллера, здесь все ровно, хоть и однотипно, весь фильм смотреть на "буйны головы" наскучивает, хотя это отлично кооперируется с общим сеттингом, что вместе производит на свет какую-то мрачную красоту кадра, и как раз она часто помогает воспринимать все происходящее в фильме так, как это же воспринимают герои, и эстетически здесь сделано все на порядок выше, чем в том же "Маяке", а ведь и там уже чувствовалась рука мастера-постановщика.
Конец, конечно, взят из "Гладиатора" Ридли Скотта, но в данном контексте он смотрится удобоворимо и правильно, раз на то пошел сценарий, и раз этого хотел Эггерс, всю боль героя мы можем прочувствовать и понять примерно так же, как в "Гладиаторе", правда там ставки были больше, да и смысл яснее и выразительнее. Но на самом деле в "Варяге" можно было и разнообразить посыл, хотя замечательная постановка не дает тебе обратить внимания даже на это. В этом фильме как бы все на своих местах: актеры правильно подобраны на роли, сюжет движется канонично и нигде не стопорится, а лишь по доброму пытается постоянно удивить и вызвать в тебе совершенно разноплановые эмоции.
В общем, фанат фильмов Эггерса - сразу смотрите, а если же нет, то смотрите сами: нравятся вам сильные драмы со смешиванием жанров фэнтези-боевик-триллер в варяжьем сеттинге или нет. Лично я ставлю безоговорочную "7" за такой быстрый рост Эггерса в режиссерской ипостаси, ну и к самому фильму у меня особых претензий нет, разве что псевдоисторичность и отсуствие общего смысла, но надеюсь скоро и эти ошибки Эггерсом исправлены все-таки будут, а может это и вовсе не были ошибки?!