Найти тему
Нация Кино

Тим Бёртон: «Фильмы для меня — дорогая форма терапии»

Тим Бёртон
Тим Бёртон

Ти́моти (Тим) Уо́лтер Бёртон (в русскоязычных источниках также иногда указывается как Ба́ртон; англ. Timothy Walter Burton; род. 25 августа 1958, Бербанк, Калифорния, США) — американский кинорежиссёр, продюсер, сценарист, мультипликатор и поэт. Фильмы Бёртона отличаются чёрным юмором, макабрическими и готическими элементами, деконструкцией традиционных сказочных и мистических сюжетов.

«Кошмар перед Рождеством» (1993)
«Кошмар перед Рождеством» (1993)

Тим Бёртон родился 25 августа 1958 года в городе Бёрбанке, штат Калифорния, США, в семье Билла и Джин Бёртон (Эриксон), владельцев небольшого магазина сувениров Cats Plus, в котором продавались вещи, связанные с кошачьей тематикой. Тим Бёртон был первым ребёнком в семье. Отец будущего режиссёра занимал должность в парковом управлении Бёрбанка (англ. Burbank Park and Recreation Department). Дом Бёртонов на Эвергрин-Стрит (англ. Evergreen Street) до сих пор сохранился. Он находится неподалёку от аэропорта Бёрбанка и кладбища «Вальгалла» (англ. Valhalla Cemetery). Позднее Бёртон отразит своё виденье родного города в фильме «Эдвард Руки-ножницы».

В юности играл в водное поло за школьную команду, предпочитал одиночество, слушая панк-рок и развлекаясь походами в кино. Репертуар его любимых кинотеатров чаще всего ограничивался второсортной фантастикой и фильмами ужасов. Одно время он мечтал работать актёром, «управляющим резиновым монстром Годзиллой» из японских фильмов. Вдохновлённый киноработами Рэя Харрихаузена, он рано пробует делать свои собственные кукольные мультфильмы — большинство из них утеряны, либо считаются таковыми.

«Крупная рыба» (2003)
«Крупная рыба» (2003)

После окончания школы (англ. Burbank High School) в 1976 году поступил в Калифорнийский институт искусств (англ. California Institute of the Arts, сокр. CalArts). Во время учёбы Бёртон часто заменял написание учебных работ съёмками короткометражных любительских фильмов по мотивам заданного материала. К этому периоду времени относится, например, утраченные короткометражные фильмы «Гудини», «Остров доктора Агора» и др., а также анимационная лента «По следам монстра-сельдерея».

В 1979 году Бёртон начал работать сначала дизайнером персонажей, а затем аниматором на студии Уолта Диснея. Был несколько раз уволен и вновь принят. Первой крупной работой Бёртона была раскраска кадров в мультфильме Ральфа Бакши «Властелин колец» (1978). Также Бёртон принимал участие в создании лент «Лис и пёс» (1981), «Чёрный котёл» (1985) и первого диснеевского фильма с активным использованием компьютерной графики — «Трон» (1982). В 1980-х, еще работая на Disney, Бертон написал стихотворение «Кошмар перед Рождеством», наблюдая за тем, как работники торговых центров убирают украшения для Хеллоуина и готовятся к Рождеству. Это стихотворение стало основой для его одноименного фильма. Впоследствии Бёртон снял на студии Диснея свой первый шестиминутный мультфильм «Винсент». Его следующую работу, «Франкенвини» (1984), студия не решилась выпускать на экраны, сочтя этот фильм несовместимым с имиджем детской компании, и в прокат он вышел лишь в 1992 году.

«Большие глаза» (2014)
«Большие глаза» (2014)

«Франкенвини», несмотря на практический запрет, разошёлся по студиям в виде нескольких промо-копий и привлёк внимание известного комика Пола Рубенса. В результате тот поручил Бёртону снять полнометражный фильм «Большое приключение Пи-Ви». Во время съёмок Бёртон завёл дружбу с композитором Дэнни Эльфманом, который с этого момента стал практически постоянным композитором в его фильмах.

Фильм «Большое приключение Пи-Ви» имел значительный коммерческий успех. Этот факт подтолкнул руководство студии Warner Brothers к идее поручить подающему надежды режиссёру готовящуюся экранизацию комиксов о Бэтмене. В силу ранее заключённого со студией контракта Бёртон должен был снять ещё один фильм. Он отверг сценарии второсортных комедий, которые поступили к нему после успеха «Пи-Ви». В итоге этим фильмом стал «Битлджус» (1988), за которым последовали две ленты, положившие начало возрождению в массовой культуре «бэтмэнианы»: «Бэтмен» (1989) и «Бэтмен возвращается» (1992).

«Чарли и шоколадная фабрика» (2005)
«Чарли и шоколадная фабрика» (2005)

Многие исследователи творчества Бёртона считают, что его женщины оказывали сильнейшее влияние на его творчество. Велико было и влияние бывшей танцовщицы стриптиза Лизы Мэри, художницы, а впоследствии и актрисы, с которой режиссёр долгое время встречался, обручился в начале 1992 и они были вместе вплоть до 2001 года.

За это время были сняты наиболее показательные для творчества Бёртона фильмы: «Эдвард Руки-ножницы» (1990), «Эд Вуд» (1994), «Сонная Лощина» (1999) и другие.

Фильмом «Эдвард Руки-ножницы» ознаменовано начало длительного сотрудничества Бёртона с актёром Джонни Деппом. Депп возглавляет список актёров, постоянно снимающихся у Бёртона и считается альтер эго Бёртона.

«Планета обезьян» (2001)
«Планета обезьян» (2001)

В 2001 году Бёртон приступил к съёмкам ремейка фантастической картины 1968 года «Планета обезьян». В этот момент Бёртон увлекается английской актрисой Хеленой Бонэм Картер. Их союз с Лизой Мэри распадается. В октябре 2001 Бёртон обручился с Бонэм Картер. У Тима Бертона и Хелены Бонем Картер двое детей: сын Билл (2003) и дочь Нелл (2007). Вышедшая в прокат «Планета обезьян» собрала только в США 180 миллионов долларов при бюджете в 100 миллионов.

Смерть обоих родителей и последующее рождение (4 октября 2003) сына Билли Рэя нашла отражение в самом противоречивом его фильме «Крупная рыба». Необычная для всего остального творчества Бёртона лента послужила почвой для слухов и домыслов в прессе о творческом кризисе режиссёра.

«Алиса в Стране чудес» (2010)
«Алиса в Стране чудес» (2010)

Однако эти слухи были развеяны двумя последующими картинами: «Чарли и шоколадная фабрика» по детской повести Роальда Даля и кукольным мультфильмом «Труп невесты». За последний режиссёр был номинирован на «Оскар» в 2005 году. В них к Бёртону вернулась свойственная ему мрачная манера повествования, а самим фильмам сопутствовал значительный кассовый успех.

«Сонная лощина» (1999)
«Сонная лощина» (1999)

В 2006—2007 годах Бёртон предпринял попытку кинопостановки мюзикла Стивена Сондхейма «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит». 5 сентября 2007 он получил специальную награду Венецианского кинофестиваля — «Золотого льва» за достижения в жизни и творчестве. В 2010 году вышел фильм «Алиса в Стране чудес» и Мией Васиковской и Джонни Деппом, и его продолжение «Алиса в Зазеркалье» в 2016 году. В 2012 году вышла готическая трагикомедия «Мрачные тени», в 2014 году биографическая драма «Большие глаза» с Эми Адамс и Кристофом Вальцом. В 2016 году вышел фильм «Дом странных детей мисс Перегрин», а в 2019 году «Дамбо» с Евой Грин и Колином Фарреллом.

В октябре 2008 года Бёртон был удостоен почётной награды Scream за вклад в развитие жанра фильмов ужасов. В 2010 году стал офицером французского ордена Искусств и литературы. Режиссер помог Бараку Обаме устроить вечеринку в честь Хеллоуина в Белом доме в 2009 году. Он оформил одну из комнат в стиле чаепития из «Алисы в Стране чудес». А еще уговорил Джонни Деппа и Мию Васиковски появиться в образах Безумного шляпника и Алисы. Бертон создал «Труп невесты» в 2005 году для своей жены Хелены Бонем Картер. Актриса, кстати, озвучивает главную героиню.

Однажды в школе у меня должна была состояться итоговая работа — необходимо было написать 20-страничное сочинение по книге о Гудини. Книга, возможно, и произвела бы на меня впечатление, да я ее не прочитал. Поэтому я решил снять 8-миллиметровый фильм по ней. Я привязал себя к железнодорожному полотну и все такое. Ну, на самом деле, это все детская ерунда, но учителя она впечатлила, и я получил высший балл. И в этот самый момент я, возможно, сказал себе: Да, я, пожалуй, не прочь стать режиссером.
Снимая фильмы, вы всегда должны думать, что создаете величайший шедевр, даже если это полная ерунда.
Фильмы для меня — дорогая форма терапии.
Всякий раз, когда люди говорят мне, что фильм слишком мрачен, я не могу их понять: у меня иное представление о мрачности… Им приятнее видеть людей, одетых как мы с вами, которые стреляют друг в друга на улицах, чем когда они носят причудливые наряды. Меня выводит из себя реализм такого рода: беззаботное отношение к насилию, по-моему, куда более мрачная вещь, гораздо легче отождествляемая с действительностью, чем нечто совершенно далекое от реальности.
На самом деле, у меня нет ни одной работы в стиле «фильм ужасов». А это даже смешно, потому что этот жанр я, пожалуй, предпочитаю всем остальным.
Раздвоенность личности настолько присуща любому человеку, что меня удивляет, когда люди не понимают этого. Личность каждого многообразна, а не состоит из одного цельного куска.

Информация и фото из открытых источников.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, комментируйте!