Найти тему
H2_AUTO

Об управлении рисками и списками...

В ответ на критику в области сдерживания развития транспорта на альтернативных видах топлива, посредством принятия "завышенных" требований и "манипуляции" различного рода списочками представитель ФГБУ ВНИИПО МЧС РФ (Ю.Н.Шебеко) обратил наше внимание на несколько статей федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-ФЗ.

Давайте немного порассуждаем на эту тему. Закон определяет норму того, что относится к документам по пожарной безопасности, в том числе: национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона. Таким образом, можно вполне определенно утверждать, что ГОСТ Р, в которых есть требования к пожарной безопасности , не включенные в некий списочек, не являются нормативными в области пожарной безопасности. Так кто же мешает ГОСТ Р , идентичные международным стандартам, регулирующим требования безопасности на добровольной основе включить в списочек? Отвечаю: Для того, чтобы попасть в списочек, надо, чтобы соответствующие противопожарные службы написали письмецо в Росстандарт, а уже тот своим Приказом этот документ внесет в "Списочек". Наше предложение, о том, чтобы ГОСТ Р 55226-2012 включили, там отвергли, потому, что в списочек уже записали СП 156.13130.2014, да и не вышли мы ФГБУпом. Хочется вернуться к теме "профессионализма" и "неграмотности" в области технического регулирования. Получается так, что если речь идет о безопасном расстоянии от ВЗС до мест присутствиям людей в размере от 2 до 8 метров (в зависимости о производительности) по ГОСТ Р 55226-2012, то это "технологические" разрывы (фигня), а если речь идет о минимальных расстояниях от АЗС до мест массового пребывания людей по СП 156.1313.2014, то это элемент пожарной нормы. Вот и весь "профессионализм" и "грамотность" . Если ты регулируешь "списочки", то ты ну очень "грамотный, а если нет - так просто -"фигня" неграмотная...

Теперь давайте разберемся в "списочках" для грамотных и не очень. В целях обеспечения выполнения положения статьи 16.1. Закона 184-ФЗ и в связи с проведённый работой по актуализации национальных стандартов и правил в области пожарной безопасности Приказом Росстандарта от 14.07.2022 №1190 утвержден Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Перечень содержит 252 документа, из которых только один национальный ГОСТ Р ИСО 11611-2011 гармонизирован с ИСО. Один межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 11612-2020 идентичен ИСО. В перечень внесен один международный стандарт ISO 16924:2016 Natural gas fuelling stations - LNG stations for fuelling vehicles. (Станции заправки природным газом. Станции для заправки автомобилей сжиженным природным газом (СПГ). (Аутентичный перевод на русский язык, зарегистрирован ФГБУ "РСТ" от 30 ноября 2021 г. N 2888/ISO)).

Господа, а куда девались тысячи стандартов в области безопасности машин и оборудования и пр., в том числе и ВЗС, включенные в "другие перечни". Мы гражданское общество выбираем депутатов, которые для народа пишут законы, гарант конституции их утверждает, а наша безопасность в руках менеджеров среднего звена различных ФГБУ, которые "грамотно" составляют перечни... Это значит, что в этом деле нет единой технической политики. Каждый "перечнедержатель", решает: кто грамотный, а кто нет, даже несмешно...

Особо следует обратить внимание на нормативный документ внесенный в Перечень - ISO 16924:2016 Natural gas fuelling stations - LNG stations for fuelling vehicles. Получается, что простой перевод международного стандарта превратился в документ регулирующий нормы пожарной безопасности, обеспечивающий требований Федерального закона?

А вот ГОСТ Р 55226-2012, разработанный в обеспечение ТР ТС 010/2011 и включенный в другой Перечень ТР ТС, не удостоился внимания Приказа Росстандарта от 14.07.2022 №1190. Получается, что вопросами пожарной безопасности занимается менеджеры среднего звена (С\З) ФГБУ, которые на свое усмотрение включают что-то в "Списочек" или нет. Включили - противопожарное расстояние, не включили - "технологический" разрыв. "Грамотно" ничего не скажешь. А тем временем отрасль, например, применения альтернативных топлив "загибается" в бессильном поиске территорий для АГНКС в центре Москвы и др. городов, а менеджеры (С\З), уже сорок лет докладывают, что в центре Москвы и других городов с АГНКС все спокойно. Видимо они рассчитываю также "Грамотно" выстроить свою политику "личной" безопасности и в отношении ВЗС. И пусть тысячи людей в ИСО, МЭК и ООН, "парятся" над созданием норм безопасности, приемлемых для международного сообщества, менеджеры С\З, сами решат что "Грамотно", а что нет. Потому, что "бедолаги" во всем мире и не знают, что главное попасть в списочек, вот чудаки...

Но давайте вернемся к пункту №252 перечня – ISO 16924:2016 Natural gas fuelling stations - LNG stations for fuelling vehicles. (Станции заправки природным газом. Станции для заправки автомобилей сжиженным природным газом (СПГ). (Аутентичный перевод на русский язык, зарегистрирован ФГБУ "РСТ" от 30 ноября 2021 г. N 2888/ISO)). Здесь не так все просто. По закону, просто так, внести №252 нельзя, это противозаконно ("неграмотно"). Должен быть не перевод, а национальный стандарт гармонизированный с ISO 16924:2016. Но если будет ГОСТ Р, то тогда надо закрывать СП 156.13130.2014, в части LNG, потому что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 июля 2016 г. N 624 "Об утверждении Правил разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил" при разработке свода правил не допускается дублирование требований национальных стандартов Российской Федерации и других сводов правил (п.4). Вот и получается, что "неграмотные" громче всех кричат " держи "неграмотного", а по-сути манипулируют требованиями безопасности в своекорыстных целях. Не будем уточнять уровень существенности этой "корысти", оставим это на рассмотрение компетентных органов, но скажем, что аварийные ситуации на АЗС в таких условиях формирования нормативной документации в области пожарной безопасности являются одним из значимых рисков. При этом, в соответствии с федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ Глава 21. Порядок проведения анализа пожарной опасности производственного объекта и расчета пожарного риска, указанный риск не включен в соответствующий "СПИСОЧЕК". Так что главное в жизни, попасть/не попасть в списочек, не так ли? Но будем, все же, надеяться на то, что не так все просто, как кажется с первого взгляда...