Найти тему
АиФ-Рязань

Как настоящая. Что за обман с квитанциями на оплату техобслуживания за газ?

   Как настоящая.
Как настоящая.

В редакцию стали поступать звонки от обеспокоенных читателей — люди из разных районов жалуются, что им приходят платёжки за обслуживание газового оборудования. Оказалось, что такая ситуация — по всей стране. В чем подвох, рассказывает «АиФ-Рязань».

«Чуть не заплатили»

Сбитые с толку прописанным в квитанции конкретным адресом, а также указанным лицевым счётом, многие жители готовы были оперативно производить оплату — уж больно квитанция похожа на официальные платёжки за ЖКУ. Возможно, что есть люди, попавшиеся на такую рекламную удочку — куда и кому они перевели деньги, мы пока не знаем, поскольку среди наших читателей таких не оказалось. Зато наши читатели успели поволноваться — что за новый счёт им принесли?

"Квитанция" и правда как настоящая. Всё очень достоверно. И наименование услуг (техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования), и QR-код для оплаты, и конкретная сумма... И цитата из постановления Правительства РФ от 14.05.2013 г. № 410, напоминающая об обязанности «потребителя сетевого природного газа заключить договор на техническое обслуживание и проведение ежегодного обслуживания газового оборудования». И далеко не все увидели, что прописано там помельче: «предложение-оферта» на заключение договора ТО ВКГО.

Рязанцы — не первые жертвы?

«Моей бабушке 87 лет, она очень законопослушный человек. И если ей приносят счета, она обязательно их оплачивает. Получив эту квитанцию, она тоже была готова платить по счету. Хорошо, что попросила меня поподробнее прочитать, куда и как платить, — рассказывает рязанка Нелли Хвостова. — А ведь есть пенсионеры, которым не к кому обратиться. Они могли сразу отправиться перечислять деньги. Не исключено, что именно на это и был расчёт этой компании».

Позвонив по указанному в «документе» номеру, поговорить с живым представителем фирмы мы не смогли: дважды прослушали автоответчик с отрывками из постановления правительства РФ, а потом соединение прервалось.

Название компании мы указывать не будем, поскольку еще продолжаем собирать сведения о репутации этого ООО. Но нам удалось выяснить, что рязанцы — не первые жертвы сомнительной рекламной кампании. Точно такая же акция проходила уже и в Пензе, и в Ростове-на-Дону, и в Омске, и в Волгограде. В Волгограде, кстати, региональный УФАС вынес предупреждение о недобросовестной конкуренции в форме введения в заблуждение потребителей.

Вердикт Вологодского УФАС выглядит так: «В действиях компании установлены квалифицирующие признаки недобросовестной конкуренции, предусмотренные ст. 14.2 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой не допускается недобросовестная конкуренция путём введения в заблуждение, в рассматриваемом случае — это введение в заблуждение потребителей относительно природы самого документа и обязательности оплаты по квитанции, а также ст. 14.8 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции. В рассматриваемом случае это недобросовестная форма привлечения денежных средств, способствующая оттоку потребителей от конкурента».

«Общество должно прекратить рассылать листовки-квитанции с указанием QR-кода, позволяющего оплатить не оказанные услуги по конкретному адресу при отсутствии заключённого договора. Если же компания этого не сделает, будет возбуждено дело», — писали, ссылаясь на ФАС, волгоградские СМИ.

В Волгограде эта московская компания наделала переполох ещё в конце 2022 года. Однако, несмотря на нарекания и возможные последствия, тот же приём эта служба газового технического сервиса все-таки решила применить и к рязанцам. Видимо, выгода от такого хода превышает возможные неприятности?

Введение в заблуждение

«Считаю, что такую рекламную кампанию можно расценивать как введение в заблуждение потребителей, — говорит председатель Рязанской единой городской ассоциации защиты прав потребителей "Человек" Олег Попов. — И действия этого предприятия можно расценивать как административное правонарушение. Думаю, окончательный вердикт относительно такого рекламного хода должно вынести управление антимонопольной службы».

Мы обратились в региональное управление ФАС, об итогах их работы обязательно проинформируем читателей.

«Увидев такую платежку, далеко не все сразу разберутся в том, что это реклама, — считает руководитель Рязанского регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Ольга Каркина. — Чтобы не попасться на удочку таких недобросовестных рекламодателей, надо уточнять всю информацию в своей управляющей компании — там вам разъяснят, с каким предприятием заключены договоры на обслуживание общедомового оборудования и внутриквартирного».

Что и говорить, реклама оказалась яркой, наделала много шума, вызвала бурные обсуждения. Вот только вопрос — удастся ли благодаря такому «креативному» подходу привлечь новых клиентов? Или у компании всё-таки другие цели, и в росте числа клиентов она не заинтересована? Надеемся, что ясность в этом вопросе со временем появится, и людей не будут вводить в заблуждение.