Найти в Дзене

Мастер вязания на спицах Татьяна Николаевна Лезгинцева. Легенда о жизни, похожей на миф.

Не обладая достаточным объемом сведений об этой необычной женщине, я хочу вспомнить собственные мысли и впечатления, которые созрели в воображении под влиянием интересующей меня информации о любимом рукоделии, и имеют откровенно субъективную окраску. Я решаюсь на это, поскольку личность этого человека привлекла впервые внимание достаточно давно, и с этого момента новые факты и источники нашлись, только благодаря Интернету, но больше не дополняются подробностями, а образ начал обрастать домыслами из моего сознания. И вряд ли стоит откладывать дольше, ждать пока родится воображаемый персонаж, и от живого человека останется только легенда. Хотя именно легендой кажется всё, что я узнала. Личность Татьяны Николаевны Лезгинцевой оказалась настолько неоднозначной, что все её ипостаси сложно представить соединёнными в одном человеке. Мне для моей заинтересованности достаточно было бы одного того факта, что эта женщина всю жизнь была увлечена вязанием. Именно в связи с этим я узнала имя Т.Л
Оглавление

Татьяна Николаевна Лезгинцева
Татьяна Николаевна Лезгинцева

Не обладая достаточным объемом сведений об этой необычной женщине, я хочу вспомнить собственные мысли и впечатления, которые созрели в воображении под влиянием интересующей меня информации о любимом рукоделии, и имеют откровенно субъективную окраску.

Я решаюсь на это, поскольку личность этого человека привлекла впервые внимание достаточно давно, и с этого момента новые факты и источники нашлись, только благодаря Интернету, но больше не дополняются подробностями, а образ начал обрастать домыслами из моего сознания. И вряд ли стоит откладывать дольше, ждать пока родится воображаемый персонаж, и от живого человека останется только легенда. Хотя именно легендой кажется всё, что я узнала.

Это образцы по схемам Т.Н.Лезгинцевой.
Это образцы по схемам Т.Н.Лезгинцевой.

Личность Татьяны Николаевны Лезгинцевой оказалась настолько неоднозначной, что все её ипостаси сложно представить соединёнными в одном человеке.

Мне для моей заинтересованности достаточно было бы одного того факта, что эта женщина всю жизнь была увлечена вязанием. Именно в связи с этим я узнала имя Т.Лезгинцева.

Сначала о первом "знакомстве".

В бесплатном приложении к журналу Работница в N° 8 за 1978 год и в N° 11 за 1979 год были опубликованы два сообщения. Первое - о "простом способе вывязывания орнаментов", плюс 8 схем орнаментов.

Короткий текст из бесплатного приложения к журналу Работница N°8 от 1978 года. Автор Т. Лезгинцева описывает "простой способ вязания орнаментов",  хотя сегодня я вижу неувязки в изложении, которые тогда меня дезориентировали и снизили в моих глазах значимость События. Сегодня я думаю, в этом есть оплошность редакции, так как Лезгинцева, являясь опытной вязальщицей, сама не допустила бы подобного.
Короткий текст из бесплатного приложения к журналу Работница N°8 от 1978 года. Автор Т. Лезгинцева описывает "простой способ вязания орнаментов", хотя сегодня я вижу неувязки в изложении, которые тогда меня дезориентировали и снизили в моих глазах значимость События. Сегодня я думаю, в этом есть оплошность редакции, так как Лезгинцева, являясь опытной вязальщицей, сама не допустила бы подобного.

Схемы узоров для цветного вязания , которые не имеют длинных протяжек по изнаночной стороне из бесплатного приложения к журналу Работница N°8 за 1978 год.
Схемы узоров для цветного вязания , которые не имеют длинных протяжек по изнаночной стороне из бесплатного приложения к журналу Работница N°8 за 1978 год.

Второе - в рубрике "Вяжем, вяжем!" о вязании "на двух спицах" варежек, гольфов с орнаментами, плюс 4 схемы, каждую из которых можно разбить на несколько отдельных схем орнаментов (я насчитала 9 орнаментов и ещё две схемы шрифтов букв и цифр).

Текст из бесплатного приложения к журналу Работница N°11 за 1979 год. Инструкция вязания варежек с орнаментом на двух спицах.
Текст из бесплатного приложения к журналу Работница N°11 за 1979 год. Инструкция вязания варежек с орнаментом на двух спицах.

Текст из бесплатного приложения к журналу Работница (N°11, за 1979год). Инструкция вязания гольфов с орнаментом на двух спицах. Чертёж гольфа, на который есть ссылки в тексте, ниже ⬇️.
Текст из бесплатного приложения к журналу Работница (N°11, за 1979год). Инструкция вязания гольфов с орнаментом на двух спицах. Чертёж гольфа, на который есть ссылки в тексте, ниже ⬇️.

Текст из бесплатного приложения к журналу Работница (N°11, за 1979, год) с описанием способа вязания орнаментов с помощью "снятых" петель на примере вязания цветными петлями слова МИР.
Текст из бесплатного приложения к журналу Работница (N°11, за 1979, год) с описанием способа вязания орнаментов с помощью "снятых" петель на примере вязания цветными петлями слова МИР.

Схема орнамента и схема конструкции гольфа из бесплатного приложения к журналу Работница (N°11, от 1979 г.)
Схема орнамента и схема конструкции гольфа из бесплатного приложения к журналу Работница (N°11, от 1979 г.)

Схема русского алфавита и арабских цифр из бесплатного приложения к журналу Работница (N°11, от 1979. г.)
Схема русского алфавита и арабских цифр из бесплатного приложения к журналу Работница (N°11, от 1979. г.)

Схема орнамента из бесплатного приложения к журналу Работница (N°11,от 1979 г.)
Схема орнамента из бесплатного приложения к журналу Работница (N°11,от 1979 г.)

Схема орнамента из бесплатного приложения к журналу Работница (N°11 от 1979г.)
Схема орнамента из бесплатного приложения к журналу Работница (N°11 от 1979г.)

Эти пожелтевшие листочки я сохранила по нескольким причинам.

  • В те годы бесплатные приложения к журналам Работница и Крестьянка для меня, как и для большинства, были единственным источником официальной информации о рукоделии. И имеют ценность, как свидетельство уровня просвещения в этой области тех лет. Это первое.
  • Многократно просматривая их, я находила нередко новое вдохновение и у меня появлялись догадки о том, что, казалось, скрыто между строк. Причём, это актуально и сегодня. Это второе.
  • А способ вязания, описанный Т.Лезгинцевой, изумил меня сочетанием простоты и логики. Чем отличаются и другие публикации этих изданий, касается ли это выкроек одежды, или примеров различных видов рукоделия. Это третье.
Однако, помня и зная по себе, что внешний вид старых чёрно-белых схем и сухое (без достаточных пояснений, а от этого не понятное) словесное описание способа вязания не могут вызвать яркого эмоционального впечатления, я решила связать образцы по первым 8-ми схемам, чтобы читатели сразу увидели эффект цветного вязания и получили заряд для творчества. Фото образцов я размещаю внутри текста всей статьи, как сопровождающие общую тему, а не иллюстрирующие соседние куски текста.
Цветные образцы, которые я связала в технике "снятых петель" по схемам Лезгинцевой от 1978 г.
Цветные образцы, которые я связала в технике "снятых петель" по схемам Лезгинцевой от 1978 г.

Замечу также, что способ не имел тогда шаблонного названия. Ленивый жаккард, ленивый узор, способ снятых (вытянутых) петель...

И Татьяна Николаевна, не указывая на свою причастность, изложила новость в стиле "МОЖНО ДЕЛАТЬ ТАК".

Сегодня это для меня знак, свидетельствующий о скромности автора тех публикаций, человека, которому чуждо самопровозглашение и публичная амбициозность. Да и не принято это было в те годы. А ведь могла на правах пионера-первооткрывателя, пусть даже пересказавшего изученный опыт народного традиционного вязания, заявить о способе, как о своём открытии. Так сказать, не изобрела, но открыла. А, может всё-таки, изобрела...

Мне не известно, чтобы Лезгинцева сама заявляла об авторстве, хотя уже само письменное описание с пережитым личным опытом, дало бы ей право закрепить своё имя за данным методом.

Образец номер 1 связан в технике цветного узорного вязания со снятыми петлями. Пряжа Ирис, 100%х/б. Образец на основе лицевой глади состоит из двух узоров - основного и бордюра. Автор Т.Н.Лезгинцева, 1978год.
Образец номер 1 связан в технике цветного узорного вязания со снятыми петлями. Пряжа Ирис, 100%х/б. Образец на основе лицевой глади состоит из двух узоров - основного и бордюра. Автор Т.Н.Лезгинцева, 1978год.

Описание и инструкция вязания орнаментов и изделий в тех публикациях представлены в форме рассказа, повествующего о действиях, которые в целом нужно выполнять, с общими объяснениями, как пользоваться схемами узоров.

Сегодня , перечитывая эти строки на ветхих страницах, я ясно понимаю в каких рамках, сильно ограничивающих свободу изложения, следовало находиться автору, чтобы не превысить отпущенный ему лимит печатных знаков . Именно поэтому всегда было ощущение, что эти рассказы лишь краткие намёки, помогающие решить загадку, советы для умелых и опытных, кому не нужны подробности, которые исключены редакцией, как лишние, отчего некоторые куски текста можно трактовать по-разному и не всегда правильно.

Образец номер 2 связан в технике цветного узорного вязания со снятыми петлями. Схема этого узора на основе лицевой глади - цветка с произвольными контурами, опубликованная с группой из 8-ми схем в 1978 году, является свидетельством того, что техника вязания со снятыми петлями позволяет создать двухцветный рисунок с любыми очертаниями,что делает возможным реализовать сложные творческие замыслы простыми средствами. Эта схема отличается от остальных схем-орнаментов и её сегодня можно рассматривать, как инструкцию для "рисования" на вязаном полотне, присланную из прошлого. Пряжа Мулине, 100%хлопок. Автор Т.Н.Лезгинцева, 1978 год.
Образец номер 2 связан в технике цветного узорного вязания со снятыми петлями. Схема этого узора на основе лицевой глади - цветка с произвольными контурами, опубликованная с группой из 8-ми схем в 1978 году, является свидетельством того, что техника вязания со снятыми петлями позволяет создать двухцветный рисунок с любыми очертаниями,что делает возможным реализовать сложные творческие замыслы простыми средствами. Эта схема отличается от остальных схем-орнаментов и её сегодня можно рассматривать, как инструкцию для "рисования" на вязаном полотне, присланную из прошлого. Пряжа Мулине, 100%хлопок. Автор Т.Н.Лезгинцева, 1978 год.

Как я упомянула выше, некоторые новые моменты жизни, деятельности Татьяны Николаевны Лезгинцевой и развития её метода я узнала недавно, благодаря Интернету.

Насколько я могу судить, этот способ вязания орнаментов получил достаточное распространение среди рукодельниц. В арсенале многих есть этот приём, который упоминается сегодня, как ленивый жаккард, правда используется он достаточно примитивно. И упоминать имя Лезгинцевой не считается нужным. Может, та виртуозность расчёта и исполнения, которой владела Татьяна Лезгинцева, не позволяет сравнивать. А может, уйдя далеко вперёд, автор метода уделяла больше внимания новым идеям, до которых большинству расти и расти, поэтому отстаивать авторство начальных приёмов казалось уже несущественным. Собственно, как я выяснила, Лезгинцеву более всего в разные годы занимала популяризация вязания, как неиполезнейшего вида рукоделия, а не приобретение личной славы и, тем более дохода. И вижу я в этом её некую гуманитарную Миссию, что, по сути произросло из отношения к вязанию, как к достоянию всего человечества (так я думаю о всех видах искусства). Ведь собранная по крохам информация из личных догадок, и из общения со многими своими современниками, представителями разных традиций вязания, и изученная через источники, сохраненные в виде книжных изданий и музейных экспонатов, весь объём приобретенных знаний является той основой , на которой можно строить своё творчество, находя новое применение старым истинам. А талант - в том, чтобы из зерна знаний вырастить свой цветок (колосок, хлеб, дерево и т.п.)- теорию, открытие, метод, приём, внеся тем вклад в общее дело развития искусства вязания .

Все эти выводы я делаю сегодня, имея более широкое представление о деятельности Лезгинцевой.

Образец номер 3 связан в технике цветного узорного вязания со снятыми петлями. Пряжа Мулине, 100%хлопок. Образец на основе лицевой глади состоит из двух узоров - основного и бордюра. Автор схемы Т.Н.Лезгинцева, 1978 год.
Образец номер 3 связан в технике цветного узорного вязания со снятыми петлями. Пряжа Мулине, 100%хлопок. Образец на основе лицевой глади состоит из двух узоров - основного и бордюра. Автор схемы Т.Н.Лезгинцева, 1978 год.

Но каковы итоги того, первого знакомства?

Я хорошо помню, что связала тогда без особого настроения несколько образцов, осваивая этот метод, но поскольку мелкие изделия меня не интересовали, а для крупных не было пряжи (я полагала, что для изделия нужно несколько орнаментов и значительно больше двух цветов пряжи), то дальше в этом направлении я не пошла. Лишь годы спустя, после этих публикаций, опыт применения возможностей данного способа принёс мне много творческой радости.

Правда, толчок, который я получила, благодаря этой идее, привёл меня к несколько иному развитию этой техники вязания. К сожалению я не могу сейчас предоставить ни одного фото своих работ. Но попробую "живописать" словами.

Образец номер 4 связан в технике цветного узорного вязания со снятыми петлями. Пряжа Мулине, 100%хлопок. Образец на основе лицевой глади состоит из фонового орнамента. Автор схемы Т.Н.Лезгинцева, 1978год.
Образец номер 4 связан в технике цветного узорного вязания со снятыми петлями. Пряжа Мулине, 100%хлопок. Образец на основе лицевой глади состоит из фонового орнамента. Автор схемы Т.Н.Лезгинцева, 1978год.

Тогда я уже счастливо (но недолго) работала художником-модельером в экспериментальном цехе по производству трикотажных изделий. Много идей для машинного вязания было воплощено в те полтора года. Определённо, благодаря коллективу конструкторов, технологов, вязальщиц, швей, вышивальщиц, сбылись фантазии, которые при других обстоятельствах остались бы лишь мечтами, так как одной пары рук было бы явно не достаточно. Надо сказать, принцип вязания некоторых цветных переплетений на вязальных машинах перекликается с методом Лезгинцевой, так как основан также на двухрядном вязании каждого цвета узора.

Образец номер 5 связан в технике цветного узорного вязания со снятыми петлями. Пряжа Мулине, 100%хлопок. Образец состоит из двух узоров - основного и бордюра. Данная схема даёт возможность связать "угол", используя принцип изменения формы полотна за счёт сокращения петель внутри полотна  по диагонали. Также этот узор можно исполнить обычным поворотным вязанием. Также здесь использовано сочетание лицевой глади для петель фона и платочного переплетения для петель узора. Схема составлена Т.Н.Лезгинцевой, 1978 год.
Образец номер 5 связан в технике цветного узорного вязания со снятыми петлями. Пряжа Мулине, 100%хлопок. Образец состоит из двух узоров - основного и бордюра. Данная схема даёт возможность связать "угол", используя принцип изменения формы полотна за счёт сокращения петель внутри полотна по диагонали. Также этот узор можно исполнить обычным поворотным вязанием. Также здесь использовано сочетание лицевой глади для петель фона и платочного переплетения для петель узора. Схема составлена Т.Н.Лезгинцевой, 1978 год.

Кстати, в одном из интервью Лезгинцева упоминала о японских вязальных машинах в связи с тем фактом, что в Японии не было традиционного вязания спицами и вязание там - современная история заимствования. Японские вязальные машины - продукт свободной технической мысли, новый аналог текстильного машиностроения старого света, преобразованный и усовершенствованный на основе достижений электроники, без оглядки на ручное вязание. Скорее, мастера ручного вязания спицами могли позаимствовать некоторые приёмы из технологии машинного вязания. Во всяком случае метод снятых петель - определенно легко исполним на вязальной машине. И, думаю, Татьяна Николаевна слукавила) охарактеризовав вязальные машины, как "глупые", из-за того, что при вязании жаккарда на изнанке оставляют протяжки. Для контрастного сравнения с методом вязания цветных узоров без протяжек - хороший пример, ведь цель была сделать способ популярным, показав его преимущества. И, правда, сложно не заметить сходство подхода к формированию "ленивого" узора с принципами машинного вязания. Но, думаю, являясь мастером ручного вязания Татьяна Николаевна возможно и не лукавила, а была не курсе всех нюансов. Ей показали протяжки примитивного машинного жаккарда, изготовленного на простейшей бытовой вязальной машине, а в остальные тонкости не посвятили. Да, есть такой способ для машин с одной игольницей (однофонтурных). Но такие полотна с большими протяжками сегодня используют не для одежды, когда изнанка может стать "ловушкой". Есть уже давно машины с разными "рисунчатыми" возможностями для разных задач. И машины не могут быть "глупыми", может быть недостаточной квалификация вязальщицы.

Так, например, вяжутся однофонтурные цветные переплетения с прессовыми (по сути, "снятыми" - не связанными) петлями , и двухфонтурные жаккарды (где производится "выбор" петель для вязания каждого цвета отдельно, а "не выбранные" петли, по сути, тоже "снятые" - не связанные). И никаких "протяжек".

Образец номер 6 связан в технике цветного узорного вязания со снятыми петлями. Пряжа Мулине, 100%хлопок. Образец состоит из двух узоров - основного и двух бордюров. Здесь использовано сочетание лицевой глади для петель фона и платочного переплетения для петель узора. Схема составлена Т.Н.Лезгинцевой, 1978 год.
Образец номер 6 связан в технике цветного узорного вязания со снятыми петлями. Пряжа Мулине, 100%хлопок. Образец состоит из двух узоров - основного и двух бордюров. Здесь использовано сочетание лицевой глади для петель фона и платочного переплетения для петель узора. Схема составлена Т.Н.Лезгинцевой, 1978 год.

Новая моя коллекция, которая зрела, была посвящена фольклорным образам, воплощённым в изделиях , изготовленных на вязальном оборудовании. Но маховик идей был грубо остановлен неразберихой, возникшей из-за развала страны...

Однако, в начале 90-х у меня появилось достаточно пряжи для реализации своих идей вязания спицами плечевых изделий с цветными узорами-орнаментами и вышивкой по петлям. В полупустом магазине Галантерейных товаров Дружба одиноко возвышалась на полке пирамида из пасм весом по 300 граммов хлопчатобумажной пряжи мулине (аналогичной ниткам для вышивки, что существуют сегодня в пасмах по 8-12 метров) разных сочных цветов. Такая пряжа имеет приятный мягкий блеск при взгляде на неё и шелковистость на ощупь. Ради неё я рассталась со своими "капиталами". Зато у меня появилась чудесная пряжа с натуральным составом, из которой я связала три жакета.

Образец номер 7 связан в технике цветного узорного вязания со снятыми петлями. Пряжа Мулине, 100%хлопок. Образец  на основе лицевой глади состоит из двух узоров - основного и бордюра. Для вязания  угла использован принцип изменения формы полотна за счёт сокращения петель внутри полотна по диагонали. Автор схемы Т.Н.Лезгинцева, 1978год.
Образец номер 7 связан в технике цветного узорного вязания со снятыми петлями. Пряжа Мулине, 100%хлопок. Образец на основе лицевой глади состоит из двух узоров - основного и бордюра. Для вязания угла использован принцип изменения формы полотна за счёт сокращения петель внутри полотна по диагонали. Автор схемы Т.Н.Лезгинцева, 1978год.

Вдохновение и идею в тот момент поддержали модели из журнала Verenа, наличие которых развеяло мои сомнения о том, что пряжа для проекта слишком яркая. Время такое было.

И, думаю, расскажу подробности о жакетах отдельно. Возможно, изготовлю некий гибридный экземпляр-воспоминание), чтобы было что показать. Также я связала кардиган из зимней пряжи и три зимних джемпера цельновязаным способом сверху вниз с кокетками разной конструкции. Для отделки всех этих изделий я применила технику вязания со снятыми петлями. На основном полотне лицевой глади (только зимний кардиган содержал на основном полотне более крупные рельефные узоры) были участки с цветным орнаментом, размещенные в каждом изделии иначе, чем в других. Я не использовала нарисованные схемы орнаментов, чтобы строго их придерживаться. Орнаменты получались в процессе вязания , так как на каждом обороте (это два ряда - лицевой и изнаночный, которые вязались пряжей одного цвета оба) я снимала петли, придерживаясь произвольно избранного в этот момент раппорта по горизонтали.

Образец номер 8 связан в технике цветного узорного вязания со снятыми петлями. Пряжа Мулине, 100%хлопок. Образец на основе лицевой глади состоит из двух узоров - основного и бордюра. Автор схемы Т.Н.Лезгинцева, 1978 год.
Образец номер 8 связан в технике цветного узорного вязания со снятыми петлями. Пряжа Мулине, 100%хлопок. Образец на основе лицевой глади состоит из двух узоров - основного и бордюра. Автор схемы Т.Н.Лезгинцева, 1978 год.

Поясню смысл снятия петель.
• Например, на схеме подобного узора можно видеть клетки двух цветов, условно, светлые - цвет фона, номер 1, темные - цвет рисунка, номер 2.
• Способ вязания петель (петля вяжется, как лицевая, или, как изнаночная) на схеме не указан. Узор может выполняться, как на основе лицевой глади, так и на основе платочного переплетения, а также можно комбинировать - лицевая гладь для петель фона, платочное переплетение для петель рисунка.
Образец номер 6.
Образец номер 6.

• Каждой клетке соответствует одна петля и два ряда (один оборот). Так устроено потому, что в обоих рядах оборота, и в лицевом, и в изнаночном , одинаковое состояние петель. Если в лицевом ряду петля связана, то и в изнаночном эту петлю следует связать. Если в лицевом ряду петля снята, то в изнаночном её следует снять. Петли снимаются (переносятся со спицы на спицу) так, чтобы рабочая нить проходила с изнанки - за снятой петлёй, если смотреть с лицевой стороны, и перед снятой петлёй, если смотреть с изнаночной стороны. По сути схема читается для вязания лицевого ряда, и все связанные в нём петли-лицевые. При вязании изнаночного ряда повторяются манипуляции "связать" и "снять" из лицевого ряда, и все связанные петли в нём - изнаночные (для лицевой глади).
• Узор формируется за счёт "снятых" петель.
• Если вязать обороты без снятых петель, получится полосатый двухрядный узор, "полоска".
• Начиная вязать первый оборот цветом один, вязальщица устанавливает порядок чередования цветов.
• Первый оборот вяжется без снятых петель, что обычно видно на схеме - все клетки одного цвета. Если же схема начинается с чередующихся светлых и темных клеток, подразумевается, что следует самостоятельно связать установочный ряд пряжей первого цвета, условно светлого. Иначе откуда снимать петли?
• Тогда следующий второй оборот должен вязаться пряжей темного цвета. Если все клетки этого второго оборота на схеме обозначены темным цветом, то надо вязать все петли подряд сначала в лицевом ряду, затем в изнаночном ряду. Значит оборот выглядит, как темная двухрядная полоска.
Образец номер 4.
Образец номер 4.
• Если, кроме темных клеток во втором обороте на схеме встречаются светлые, то они обозначают петли нижнего ряда, светлого, которые нужно "снимать"- переносить с левой спицы на правую спицу без провязывания. И делать это следует с каждой петлёй, обозначенной светлой клеткой, сначала в лицевом ряду, а затем в изнаночном.
Образец номер 2, лицевая сторона.
Образец номер 2, лицевая сторона.

• Получается, что светлые "снятые" петли из первого оборота вытягиваются на фоне темных петель второго оборота, вверх на два ряда, занимая место во втором темном обороте.
• На третьем обороте надо поменять пряжу на светлую и вязать петли, обозначенные на схеме светлыми клетками, а петли, обозначенные темными клетками, теперь нужно "снимать".
• В таких схемах узоров есть чёткое правило: одновременно снимается только одна петля.
• Две, или несколько петель подряд не снимаются. То есть длина максимальной протяжки за снятой петлёй на изнанке - один петельный шаг.
Образец номер 2, изнаночная сторона.
Образец номер 2, изнаночная сторона.

• По этому правилу можно понять, какой цвет должен быть в работе на новом обороте. Если на схеме в ряду клеток, обозначающем оборот вязания, встречаются несколько подряд клеток одного цвета, значит это не снятые , а провязанные петли, и именно пряжей этого цвета следует вязать ряд.
• Бывают участки на схемах, где на весь оборот обозначены чередующиеся светлые и темные клетки. Тогда следует разобрать, какой пряжей связан последний ряд.

На следующих оборотах, меняя цвет пряжи, интуитивно следя за гармонией линий орнамента, я снимала другие петли в рамках своего раппорта, или, изменяя размер раппорта так, чтобы рисунок выглядел по-прежнему привлекательно.

-25

В общем рисунке я использовала от 3-х до 5-ти цветов. На некоторых участках не соблюдала правила "двухрядности" для каждого цвета, меняла цвет пряжи в каждом ряду. Некоторые узоры были связаны зеркально, с горизонтальной линией симметрии посередине. Были узоры, в которых вертикальный раппорт я не повторяла, развивая его в высоту до логического завершения, и ограничивала нижнюю и верхнюю границы такого орнамента контрастными полосами, или полосами с другим мелким цветным раппортом, или узор не ограничивался, а "растворялся на фоне основного полотна. В общем, действовала так, чтобы в результате удивиться - "вот, как получилось!"

А на однотонных участках двух жакетов я сделала вышивку по петлям. Самая большая площадь для вышивки была на спинке. Я подобрала, как образцы, схемы вышитых цветов, и, придерживаясь логики этих схем "навышивала" свои композиции на спинках и фрагменты меньшего размера ещё на других деталях.

Образец номер 1.
Образец номер 1.

Оговорюсь, что такой способ вязания, когда в работе всегда участвует только одна нить, позволяет легко достигнуть наилучшего результата. Особенно , если удаётся не путать между собой разные мотки пряжи, за чем нужно следить. Единственное ограничение, орнамент состоял из мелких элементов и поэтому способ казался не универсален.

Но здесь не должно быть места разочарованию. Оказывается, возможно использовать данный приём для создания крупных рисунков. Новая интересная информация, касающаяся непосредственно метода снятых петель Лезгинцевой, или, как она сама назвала, простого способа вязания орнаментов, которая прошла мимо меня, была опубликована в журнале Советская женщина в 1991 году.
Образец номер 7.
Образец номер 7.

Что сохранил Интернет.

Я увидела эти статьи только недавно, благодаря поиску в Интернете. Причём, это небольшой цикл "Путешествие с клубком ниток", посвященный традициям цветного вязания в разных регионах, изученных Лезгинцевой в Ленинской библиотеке, и в многочисленных поездках в отпуск, или в командировку.

Образец номер 3.
Образец номер 3.

И речь там не только о "простых" цветных узорах, но и о других техниках и традициях вязания из различных регионов.

Фото страницы журнала "Советская женщина" (ориентировочно 1990-1991 г.г.) со вступительным словом Татьяны Николаевны Лезгинцевой. На картинке Прибалтийские орнаменты для вязания жаккардов.
Фото страницы журнала "Советская женщина" (ориентировочно 1990-1991 г.г.) со вступительным словом Татьяны Николаевны Лезгинцевой. На картинке Прибалтийские орнаменты для вязания жаккардов.

Жаккард с протяжками, двусторонний "жаккард", применяемые для создания символичных, характерных для отдельных местностей, орнаментов и рисунков.

Фото страницы журнала "Советская женщина" (ориентировочно 1990-1991гг.) со статьей Татьяны Николаевны Лезгинцевой о северных узорах.
Фото страницы журнала "Советская женщина" (ориентировочно 1990-1991гг.) со статьей Татьяны Николаевны Лезгинцевой о северных узорах.

Лезгинцева "связала" географию и этнографию орнаментов , указала на их взаимосвязь.

Фото страницы журнала "Советская женщина (ориентировочно 1990-1991  г.г.) со статьёй Татьяны Николаевны Лезгинцевой о джурабах.
Фото страницы журнала "Советская женщина (ориентировочно 1990-1991 г.г.) со статьёй Татьяны Николаевны Лезгинцевой о джурабах.

На эти публикации я вышла случайно. Они упоминались на различных информационных платформах в беседах. Первым я нашла сообщение в беседе клуба любителей шитья СЕЗОН в теме ДЖУРАБЫ. Там были фото всех четырёх листов с орнаментами, которые я здесь показываю.

Фото страницы журнала "Советская женщина" (ориентировочно 1990-1991 г.г.) со статьёй Татьяны Николаевны Лезгинцевой о присутствии в орнаментах разных народов Звезды - Солнца.
Фото страницы журнала "Советская женщина" (ориентировочно 1990-1991 г.г.) со статьёй Татьяны Николаевны Лезгинцевой о присутствии в орнаментах разных народов Звезды - Солнца.

Второе упоминание было на Осинке в теме Полсотни "ленивых" узоров. Причём, некоторые авторитетные участники обсуждений в то время явно не подозревали о возможностях метода снятых петель для более широкого его использования.

Фото обложки книги с "ленивыми узорами" из обсуждения на Осинке, лето 2008 г.
Фото обложки книги с "ленивыми узорами" из обсуждения на Осинке, лето 2008 г.

Так прямо и заявляли, что количество узоров ограничено и этот способ не имеет перспективы. Это с одной стороны.

С другой стороны уже была публикация об изделиях Лезгинцевой в том же цикле Путешествие с клубком ниток с фотографиями, на которых были не рядовые вещи. И именно о них было упоминание.

Фото страницы журнала "Советская женщина"(номер 9, 1991 г.) с изображением комплекта "Вологда", автор Т.Н.Лезгинцева. К сожалению, в сопровождающем тексте перепутаны названия изделий, которые представлены на этом и других, размещенных ниже, фото. Но эта оплошность редакции журнала никак не умаляет ценности самих изделий.
Фото страницы журнала "Советская женщина"(номер 9, 1991 г.) с изображением комплекта "Вологда", автор Т.Н.Лезгинцева. К сожалению, в сопровождающем тексте перепутаны названия изделий, которые представлены на этом и других, размещенных ниже, фото. Но эта оплошность редакции журнала никак не умаляет ценности самих изделий.

Несмотря на, может быть, не современные сегодня силуэты, в представленных изделиях чётко читается инженерный расчёт, логичные во все времена пропорции деталей и геометрически выверенный масштаб орнаментов и узоров.

Фото страницы журнала "Советская женщина"(номер 9, 1991 г.) с изделиями Татьяны Николаевны Лезгинцевой. Названия, которые сопровождают фото, являются опечаткой и не соответствуют данным изображениям.
Фото страницы журнала "Советская женщина"(номер 9, 1991 г.) с изделиями Татьяны Николаевны Лезгинцевой. Названия, которые сопровождают фото, являются опечаткой и не соответствуют данным изображениям.

Татьяна Николаевна здесь вовсю использовала преимущества диагонального размещения рядов полотна (зиг-заг, как чередование соседних диагональных участков с разным, левосторонним, и правосторонним наклоном рядов), называя его косое вязание и образно - вязание "елочкой".

Фото страницы журнала "Советская женщина"(номер 9, 1991г.) с изделиями Татьяны Николаевны Лезгинцевой. Названия, напечатанные рядом с фото, по ошибке редакции не соответствуют изображениям.
Фото страницы журнала "Советская женщина"(номер 9, 1991г.) с изделиями Татьяны Николаевны Лезгинцевой. Названия, напечатанные рядом с фото, по ошибке редакции не соответствуют изображениям.

Шедевром представленной в журнале "Советская женщина" (номер 9 за 1991год), коллекции является комплект Вологда.

Костюм "Вологда". Автор Т.Н.Лезгинцева.
Костюм "Вологда". Автор Т.Н.Лезгинцева.

Топ и юбка связаны сверху вниз с расширением по клиньям, и, в зависимости от предпочтений исполнителя могут быть изготовлены как отдельными частями (можно связать группы клиньев, а затем объединить их), или цельновязаным способом.

Фото страницы журнала "Советская женщина"(номер 9, 1991г.) с описанием костюма "Вологда". Автор Т.Н.Лезгинцева.
Фото страницы журнала "Советская женщина"(номер 9, 1991г.) с описанием костюма "Вологда". Автор Т.Н.Лезгинцева.

Универсальность конструкции и расчёта в возможности использовать их для любого размера. Именно здесь использован принцип снятых петель и вязание "ёлочкой".

Образец номер 5.
Образец номер 5.

Полотно изделия не имеет длинных протяжек на изнанке, а с лицевой стороны узор не выглядит примитивным орнаментом, так как распределён внутри повторяющихся симметричных клиньев, выполненных "ёлочкой" и изменяется на протяжении всей высоты клиньев. Расширение клиньев происходит за счёт центральных прибавлений внутри клиньев в каждом лицевом ряду, и более редких убавлений по краям клиньев, от частоты которых зависит плавность расширения. Причём узор рассчитан так, чтобы напоминать извивы вилюшки вологодского сцепного кружева.

Эта геометрия , воплощённая в утончённой красоте, родилась в воображении художника, преобразилась в виртуозный расчёт в проекте инженера-математика и воплотилась в превосходный предмет искусства в руках мастера вязания. И это были не три отдельных человека.
Образец номер 4.
Образец номер 4.

Оказывается, Татьяна Николаевна научилась вязать самостоятельно с детства, которое пришлось на довоенные и военные годы ( о точной дате рождения информации нет). Она кандидат физико-математических наук, училась в Ростовском университете, затем работала в Московском НИИ пьезотехники, а с 1964 года жила в городе Зеленоград и работала объединении Элпа, откуда ушла в "свободное плавание" в 90-х и посвятила себя вязанию. Её просветительская деятельность заключалась как в преподавании вязания по приглашению общества Знание, чтении лекций, так и в написании статей.

Образец номер 8.
Образец номер 8.

Также следы в Интернете о ней остались после освещения различных мероприятий, в которых она принимала участие. Программа восстановления в медицинском центре "Помоги себе сам" включала занятия вязанием на мастер классах Лезгинцевой "Узорное вязание" для реабилитации после болезни людей, потерявших способность двигаться (я нашла сообщение об этом от 2005 года, к сожалению, точные сроки деятельности Лезгинцевой в этом центре мне не известны).

Образец номер 5.
Образец номер 5.

Именно там Татьяна Николаевна на практике сумела доказать благотворное влияние вязания на многие аспекты активной жизни, которые удается вернуть, благодаря занятиям вязанием.

Особенно меня умилили детские репортажи о фестивале "М@стер@" в мае 2008 года, в котором принимала участие Татьяна Николаевна Лезгинцева. Дети сумели донести некоторые факты, которые не упоминались в официальных источниках.

И здесь главная идея-прорыв. Техника цветного вязания со снятыми петлями позволяет творить не только простые цветные орнаменты и мелкие графические узоры. Используя визуальный эффект, похожий на пиксельные изображение, технически натренированная вязальщица, умеющая считать, обладающая задатками художника, может создавать сколь угодно масштабные картины, используя Метод Лезгинцевой.
-43

Как жалко, что не нашлось в открытом доступе изображения невероятного творения!

О нём я узнала из беседы юной журналистки Анны Барсуковой, 14 лет, с Татьяной Николаевной Лезгинцевой.

Представляете, может, закалившись в те годы, когда нитки, пряжа, любой текстиль были дефицитом, чуть позже Татьяна Николаевна Лезгинцева использовала в своем творчестве для вязания ... ВИДЕОПЛЁНКУ ... Ею был создан портрет Гоголя! Видеоплёнка плюс пряжа из капроновых колготок ... Увидеть бы!

Может, похоже...Только нужно проработать изображение в двух цветах и в боле мелком масштабе, без оттенков серого.
Может, похоже...Только нужно проработать изображение в двух цветах и в боле мелком масштабе, без оттенков серого.

Ещё одно изделие, о котором рассказал другой юный журналист, Татьяна Николаевна назвала МОЯ ВСЕЛЕННАЯ. К сожалению, на тот момент оно не было завершено.

Фото Вселенной из Интернета.
Фото Вселенной из Интернета.

Вот фрагмент интервью, ответ Татьяны Николаевны Лезгинцевой юному журналисту Никифору Янакову, 14 лет.

"- А есть у Вас нереализованные идеи?

— У меня есть одна вещь, "Моя вселенная", которую я никак не свяжу. Я хочу такой фон, как небо, сине-фиолетово-чёрное, а узоры, как звёзды; и чтобы использовать число 12. 12 — это символ времени: 12 месяцев, 12 часов, ну и так далее. Далее 12-летний цикл, сейчас идёт год крысы, а всего таких животных 12. И там тоже будут знаки зодиака, их тоже 12…"

Настолько ярко и впечатляюще было описание, что у меня возник эффект ДЕЖАВЮ.

О развитии идей Лезгинцевой.

Мне показалось знакомым описание "Моей Вселенной", так как нечто подобное я всё же годик назад увидела на очень достойном авторском канале ДЗЕН Марии Москалевой.

Было так. В Pinterest , как начальном пункте поиска я увидела картинку интересного изделия, выполненного в технике снятых петель. Мне показалось, что на фото старинный (не скрою, был момент, подумала, что из раскопок древнего Кургана)) свитер со стилизованными схематичными, как в народной вышивке, изображениями животных. Мелькнуло, ну надо же, как вязали!)

-46

Название изделия ЛЕСНАЯ СКАЗКА. Оказалось, эффект "потёртого и выцветшего полотна" достигнут за счёт пряжи секционного окрашивания. Ссылка и привела меня тогда на канал ДЗЕН.

Творческая мастерская. Mария Mоскалева

Там были статьи, посвященные моментам изготовления этого свитера-джемпера. Там же были другие статьи Марии Москалевой об изготовлении джемпера с одноименным названием МОЯ ВСЕЛЕННАЯ. Тогда я ещё не видела интервью с Татьяной Николаевной Лезгинцевой от мая 2008 года, в котором она красочно описала идею. И теперь я понимаю, что автор канала Мария Москалева упоминала имя Лезгинцевой, развивая тему "ленивого жаккарда", и также развила идею МОЯ ВСЕЛЕННАЯ.

Замечательное воплощение ЛЕСНОЙ СКАЗКИ и МОЕЙ ВСЕЛЕННОЙ. Носить такое - равно, с одной стороны, принизить значимость артобъекта, место которому в Выставочном зале, с другой стороны рисковать быть всегда на виду и получать излишнее внимание. Но быть до конца объективным в суждениях невозможно, пока не увидишь изделие на человеке. А таких я не видела. Возможно там всё уместно, и посадка хорошая, и тип личности соответствует значительности темы, заявленной в изделии. Рекомендую всем, кто ещё не знаком с исследованиями Марии Москалевой, заглянуть на её канал и желаю тем, кто заглянул, не утонуть в объёме щедро предоставленной полезной, не растиражированной информации, часть которой (о "ленивом" жаккарде) Мария Москалева оформила как Энциклопедию, со своими определениями и условными обозначениями. Считаю работу, проведённую Москалевой, достойным продолжением идей Лезгинцевой.

Другое увлечение и дело жизни.

Параллельно занятиям вязанием в1988 году Татьяна Николаевна увлеклась изучением международного языка Эсперанто, многие годы принимала участие в различных международных конференциях, занималась популяризацией и этой области своих интересов.

И, конечно, создала удивительный шедевр, связанный спицами в своей технике снятых петель.

Татьяна Николаевна Лезгинцева и её Гимн Эсперанто, выполненный в виде вязаного полотна. Обратите внимание, на заднем плане виден джемпер с рисунками шахматных фигур, и это теперь только тема для ещё одного мифа...или идея для повторной реализации.
Татьяна Николаевна Лезгинцева и её Гимн Эсперанто, выполненный в виде вязаного полотна. Обратите внимание, на заднем плане виден джемпер с рисунками шахматных фигур, и это теперь только тема для ещё одного мифа...или идея для повторной реализации.

Ею было связано объемное полотно на котором было "написано" своеобразное послание будущим поколениям. Буквами алфавита Эсперанто ("достаточно знать 16 правил и 1000 слов") и нотами музыкальной грамоты был связан Гимн Эсперанто, объединяющий всех людей Мира.

Гимн Эсперанто. Автор текста Л.Земенгоф, композитор Фелисьен Меню де Мениль.
Гимн Эсперанто. Автор текста Л.Земенгоф, композитор Фелисьен Меню де Мениль.

Гимн Эсперанто

Над землёю новым чувством веет,

И призыв разносится по свету;

Он на крыльях, словно лёгкий ветер,

Облетает быстро всю планету.

Не мечом — орудьем разрушенья —

Он сплотить желает все народы:

Людям, утомившимся в сраженьях,

Обещает мир он и свободу.

Все, кто верит в счастье дней грядущих,

Собрались под мирные знамена.

Под звездой идеи всемогущей

Стали мы сильнее и сплочённей.

Стены недоверья вековые

Разобщили страны и народы;

Но сметёт препятствия любые

Светлая любовь — сестра свободы.

Овладевши языком общенья,

Хорошо друг друга понимая,

Будут жить народы, без сомненья,

Как семья единая земная.

Полные энергии и страсти,

Не устанем яростно трудиться,

Чтоб мечта, которой нет прекрасней,

Для людей могла осуществиться.

Автор перевода С.Вайнблат

Не знаю, какова судьба этого произведения, но по информации из одной статьи на Конгрессе эсперантистов 2015 года за это полотно предлагались любые деньги коллегой Татьяны Николаевны из Израиля. Тогда Лезгинцева не смогла расстаться со своим детищем и, по её словам, была склонна сделать подарок, не считая это полотно предметом торга, но позже... Кто теперь знает, где это полотно? В достойном ли состоянии хранится? Возможно, если бы оно было отдано на землю Израиля, то сохранилось бы, как достояние человечества на долгие времена... Надеюсь, что в этом вопросе я слишком пессимистична. И с работами Лезгинцевой всё в порядке . Знать бы.

Татьяна Николаевна Лезгинцева. Год рождения точно не известен. Информация о последней дате также отсутствует, что даёт нам шанс думать, что Лезгинцева живёт, творит, вяжет нашими руками и след, который она оставила никогда не сотрётся.
Татьяна Николаевна Лезгинцева. Год рождения точно не известен. Информация о последней дате также отсутствует, что даёт нам шанс думать, что Лезгинцева живёт, творит, вяжет нашими руками и след, который она оставила никогда не сотрётся.

Казалось, для Легенды рассказано достаточно. Но есть ещё, может не существенная для общественности, но значимая для самой Лезгинцевой информация о её происхождении.

"Отец Татьяны Николаевны – Негохаясь Милколович Лезгинциан, или Николай Михайлович Лезгинцев, рассказывал о том, что имеет черкесские корни, мама Мария Васильевна Митина, русская по национальности (ее дед – Малюков Епифан Васильевич), – казачьи корни; бабушка по материнской линии – кишиневская мещанка. В роду есть и греки, так что моя собеседница считает себя не столько армянкой, сколько "дочерью всей России". Правда, во время войны, когда она училась в пятом классе, в ней из-за темного цвета волос все время признавали еврейку". Это цитата из статьи Ю.Юровой в газете Моздокский вестник за 2 февраля 2016 года.

К сожалению , более поздних упоминаний о Татьяне Николаевне Лезгинцевой я не нашла. Не было информации и о её семейном положении.

И грусть-печаль моя лишь из-за того, что до обидного мало помнят и говорят в наших кругах любителей и фанатов вязания о таких достойных масштабных личностях, какой является Татьяна Николаевна Лезгинцева. И здесь я сокрушаюсь о её рукодельном наследии, которое не собрано воедино и не представлено в виде КНИГИ.

А жизнь её интересна и многообразна. Каждому бы так!

-50

Спасибо всем, кто дочитал эту статью до конца и не остался равнодушен.

Что касается меня, то я переживала.