Наличие зарядной точки в своём гараже, при машиноместе на подземном паркинге или на придомовой парковке очень упрощает жизнь владельцу электромобиля – это факт. Сегодня мы рассмотрим, по каким критериям стоит выбирать домашнюю станцию, какие согласования нужны, и как, собственно, эту станцию установить.
Сразу уточним, что речь идет не о бытовой розетке, к которой можно подключить штатный зарядный блок электромобиля, а о специализированном настенном зарядном устройстве, которое наряду с более высокой мощностью зарядки обеспечит и максимальную безопасность.
Они относятся к станциям медленного типа — передают в электромобиль переменный ток (АС) непосредственно из электросети, что делает их значительно дешевле станций быстрого типа, осуществляющих преобразование переменного тока в постоянный (DC) высокого напряжения.
Все сертифицированные домашние станции обеспечивают зарядку в защищенном режиме Mode 3. Это их ключевое достоинство — ток в присоединенный кабель подается только после проверки всех соединений и тестирования утечек и далее постоянно контролируется. Также такие станции не требуют больших трудозатрат в установке — у сертифицированных специалистов монтаж и запуск простых систем займет от нескольких часов.
Но при всей кажущейся простоте подбор, размещение и настройка подобных терминалов — отнюдь не банальное дело. Есть масса тонкостей как технического, так и юридического характера.
Делай раз: смотрим на функционал
В быту процесс зарядки какого-нибудь девайса выглядит совсем незатейливо: подключил штекер от нужного адаптера и через пару часов увидел 100% заряда. Мы не думаем о мощности и нагреве, уровнях заряда и рисках перегрузки.
С электромобилями иначе. Их потребности в энергии намного выше, поэтому желательно иметь широкие возможности для контроля подключения, хронометража, уровня мощности и других параметров зарядки. Вот почему на первый план выходит функционал.
Первый важный вопрос— нужна ли защита самой станции? Если доступ к ней будете иметь только вы, и она не будет стоять под открытым небом, то в принципе можно брать любую, подходящую по числу фаз и мощности. В ином случае лучше выбрать станцию в необходимом климатическом исполнении и с какой-либо блокировкой — с замком или с защитой RFID-картой, с пин-кодом или активацией через мобильное приложение по беспроводной сети или Bluetooth. Последний вариант особенно удобен, если станция будет использоваться не одним жильцом, а коллективно.
Второй принципиальный момент — тип кабеля и разъемы. Наиболее удобны станции, уже оснащенные одним или двумя кабелями с подходящими для электромобиля штекерами (для официально поставляемых в Россию Skywell ET5 подходят те, что с коннектором Type 2, для гибридного Skywell HT-i — c GB/T AC). Но также распространены станции без кабеля, а с гнездом под определенный тип штекера. Подключение к такому терминалу требует больше возни.
Третий пункт — возможность управление процессом зарядки с помощью таймера, модулятора заряда или удаленного контроля. Наличие этого функционала позволит регулировать объемы энергопотребления, получать больше выгод от ночных тарифов и откроет возможность для предварительного подогрева или кондиционирования электрокара непосредственно перед выездом. Последнее обеспечит не только высокий комфорт, но поспособствует ощутимому увеличению запаса хода электромобиля в морозные или очень жаркие дни.
Ещё одна очень полезная функция — балансировка мощности. Это обязательно нужно принять во внимание, если есть риск перегрузки домашней электросети или имеются жесткие лимиты на потребление от поставщика энергии. Например, когда на всё домохозяйство или дачный участок выделяется всего 12-15 кВт, станция с балансировкой мощности сможет в реальном времени отслеживать общее потребление и использовать оставшиеся резервы мощности для зарядки электромобиля, не выходя за лимиты.
Делай два: выбор по базовым параметрам
Напряжение в проводке, число фаз, мощность — казалось бы, что тут сложного? Но практика показывает, что даже люди с техническим образованием нередко ошибаются в расчетах при выборе подходящей станций для электромобиля.
Разберем конкретный случай на примере Skywell ET5. В бортовой системе этого электромобиля применятся инвертор на 6,6 кВт, работающий от одной фазы. Это означает, что в обычной сети напряжением 220 В к нему будет течь ток силой в 30 А (6600 ватт /220 вольт).
Если кто-то посоветует взять станцию «с запасом» — например, на 11 кВт и три фазы, то мощность в 6,6 кВт станет недостижимой, так как каждая шина L1, L2 и L3 в такой станции просто не рассчитана на высокий ток и обеспечивает по отдельности лишь 3,67 кВт мощности.
Поэтому для электромобилей с однофазными инверторами целесообразно выбирать самые доступные 7,4-киловаттные станции. Впрочем, есть и универсальный вариант. Если предпочесть трехфазную мощностью 22 кВт, то она не станет «бутылочным горлышком» ни сейчас, ни в дальнейшем, если в гараже появится электрокар с более мощным инвертором.
Делай три: требования к подводу
Чтобы разместить на своем участке домашнюю станцию не далее, чем в 10-15 метрах от распределительного щитка, понадобится проводка 3х6 мм2 для однофазных станций и 5х6 мм2 для трехфазных. Если подвод будет длиннее, то сечение кабелей стоит увеличить до 10 мм2. В линию ставится автоматический выключатель. Обязательно обеспечивается надлежащее заземление. Схема контроля заземления и устройство защиты от утечек тока обычно имеется в самой станции (в некоторых случаях внутри нее предусмотрена DIN-рейка для установки устройств защиты), но при необходимости эти компоненты добавляются в основной щиток. Там же может быть размещен и отдельный счетчик электроэнергии, если такой функционал не предусмотрен самой станцией.
Несколько сложнее с паркингами, где для подключения станций потребуются отдельные вводно-распределительные устройства. Для технологического присоединения придется получить необходимые технические условия непосредственно от сетевой компании.
С кем нужно согласовывать установку
В самом простом частном случае потребуется лишь технический аудит вашей домашней электросети, который позволит поставщику зарядных станций составить оптимальный проект установки станции на вашем участке.
В некоторых случаях понадобится согласование с сетевой и управляющей компаниями новых лимитов выделяемой мощности — эту часть проекта поставщики зарядных станций также иногда берут на себя, а вам остается лишь подписать необходимые договоры.
Сложнее реализовать установку станции на общедомовых территориях таунхаусов и многоквартирных домов. Тут могут понадобится документы на право собственности и аренды, собрания жильцов, заявления в сетевые компании от самого УК или товарищества собственников жилья (ТСЖ), планы присоединяемых станций, схемы электросетей, запросы на выделение дополнительных мощностей и т. д.
Поводов для отказов может быть много. Например, старыми пожарными нормами вообще запрещалась зарядка аккумуляторов в подземных гаражах из-за выделения взрывоопасного водорода. Однако батареи электромобилей устроены иначе и не выделяют опасных соединений, поэтому для них действует новый регламент (можно ссылаться на Приказ МЧС №880 от 17 декабря 2021 года), разрешающий размещение станций на подземном паркинге на -1 этаже многоквартирного дома по согласованию с УК.
Сколько это стоит
Всё зависит от выбора оборудования и сложности проекта. Простые станции продаются по цене 50-70 тысяч рублей, более продвинутые — 70-100 тысяч, от известных брендов — 100-150 тысяч и более за модели класса Premium. Но здесь лучше не гнаться за маркой, а выбрать станции, которые уже зарекомендовали себя на нашем рынке (Orbis, Punkt E, Simple Energy).
Сама установка частному заказчику обходится примерно в 30-60 тысяч рублей. В эту сумму уже включена оплата услуг консультанта, который на месте сделает замеры для эскизного проекта, расходы на проводку и электрокомпоненты, крепеж и аксессуары, монтажные работы, проверку оборудования и его отладку.
В общем, итого «под ключ» вместе со станцией можно уложиться в одну-две сотни тысяч рублей. Такую сумму электромобиль может сэкономить вам всего за полгода интенсивной эксплуатации, так что ещё и в плюсе останетесь.