Сегодня мы будем говорить о том, с чего же нужно начинать поиск истории.
Почему поиск, а не сразу создание? Уверен, что многие из вас ответят, что истории нужно начинать с главного героя, продукта, который вы собираетесь продвигать, с идеи и так далее. Отвечу всем и сразу. История – это прежде всего эмоция. И начинать поиски или написание нужно только с эмоции или впечатления.
Сторителлинг и история относится к индустрии впечатлений, к индустрии развлечений. То есть к тому, где правят бал только эмоции. Это сфера искусства.
Глубокого или не глубокого, комедии или драмы - не важно. Важно то, что без эмоции в сторителлинге не бывает ничего. И вы в этот момент создания или поиска истории превращаетесь в творца, автора, комбинатора, волшебника, если хотите. Вы начинаете работать с эмоциями.
Вам придется работать с тем материалом, который нельзя потрогать, нельзя показать. И вам придется производить с эмоциями различные манипуляции. Растягивать во времени, сжимать. Бить ими или успокаивать. Производить впечатление - это очень трудная работа и здесь вряд ли будет достаточно прочитать пару умных книжек о технических приемах.
Если несколько лет назад было достаточно аргументировано объяснить покупателю или зрителю экономическую выгоду того или иного предложения и это могло бы склонить вашего оппонента к согласию, то сегодня ему уже все объяснили до вас. Сотни компании на рынке уже сделали то, что вы только начинаете. И вы уже давно не самый первый в своем деле. Единственное чем вы можете отличаться - так это несколько улучшенной версией того, что он уже имеет.
Бизнес рынок не развивается скачками. Он движется поступательно и плавно. Хотя возможно вы гений, способный на прорыв.
И если вы хотите создавать, продвигать свою историю вам необходимо создавать и производить впечатление.
Если мы сегодня вооружимся всеми учебниками мира и привлечем искусственный интеллект, то и тогда у нас ничего не получится, если мы не начнем искать эмоцию. Эмоция – это словно искра в свече автомобиля. Каким бы хорошим и сильным ни был ваш двигатель, он не заведется, и вы останетесь на месте. Каким бы эрудитом вы не были - здесь другая игра.
Итак где же взять эмоцию? Вот это конечно и есть вопрос вопросов.
Задача сложная – ответ простой. Прежде всего, в себе. И для этого нужно просто войти в эмоциональную зону. Я ввел этот термин на свой страх и риск, в надежде, что психологи не растерзают меня в клочья за столь фривольное обращение с этим термином. Но эмоции и впечатления – это территория искусства, прежде всего.
Итак, что же это такое – эмоциональная зона. Каждый из нас проживает сотни впечатлений за день. И больших и маленьких. И печальных и радостных. И все они состоят из эмоций. Поговорите с собой вспомните, что вас восхищало, что пугало, что тревожило. И не только в прошлом, но и в настоящем. Наверное, каждый о чем- то мечтает. Иными словами, что вызывает эмоции и волнение . Уверен, если вас попросить ответить на этот вопрос сразу и быстро - вы даже и не вспомните – что вас вдохновило однажды . А ведь вы от чего-то смеялись и чему-то удивлялись. Каждому было страшно.
И вот как только вы вспомните - вы тут же почувствуете, как вас медленно затягивает в эту зону.
Уверяю вас из того, чего вы боялись вполне можно создать триллер. Из того, что вас до слез смешило - можно создать комедию, от которой будут смеяться и другие.
Почему спортсмену которому нужно пробежать на чемпионате всего 100 метров за какие-то несколько секунд – несколько дней до этого могут снится кошмары. Или крепкого пловца, которому нужно проплыть всего 100 метров трясет от волнения перед заплывом. Почему бойцы специального назначения учатся входить в боевой транс. Это и есть та эмоциональная зона. Без этого волнения не будет результата или рекорда. Только выход из обычного состояния в эмоциональную зону гарантирует нужные изменения. И вот как только вы вошли в эту зону и вспомнили, что вас по настоящему вдохновило - это означает, что вы почти схватили удачу за хвост.
Очень часто говорят - пишите о том, что вы хорошо знаете и в чем разбираетесь . Возможно. Боюсь, что знать в нашем случае недостаточно. Вы можете прекрасно знать, как работает ваша компания, но если вы не испытываете к ней никаких эмоций вы напишете очень скучную историю.
И именно поэтому чтобы найти ту искру, которая заведет и вас и ваших потребителей, слушателей, читателей подтолкнет ваше воображение и вы шаг за шагом создадите ту историю. А она сможет передать весь калейдоскоп ваших эмоций. И вашей историей захочется поделиться или которую у вас захотят купить.
История может подкрасться незаметно в любом месте в любое время. Может сложиться из множества решений. А может обрушиться на вас одним ударом. Но эта игра начнется только, когда ваш входной билет будет оплачен эмоцией.
Если же вы попытаетесь обмануть зрителя и ли покупателя неискренней историей - то вам скорой всего придется оказаться на месте человека, который сам шутит и сам смеется. Собирайтесь и уходите. Вам тут нечего делать. Это другой аттракцион.
И вот теперь начинается самое интересное. Как только вы нашли то впечатление, которое вы хотите передать наступает время Х
И можно вплотную подходить к истории.
Итак, допустим вы нашли ту эмоцию, которая вдохновила вас или произвела сильное впечатление.
Если вы директор отдела маркетинга – вы должны знать, какое впечатление вы хотите произвести на своих покупателей. Если вы строите публичное выступление или пишете сценарий ролика и сериал – вы тоже знаете, чего вы хотите.
И вот тут начинается следующий этап. Это определение жанра, в котором вы будете строить свою маркетинговую концепцию или же сценарий или историю.
Говоря простым языком.
Жанр – это способ договориться со зрителем об условиях, о языке на котором вы будете разговаривать.
Ваш оппонент должен понимать, что ваше настроение совпадает с его ожиданиями. Если он хочет получить ощущение уверенности и спокойствия – он должен быть уверен, что вы станете рассказывать о своих страхах в жанре триллер.
То есть жанр следует за вашей эмоцией.
Чтобы закрепить понимание жанра, как объекта осмысления, то предлагаю вам еще одно определение.
Жанр – это то как вы лично относитесь в собственному впечатлению.
И оно не всегда совпадает. Возможно, событие которое случилось с вами и застало врасплох может быть не очень веселое, но вы относитесь к нему с юмором. Или же наоборот. С вами произошло что-то очень смешное. Но вы относитесь к этому с сожалением. И от этого тоже будет зависеть тот жанр в котором вы будете создавать вашу историю.
Как говорили классики «Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно».
И вот тогда когда вы выбрали ту нужную вам эмоцию и осознали, как вы к этому относитесь - вы почти пришли к согласию со своим собеседником и клиентом, говоря языком маркетинга.
Жанров существует очень много. И как в кино так и в литературе. И пришли они туда из нашего отношения к тем событиям, которые происходили с нами или со зрителями.
Бывают - Боевик, вестерн, детектив, драма, исторический фильм, комедия, мелодрама, приключения, Сказка, Трагедия, Трагикомедия, Триллер, Фантастика, Ужасы, Катастрофа.
Но так же всегда существует практика смешанных жанров. Но это распространено в основном, в так называется в интеллектуальном сегменте.
Но это скорей всего не ваша целевая аудитория.
В завершении я хотел бы предложить вам сделать такую работу. После того как вы погрузитесь в эмоциональную зону и отыщете, то искру эмоцию, которая произвела на вас то же впечатление, которое вы хотели бы передать своей аудитории – подумайте с каким отношением вы бы рассказали об этом. Уверяю вас – то, как вы будете относится к собственным переживаниям, так будет относится и ваш зритель. И если это то, что вы хотели донести - вы на правильном пути.
На следующем уроке мы будем говорить уже о самой истории. Вернее о ее первом этапе. Но без этого предисловия мы были бы обречены.
Видео версию моих уроков можно смотреть в телеграм. Жмите лайк и подписывайтесь. И не придумывайте скучных историй. Остальные уроки будут здесь в подборке "сторителлинг"