Найти в Дзене

Учимся мыслить креативно

Умение находить нестандартные решения, генерировать новые идеи, иными словами, мыслить креативно — это навык, который пригодится в любой профессии. Делимся приемами, которые помогут развить творческое мышление. Что такое креативное мышление? Но сначала давайте разберёмся в понятии. "Большая психологическая энциклопедия" определяет креативное мышление как способность создавать субъективно новый продукт с нетривиальным подходом к целям, смыслам, оценкам, мотивации. Иными словами, креативное мышление — это умение мыслить нестандартно, творчески и находить необычные решения проблемы. Креативное мышление — это навык, а значит, его можно развить, это хорошие новости! Но как? Давайте рассмотрим несколько способов. Креативное письмо Суть этой техники заключается в написании рассказов или стихотворений самостоятельно. Но начать можно с более простых вещей. Вы можете предложить ребёнку придумать альтернативную концовку его любимого произведения, порассуждать о том, что было бы, если бы в произве
Оглавление

Умение находить нестандартные решения, генерировать новые идеи, иными словами, мыслить креативно — это навык, который пригодится в любой профессии. Делимся приемами, которые помогут развить творческое мышление.

Что такое креативное мышление?

Но сначала давайте разберёмся в понятии.

"Большая психологическая энциклопедия" определяет креативное мышление как способность создавать субъективно новый продукт с нетривиальным подходом к целям, смыслам, оценкам, мотивации.

Иными словами, креативное мышление — это умение мыслить нестандартно, творчески и находить необычные решения проблемы. Креативное мышление — это навык, а значит, его можно развить, это хорошие новости! Но как? Давайте рассмотрим несколько способов.

Креативное письмо

Суть этой техники заключается в написании рассказов или стихотворений самостоятельно. Но начать можно с более простых вещей. Вы можете предложить ребёнку придумать альтернативную концовку его любимого произведения, порассуждать о том, что было бы, если бы в произведении был другой главный герой? А какой герой? А что если изменить место действия в произведении, предложите подумать и об этом. Выполняя такие практики, мы развиваем фантазию у ребёнка и выходим за рамки существующих реалий. Позвольте ребёнку додумать или перепридумать то, что уже есть.

Случайные связи

Эта техника немного похожа на предыдущую, но теперь нужно придумать небольшой рассказ с нуля. Однако нужно подготовить несколько слов (2-4), которые необходимо объединить в историю. Слова не должны быть никак связаны друг с другом, то есть это могут быть слова из абсолютно разных сфер жизни, например: посуда, вертолёт, оценка. Задача ребёнка - придумать рассказ, который задействует все слова. Помогите ему, если ребёнку сложно. Вы также можете участвовать в процессе придумывания рассказа. Например, составляйте предложения по очереди. Это может усложнить задачу, ведь каждый раз нужно будет подстраиваться и продолжать идею другого человека, но с другой стороны, это может повысить интерес.

-2

Визуальные ассоциации

Во время прогулки предложите ребёнку обратить внимание на окружающие его предметы и здания. Попробуйте с ним пофантазировать и увидеть в них силуэты других предметов. Помните, как мы в детстве смотрели на облака и предполагали, на что они похожи? Таким же образом предложите посмотреть на дерево, необычной формы машину, вывеску на здании и прочее, и предположить, на что же этот предмет может походить ещё. Возможно, вы сможете увидеть машину, в которой вы разглядите морду собаки.

Нестандартное применение

Предложите ребёнку придумать нестандартное применение какому-либо предмету. Например, попробуйте подумать, где ещё можно применить чашку для чая. Может быть в качестве подсвечника или в качестве вагончика для игрушечного поезда, а может быть использовать её, как игрушечный бассейн?

-3

Выход за рамки

Иногда мы сами создаём себе ограничительные рамки в процессе решения проблемы. Это может быть связано с тем, что в школе нас учат придерживаться правил в разных школьных предметах, правил мышления или поведения, за рамки которых мы не можем выйти. Постепенно, по мере взросления эти рамки перекладываются на другие сферы жизни и мы боимся, а иногда не подозреваем, что за рамки можно иногда выходить. В процессе придумывания решения задач от таких невидимых рамок нужно избавиться. Поэтому, решая какую-то задачу/проблему с ребёнком попробуйте:

  • сформулировать имеющуюся проблему;
  • перечислить пути её решения при условии бесконечных ресурсов;
  • проанализируйте идеи и выберите ту, которую можно реализовать полностью или частично, для решения проблемы.

Развивайте правое полушарие

За творческое мышление отвечает правое полушарие, поэтому его необходимо развивать для того, чтобы активировать креативное мышление. Для этого выполняйте привычные действия левой рукой, например, чистку зубов или приёмы пищи можно иногда осуществлять левой рукой. Да, первое время это будет сложно и неудобно, но со временем образуются новые нейронные связи и вы привыкните и освоите новый навык. Старайтесь также делать привычные вещи непривычным способом, например, измените с ребёнком маршрут в школу/магазин, измените место, где вы обычно читали, поменяйте последовательность уборки мест в квартире и т.д. Когда вы выполняете что-то привычное новым способом, мозг это замечает и образует новые нейронные связи, что благоприятно сказывается, как на творческом мышлении, так и на развитии в целом.

Креативное мышление — это навык, который можно развивать. Умение мыслить нетривиально поможет ребёнку в дальнейшем быстро и с лёгкостью находить решения проблемы. Более того, это навык, который очень ценится в современном мире в любой профессии.

Анастасия Никонова, методист Учи.Дома

#креативноемышление #учителям #учи.дома #онлайншкола #онлайнобучение #онлайнобразование