Найти тему

Пулковский модернизм. Легенде о пяти стаканах верить не стоит

Авторский коллектив (Александр Жук, Жан Вержбицкий, Генрих Вланин) разработал проект аэровокзала в 1969 году. Главным идеологом и разработчиком всего проекта заслуженно считается Александр Жук. По перепечаткам из французского журнала «Современная архитектура» он знакомился с образцами недавно построенных европейских терминалов, например в «Орли». Изучая мелко напечатанные планы, он заметил, что в аэропортах пассажир чувствует себя «чемоданом на транспортной ленте», и вместе с соавторами задумал пространство, которое бы обозревалось на нескольких уровнях, создавая ощущение простора.

Сын архитектора Жука Евгений Александрович вспоминал, что ни одна деталь аэропорта «Пулково» не разрабатывалась без личного участия его отца. «Отец рисовал эскизы всех элементов, многие рабочие листы чертил сам. Когда начались работы по отделке здания, он практически каждый день проводил на стройке. Часто ругался с начальниками по качеству исполнения, а однажды в зоне встреч правительственных делегаций сам кувалдой разбил перегородку, где плохо был выполнен искусственный мрамор».

Свою лепту в создание аэровокзала внес и Жан Вержбицкий — соавтор Жука по предыдущей работе (БКЗ «Октябрьский»). Ему принадлежит значительная часть формирования светового содержания здания. Здесь использованы разнообразные типы освещения: прямой и широко примененный отраженный свет, точечное освещение галерей и балконов. Но главное, что изменил Вержбицкий, — это форма световых фонарей.

Изначально в 1966 году они были спроектированы в виде прямоугольных цилиндров с позолоченными кольцами наверху. Но Жан Матвеевич специально сделал внешние стеклянные плоскости наклонными, чтобы в операционный зал проникало больше света, а Жук увенчал их выносными козырьками. Наклонные плоскости световых фонарей — многие сравнивали их с трубами парохода — смягчили жесткие линии основного объема здания.

Отмечу, что жители нашего города чаще всего называли эти фонари «стаканами». В целом не имея ничего против такой формулировки, тем не менее подчеркну, что никто из авторского коллектива таким определением никогда не пользовался. И уж совсем надуманной является легенда о том, будто бы Александр Жук поставил на стол пять стаканов и вдохновился этим образом.

При строительстве и отделке широко использовались импортные материалы, что в ту пору было достаточно редким явлением. Так, витражи главного операционного зала доставили из Юго­славии, справочное табло из Венгрии, а мебель — из Финляндии.

В 1974 году коллектив авторов аэровокзала был награжден Государственной премией «за новаторский характер архитектурно-инженерных решений». Следует отметить, что и сегодня архитекторы, инженеры и искусствоведы высоко оценивают архитектуру здания. Так, архитектор Михаил Филиппов отмечает, что это сооружение остается «самым сильным и интересным произведением российского модернизма начиная с конца 1950‑х годов».

«Авторы «Пулково-1» обратились к классическому образу вокзала как визитной карточки города и лаконичными архитектурными средствами создали символическую панораму исторического Петербурга — распластанную, одновысотную, с несколькими силуэтными доминантами фонарей. Во всем чувствуется строгая дисциплина и возвышенное свободолюбие Северной столицы», — отмечает кандидат архитектуры Светозар Заварихин.

Увы, до сих пор, несмотря на усилия архитектурного сообщества, аэровокзал «Пулково-1» не имеет статуса объекта культурного наследия. В перспективе его ждет реконструкция. Хотелось бы надеяться, что и после нее оригинальный облик здания все же будет сохранен.