И неоплаканною тенью
Я буду здесь блуждать в ночи,
Когда зацветшею сиренью
Играют звездные лучи.
Анна Ахматова 1926 г.
Долгие годы Петроградский - Ленинградский адрес Анны Ахматовой был такой - Фонтанка, дом № 34, квартира №44.
Это был третий этаж южного флигеля Шереметьевского дворца.
Пройти в южный флигель «Фонтанного дома» (такое наименование получил Шереметьевский дворец), можно со стороны Литейного проспекта через ворота дома № 53.
Музей, посвященный Анне Ахматовой, появился в 1989 году к столетию со дня ее рождения.
До этого времени флигель занимал Институт Арктики и Антарктики.
Работы по созданию музея можно сказать начались практически с «нуля».
Первоначально музей создавался как филиал музея Ф.М. Достоевского.
Но буквально через несколько месяцев после своего открытия музей Анны Ахматовой получил собственный статус.
Неоценимый вклад в создание музея внесла Нина Ивановна Попова, которая являлась создателем и основателем этого музея и была его первым руководителем на протяжении тридцати лет.
Поднимаясь по лестнице к квартире № 44 трудно поверить, что за одной стеной расположены шикарные интерьеры Шереметьевского дворца, а с другой долгие годы находились коммуналки.
Наверное, трудно вместить в небольшую квартиру большой мир Анны Ахматовой, который включает в себя и время «Серебряного века» и вереницу «Крестов», и долгие периоды, когда творчество Анны Ахматовой старались предать забвению и не печатать ее стихи.
Ахматова пережила многих, кто в начале двадцатого века олицетворяли собой мир талантливый, безупречный и богемный…
Но мир даже великого поэта, это не только рифмы и строчки рукописей, это еще и быт…
Впервые Анна Ахматова вошла в эту квартиру 19 октября 1922 года.
Квартиру в качестве служебной площади получил Николай Николаевич Пунин.
Николай Николаевич Пунин был сотрудником Государственного Русского музея, искусствоведом, теоретиком авангарда, профессором университета.
Анна Ахматова была женой Николая Николаевича и долгие годы ее жизнь была связана с семьей Пунина.
Поднимаясь по лестнице и входя в квартиру, ощущаешь эпоху того времени, ведь через это пространство прошли судьбы многих людей.
Квартира была коммунальная и многонаселенная.
В этой квартире продолжала жить с дочерью и первая супруга Пунина, домработница Пунина – Аннушка Смирнова с сыном, потом в эту квартиру приехал сын Ахматовой Лев Гумилев, а у сына домработницы появилась жена и двое детей.
Войдем в эту квартиру.
И сразу попадаем в прихожую.
Перед нами вешалка, зеркало, настенный телефон, предметы нехитрого быта.
На вешалке висит пальто хозяина дома.
Николай Николаевич был арестован в 1949 году и уже сюда не вернулся.
Экспозиционное пространство музея делит квартиру на две части: мемориальную, возвращающую квартире Пуниных - Ахматовой облик 1920-х - 1940-х годов, и литературно-историческую.
Перед нами прихожая, кухня, длинный коридор, кабинет Николая Пунина, в котором сохранены только подлинные вещи.
Две комнаты, которые в разное время занимала Анна Ахматова.
В 1938 году личные отношения у Ахматовой и Пунина закончились.
Но Анна Ахматова по традиции того дома осталась жить в этой квартире.
Сегодня вещи из Ахматовского прошлого разными путями «приходят» в музей.
Некоторые комнаты музея воссозданы полностью, некоторые частично, но главное в нем это атмосфера того времени, которое включает в себя и бытовые свидетельства эпохи, отзвуки звучавших в ней стихов и страхов, коммунальных отношений и ожиданий арестов….