«В этом дивном хоре, что поется по искусству, все голоса дороги, – утверждал замечательный художник-передвижник Николай Дубовской, – слава громким, но не отбрасывайте и тихие. И они нужны для всех оттенков песни, лишь пели бы искренно и жизненно, любовно, пели бы для людей, для их блага. Не всем быть Репиными, Суриковыми и другими великанами, но каждый из нас ложился кирпичом в основание пирамиды, на которую всходили могучие силы. И в этом сознании должна быть наша радость, наше счастье».
Сравнение художников с хором для этого мастера закономерно, он очень любил музыку, порой она его трогала до слез. У него был граммофон с богатой коллекцией пластинок классической музыки и народных песен. На музыкальных вечерах художника исполнялись камерные произведения великих композиторов, чаще всего – трио. Музыкантов воодушевляли внимательные и серьезные слушатели, наделенные большой силой восприятия, к таковым относился и известный ученый-физиолог Иван Павлов, с которым Дубовской был дружен.
Вся атмосфера дома живописца была насыщена содержанием: картины, большая библиотека, воспоминания о путешествиях, о европейских музеях, беседы о мастерах-классиках и современном искусстве. Общительный и энергичный Дубовской обладал сильной волей и настойчивостью, эти черты характера помогли ему в свое время осуществить мечту учиться живописи, хотя родные прочили ему карьеру военного.
Родился Николай Дубовской в Новочеркасске в семье зажиточного казака, любил рисовать с детства, но по настоянию отца ему пришлось учиться в Киевском кадетском корпусе. Там юноша вставал на два часа раньше положенного времени, чтобы рисовать без помех. Заметив его одаренность, начальство посоветовало отцу не препятствовать сыну в стремлении стать художником. В 1877 году он приехал в Петербург, поступил в Академию художеств в пейзажный класс, которым руководил профессор М.К. Клодт. Его живопись отличалась серьезной и тщательной проработкой натуры, такие же требования он предъявлял и к ученикам. Дубовской ценил своего педагога, но прямым последователем его не стал.
Прилежный и способный ученик, награждавшийся серебряными медалями, Дубовской не получил диплом, так как вышел в 1881 году из Академии художеств, не добившись разрешения писать программную картину на свободную тему. Он стал участвовать в выставках, с 1884 года — исключительно на выставках передвижников, а в 1886 году был принят в Товарищество передвижных художественных выставок, стал одним из самых последовательных и активных его деятелей. Значительных успехов Дубовской достиг в пейзаже. Лучшие его картины, самая известная из которых «Притихло» (1890), хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, многие работы находятся в региональных музеях России и частных собраниях.
Блестит прозрачная волна,
Зеленой влагой глаз лаская,
Как беспредельна даль морская
И тайн неведомых полна…
Эти строки писатель и журналист Владимир Гиляровский посвятил восхищавшим его маринам Николая Дубовского. Масштабное полотно художника «Черноморское побережье» поступило в Вологодскую областную картинную галерею в 1952 году из Министерства культуры РСФСР. Работа написана пастозными энергичными мазками, что было характерно для художника в последнее десятилетие его жизни. Он никогда не стремился к внешнему лоску, к какой-то особенной манере письма, главное в его пейзажах – дыхание природы, связь с ней, что чувствуется в картине «Черноморское побережье», обладающей эмоциональной насыщенностью, динамизмом и колористической выразительностью.
Елизавета Коновалова,
старший научный сотрудник ВОКГ