Статьи о кино Никиты Демченко, несмотря на его молодость, читать довольно-таки интересно (в нашем крае он чуть ли не единственный, кто сегодня регулярно пишет критические отзывы, рецензии на премьерные фильмы), в них есть свой взгляд на увиденное, умение логически мыслить и, самое главное, не высвечивать себя замечательного, а разобраться в сути вопроса и проблемы того или иного фильма.
В этом году закончив с отличием факультет журналистики КубГУ, Никита решил посвятить себя именно кинематографу и продолжить учебу в Москве. Я думаю, что с его вдумчивым подходом, с небывалой целеустремленностью и любовью к кино в будущем мы можем получить интересного кинокритика, киноведа.
– Никита, вы сравнительно недавно пишете о кино, хотя, я полагаю, увлекаетесь им с ранних лет? Выбор стать киножурналистом не случаен?
– Вы правы, все действительно идет из детства. В подростковом возрасте я не отдавал себе в этом отчета, но сейчас, кажется, понимаю. Не могло не появиться любви к кинематографу в семье, где ребенка водили в кинозал с ранних лет. Просмотр с родителями – не просто досуг и отдых, а своего рода ритуал: сначала фильм, потом обязательно обсуждение. У нас даже есть традиция – каждый год мы стараемся посещать кинотеатр 31 декабря или 1 января.
Так что мир киноискусства и правда манил меня давно. Но не могу сказать, что прятался в нем от какой-то страшной, суровой действительности… Скорее, мою реальность кино дополняло, обогащало.
– Какой фильм повлиял на ваше мировоззрение и деятельность?
– С ходу перечислить все картины трудно. Конечно, это и советские ленты, которые мне показывали в детстве, и мультипликация, и фэнтези-супергероика, интересная любому подростку. Но есть в жизни определенная точка отсчета, когда я начал интересоваться кино более углубленно. Это произошло после просмотра «Ла-Ла Ленда» Дэмьена Шазелла. Вероятно, кто-то закроет после такого откровения наше интервью, заявив, что молодой постановщик просто удачно замиксовал «Касабланку» с «Шербурскими зонтиками». Понимаю и принимаю подобную точку зрения, но работу Шазелла все равно буду защищать – талантливо сделанный, на мой взгляд, мюзикл в традициях Голливуда эпохи Cinemascope. После него во мне правда что-то «щелкнуло», и я стал интересоваться, как кино работает, начал его анализировать, читать литературу на эти темы.
– Вы упомянули советское кино. Молодой человек знаком ли в целом с классикой?
– В детстве родители включали мне преимущественно детские картины, например, «Новогодние приключения Маши и Вити», «Приключения Петрова и Васечкина…», «Приключения Электроника» и так далее. Лукавить и утверждать, что знаю наизусть абсолютно всю классику мирового кино не буду. Знакомиться с такими титанами, как Тарковский, Феллини, Годар, Чухрай, Бергман и т. д., я стал в уже более осознанном возрасте. Сейчас стараюсь не только смотреть новинки, но и регулярно закрывать пробелы, расширять кругозор.
– Какой последний классический фильм запомнился?
– «Четыреста ударов» Франсуа Трюффо. Дебютная полнометражная работа великого француза – удивительная по красоте и поэтике картина, в которой в единую смысловую систему сплетаются бунтарство и интимность, ребячество и серьезность. Думаю, эту ленту вполне можно показывать детям, несмотря на как бы «взрослый рейтинг».
– А что сегодня происходит с детским кино?
– Будем честны, такого производства, как во времена СССР, сейчас нет. Наши современные детские и подростковые картины редко мелькают в инфополе, но это, к сожалению, чаще всего заслуженно. Те, кто причастен к их созданию, зачастую откровенно халтурят, напрочь забывая, что малыши – совершенно особые зрители, ничуть не менее взыскательные, чем взрослые синефилы.
В то же время иногда случаются неожиданности. Например, существует хорошая трилогия «Частное пионерское», сносный «Последний богатырь» и, в конце концов, «Чебурашка», установивший абсолютный рекорд в российском прокате.
– В чем же феномен «Чебурашки»?
– Иногда для кассового успеха и зрительской любви достаточно просто ладно скроенного фильма, яркого и светлого. Дмитрий Дьяченко снял именно такой. Вместе со своей командой постановщик решил немного отойти от канонов советской классики и эксплуатации привычных российскому зрителю образов. Ставка в итоге сыграла. На выходе у создателей получился не только веселый блокбастер, но и неожиданная философская притча об иллюзорности человеческой доброты. Иными словами, прямое доказательство того, что отечественные кинематографисты вполне способны снимать произведения для детей и семейного просмотра.
– Чего же нашему кино не хватает еще?
– Интересных высказываний. Их, кстати, все чаще можно наблюдать у молодых режиссеров, которые не подчиняются какой-то конъюнктуре. Но про таких авторов, к сожалению, многие попросту не знают. Кассу собирают военно-спортивно-космические драмы, которые, впрочем, зачастую сделаны на достойном уровне. Однако на фоне этих многомиллионных проектов, созданных при поддержке федеральных каналов, маленькие режиссерские работы, к сожалению, теряются, не попадают в поле зрения масс.
– Назовёте хотя бы пять перспективных российских кинематографистов?
– Думаю, смогу и больше. Владимир Битоков, Кантемир Балагов, Ладо Кватания, Кира Коваленко, Руслан Братов, Игорь Поплаухин, Иван Соснин и т. д. Перечень действительно достаточно внушительный. Я понимаю, что половина перечисленных мной режиссеров – ученики Александра Сокурова, но здесь ничего не поделаешь, их работы достойны внимания.
– Совсем недавно вы побывали на кинофестивале в Выборге, чем впечатлялся начинающий кинокритик?
– Особенно восхищали внутренние рифмы конкурса. Это было отличное программирование (спасибо за него киноведу Андрею Апостолову), когда много разных фильмов сливаются в один цельный опыт, который нельзя повторить, если просто смотреть эти ленты в прокате. Картины в основном осмысляли едва ли заметные на фоне мировых катаклизмов бытовые трагедии: отношения детей с родителями, безотцовщину, трудности взросления.
– А что с наградами? Ваше мнение совпало с вердиктом жюри?
– Где-то да, а где-то нет. Вручить главный приз Антону Коломеецу за фильм «Свет» – правильное решение, и его я поддерживаю. Действительно хорошее, глубокое по мысли и, на удивление, зрелое кино для столь молодого автора. Однако меня огорчило, что судьи полностью проигнорировали «Лиссабон» – первую игровую работу аниматора Светланы Филипповой. По мне, это уверенный дебют, сделанный как солидный зарубежный арт-фильм. По настроению что-то среднее между «Ромой» Куарона и работами Киры Муратовой. Также можно было отметить Романа Михайлова… Хотя бы за его трудолюбие – за два года математик и писатель переквалифицировался в режиссера, снял четыре картины и стал едва ли не локомотивом отечественного независимого кино.
– Попробуем подытожить. Где находится наш кинематограф?
– Еще в 2021-м российский кинематограф был желанным гостем мировых смотров. Тогда наши фильмы были и в Каннах («Петровы в гриппе», «Купе номер 6»), и в Венеции («Капитан Волконогов бежал»), и в Локарно («Медея», «Герда»). Сейчас ситуация по понятным причинам стала другой, но успехи все равно есть. Например, драму Оксаны Бычковой «Нина» недавно показали на кинофестивале в Шанхае, а потрясающий «Выход» якутских режиссеров – Максима и Евгении Арбугаевых – номинировали на «Оскар». Иными словами, хоронить индустрию рано, пусть перспективы и туманны. Будущее, вероятно, за регионалами (чего стоит только якутский феномен, громко заявивший о себе) и сериалами, качество которых в последние годы сильно возросло. Сегмент многосерийных фильмов стал настолько примечательным, что для него в Краснодарском крае даже сделали свой фестиваль – «Новый сезон», который, кстати, сыграл значительную роль в развитии моего профессионального продвижения.
– Насколько я знаю, с недавних пор вы также ведете спецпоказы. Расскажите немного об этом.
– Живое общение с аудиторией – совершенно новый опыт и формат работы. Но особое счастье – когда зрители включаются в обсуждение: задают вопросы, делятся переживаниями. Убежден, что вместе мы делаем благое дело – формируем в городе культуру просмотра и общения на тему кино.
– И как успехи?
– Знаете, в Выборге представители прокатных компаний рассказали мне, что Краснодар – один из самых проблемных городов… Мол, тут очень сложно собрать людей в залы, чтобы посмотреть, скажем, какую-нибудь классику. Но ситуация, как мне кажется, потихоньку исправляется. Например, оценить «Донни Дарко» на большом экране пришли полсотни человек. Из них около тридцати остались пообщаться. То есть людям интересно понять, как устроено кино, почему оно вызывает эмоции. И я рад, что могу немного помочь им разобраться. Кстати, в Краснодаре спецпоказы проводятся регулярно, и, к примеру, устроители Анастасия Беда и Павел Власенко находят интересный формат и делают это с огромным энтузиазмом, любовью и очень увлекательно. Так что ходите в кино, смотрите кино, любите кино….
Александр Геннадьев