Здравствуйте, коллеги-киноманы. Сегодня Тиму Бёртону — мастеру готики, эксцентрики и чёрного юмора — исполняется 65 лет! В следующем году выйдет его двадцатый полнометражный фильм (второй "Битлджус"), а сегодня я решил выложить перечень всех 19 уже снятых им кинолент, проранжированных от худшего к лучшему.
19. "Планета обезьян"
Вообще не удивлён, что эта лента оказалась на последнем месте. Я очень люблю оригинальную пенталогию из 70-80-х, мне нравится недавняя трилогия. Но вот картина Бёртона (несмотря на звёздный состав) получилась какой-то нелепой.
18. "Алиса в стране чудес"
Бёртон мог превратить книгу Кэррола во что-то поистине невероятное, однако режиссёр во многом пренебрёг причудливостью и сатирой оригинальной истории ради беспорядка, гэгов и экшена, что делает его визуально ошеломляющим, но подавляющим. Про продолжение (в котором Бёртон был продюсером) тактично умолчим. Хотя Депп и очень занятно джига-дрыгает.
17. "Дом потерянных детей мисс Перегрин"
Этот фильм плохим не назовёшь, он просто незапоминающийся. Возможно, из-за того, что Бёртон знакомит нас с большим количеством персонажей и их способностями, но, к сожалению, не дает им многого сделать.
16. "Мрачные тени"
Много забавного в реакциях героя Деппа на современный мир, но баланс между юмором и пугающими мурашками так и не нащупывается. Лента начинается хорошо, но в итоге разочаровывает, не успев толком очаровать.
15. "Чарли и шоколадная фабрика"
Фильм стоит смотреть ради классной игры совсем ещё юного Фредди Хаймора, психоделической шоколадной фабрики и всей той красоты, которую создал художник-постановщик Алекс Макдауэлл. Ах-да, ещё ради эпизода с сэром Кристофером Ли.
14. "Дамбо"
Несмотря на привычные визуальные изыски, фильм вызывает ощущение, что этим проектом режиссёр не горел — он исправно сделал свою работу как наёмный сотрудник.
13. "Франкенвинни"
Фильм стоит смотреть, если вы — такой же поклонник классических фильмов о монстрах Universal, коим является Бёртон. Ибо весь этот мультик — сплошное признание им в любви: от готического дизайна до экспрессионизма.
12. "Большие глаза"
Интересная смена темпа для Бёртона, более прямолинейная, чем эксцентричная, с акцентом на актёров, а не на режиссуру. В результате получился занимательный феминистский митинг — явный, но без перегибов.
11. "Труп невесты"
Кинематографические миры Тима Бёртона уникально приспособлены для анимации, и "Труп невесты" тому явное подтверждение.
10. "Сонная лощина"
Вместе с оскароносным арт-директором Риком Хайнрихом и оператором Эммануэлем Любецки Тим Бёртон создал зловещий мир, в котором за каждым углом таится угроза.
9. "Крупная рыба"
В "Крупной рыбе" Бёртон погружается в более сентиментальную режиссуру. К счастью, своей причудливости он при этом не теряет. Сюжет дает режиссёру возможность наполнить экран множеством впечатляющих зрелищ и одновременно поиграть на струнах души.
8. "Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит"
Жуткая тематика и сложные лирические композиции делают этот мюзикл одной из лучших экранизаций кровавой оперы.
7. "Марс атакует"
Это самый игривый фильм Бертона, дань уважения низкокачественным фантастическим лентам. Внушительный актёрский ансамбль с Джеком Николсоном во главе веселится от души, а Бёртон с удовольствием находит креативные способы, которыми марсиане уничтожают людей одного за другим. Фильм "Марс атакует!" отнюдь не является произведением искусства, но он чертовски весел.
6. "Большое приключение Пи-Ви"
Уже в своём дебютном фильме Бёртон продемонстрировал свой талант создавать уникальные миры, населенные милыми одиночками.
5. "Бэтмен"
В фильме "Бэтмен" Бертон вернул "тёмного рыцаря" к нуарным корням комиксов после того, как в 1960-х годах телешоу Адама Уэста погрязло в подростковых лагерях. Тем самым он помог вернуть супергеройское кино на более тёмную и зрелую территорию. А настоящей звездой фильма стала оскароносная сценография Антона Фурста, создающая зловещую атмосферу мегаполиса с таинственными тенями и высокими небоскрёбами.
4. "Битлджус"
Доказав свою состоятельность в "Большом приключении Пи-Ви", Бёртон получил свободу действий в этой дико увлекательной истории о призраках. В своем втором полнометражном фильме режиссёр закладывает причудливую эстетику готического фэнтези, которая станет определяющей в его творчестве.
О второй части я писал тут.
3. "Эдвард руки-ножницы"
Из всех чудаковатых одиночек в фильмографии Бёртона никто не вызывает большего сочувствия, чем этот бледный гот с острыми железными ножницами вместо пальцев. Одно из самых креативных и удивительно трогательных творений Бёртона с впечатляющим дизайном Бо Уэлча и потрясающей партитурой Дэнни Эльфмана.
2. "Бэтмен возвращается"
По законам Голливуда каждый успешный фильм должен обзавестись продолжением. Так появился "Бэтмен возвращается". Однако вместо стандартного повторения оригинала Бёртон решил сделать продолжение более странным и мрачным, создав тревожный фильм, который вызвал разногласия критиков и разочарование зрителей, когда он только вышел на экраны. Время вынесло иной вердикт. Наполненный жестоким насилием, причудливым фетишизмом и извращенной эротикой, доводящий "детский" рейтинг до предела, "Бэтмен возвращается" является одним из самых странных блокбастеров в истории. Это также настоящий шедевр Бёртона.
1. "Эд Вуд"
Кто бы мог подумать, что байопик о худшем режиссёре всех времен и народов станет главным событием в карьере другого кинематографиста? Тем не менее, "Эд Вуд" остается самым интересным и трогательным фильмом в фильмографии Бёртона. Несмотря на то, что в фильме есть все предпосылки, чтобы превратить его в развесёлую комедию, Бёртон вместо этого с любовью отдает дань уважения страсти и энтузиазму Вуда, а также группе чудаков, которые участвовали в его фильмах.
Поздравляем режиссёра с юбилеем!
Благодарю, что прочитали. Рейтинг был выложен тут, я его перевёл.
Как фильмы Тима Бёртона располагаются в вашем личном зачёте?