Скоро Sylvanian Families будут праздновать очередной юбилей - 40 лет. Это довольно большой срок и, конечно, мир Сильвании менялся все эти годы. Правда, менялся очень нехотя и медленно.
По начальной задумке жители Сильвании должны были изображать европейский средний класс 50-х годов. В одном из интервью президент компании «Epoch» Мичихиро Маэда объяснял, что выбор пал именно на эту эпоху потому, что «ушедшие дни всегда кажутся прекрасными».
Деревенский уклад тоже был выбран не случайно - многие японцы мечтают о неспешной и размеренной жизни вне города. Европейская стилистика - продуманный концепт, так как в 80-ые в Японии был повышенный интерес к западной экзотике. Большинство японцев не могли позволить себе путешествия, Сильвания же давала возможность окунуться во что-то новое, не-японское.
Кстати, меня всегда раньше удивлял этот момент. Если не знать, то можно и не догадаться, что бренд пришел из Японии. Наборы с уклоном в японскую стилистику можно перечесть по пальцам и они выглядят, скорее, чужеродно, словно жители вырядились для карнавала или тематической фотосессии.
Эти наборы выходили как лимитированные, в честь юбилеев торговой марки.
Выпуски Сильвании 80-х годов нравятся далеко не всем любителям бренда. Домики с красными крышами очень специфичны и сильно отличаются от тех, что нам предлагают сегодня. Зелёная мебель тоже на любителя.
В старых наборах встречаются ушедшие в прошлое керосиновые лампы, чугунные утюги, черно-белый телевизор, весы с чашами и коляски с завитушками.
Быт в Сильвании менялся очень постепенно, но за прошедшие почти 40 лет сумел таки добраться как минимум до 90-х.
В выпущенном не так давно салоне-парикмахерской пони уже можно увидеть радиотелефон, телевизоры стали цветными, керосиновые лампы можно встретить только в походных наборах, где они смотрятся вполне уместно, а коляска из набора с автомобилем теперь и вовсе трансформируется в автомобильное кресло.
Возможно, скоро в Сильвании появятся компьютеры, сотовые телефоны и другие блага цивилизации.
Мне очень нравится наблюдать за этими медленными трансформациями, особенно через призму изменений, которые произошли в мире за последние годы. Новое время диктует новые подходы.
Сильвания - продукт восточного мира, поэтому западные тенденции проникают в идеальный сильванский мир в минимальном количестве, но кое-какие изменения все-таки можно отметить.
Вы заметили, что в последние годы сильванским мамам почти перестали делать передники на платьях? Даже в перевыпущенных семьях, в которых одежда скопирована с предыдущих выпусков, передники обычно убраны.
В большинстве случаев при перевыпусках одежду мам меняют полностью. Скажем, у шоколадных кроликов, бобров, овечек, коз.
Еще любопытный момент - уход от четкого распределения ролей, который все-таки присутствовал в Сильвании. Традиционный уклад 50–х подразумевал маму, хлопочущую на кухне или в детской и папу, который пришел с работы и зарылся в газету, лежа на диване.
В этом плане очень показательна серия, которую я условно называю «мама дома, папа дома». В разное время выходили фигурки членов одной и той же семьи с аксессуарами. Набор «Mother at home»состоял из мамы и холодильника с продуктами. Мама, судя по всему, только что пришла из магазина и разбирает продукты или собирается готовить. В этих наборах выпускались разные мамы.
Самый известный набор, который выпускался до недавнего времени - мама шоколадный кролик.
Чем же занимается папа кролик?
А вот чем!
Аналогичная ситуация в семье собак Тейлбери. Мама - при кухне.
Папа прохлаждается на диване.
Эта серия наборов выпускалась много лет, менялись в ней только семьи.
Были и другие наборы, аналогичные по концепции. Вспомним, например, маму из семьи котов Вискерс. Мама, понятное дело, снова при холодильнике.
Папа, естественно, возлежит на диване. Спасибо, что хоть малыша на себя взял.
А наборы с семьей волков? Мама с малышом едет из магазина, а папа прохлаждается со старшеньким на пляже.
Конечно, с уже вменяемым старшим лежать на пляжах поприятнее, чем таскаться по магазинам с ноющим «купи-купи» малышом, а потом с ним же готовить ужин. Вечерком маме еще надо будет пляжную сумку разбирать и выметать песок из всех углов, пока папа с дивана будет жаловаться, что смертельно измучен нарзаном и отлежал в шезлонге бока.
Справедливости ради отмечу, что, конечно, были наборы и с достойными недиванными папами. Нюанс в том, что таких наборов было довольно мало.
В последнее время подход к распределению социальных ролей сильно изменился. Давайте посмотрим, как именно!
Допустим, семья солнечных кроликов, которая появилась не так давно. Начинается все классически - мама с холодильником.
А папа? Папа с пылесосом и стиральной машиной! Вау!
У снежных кроликов тоже все честно. Мама кормит малыша завтраком (то еще удовольствие, конечно).
Но папа таки не на диване, а у плиты! Oh yes!
Очень приятно посмотреть на семью цветочных котов. Мама куда-то едет на велосипеде.
Заметьте, что у мамы нет сумок с продуктами, она явно поехала просто покататься и отдохнуть в выходной день. С кем же малыш? Позвала няню? Упросила соседку приглядеть? Родители взяли к себе на выходные? Малыш с папой, йухуу!
Появилась еще одна тенденция - мамам наконец-то позволили заняться новыми профессиями, а не только стоять у плиты и выгуливать детей. Скажем, работать курьером.
Но, следуя новым веяниям, производитель немного увлекся. Догадаться, что на мотороллере мама, а не папа - нереально, если вы не прочитали описание набора.
А дочка-бобер из набора «Поход»? В Сильвании, где за редким исключением фигурки разного пола выглядят одинаково, все обладатели брюк автоматически превращаются в пап или братьев. Ну какая это девочка? И какой ребенок станет играть в девочку, если ему дать этот набор?
Аналогичная участь постигла маму-кошку в брюках и белом халате.
Вроде, идея понятна. 21 век на дворе, давно пора позволить женскому полу в Сильвании носить брюки. Но вышло как-то по-дурацки - делали мам и дочек, а получились папы с сыновьями.
Времена меняются и, наверное, правильно, что любимый бренд не застыл в прошлом, а развивается, вбирает в себя новые идеи и экспериментирует. Я очень надеюсь, что эти трансформации будут проходить деликатно и Сильвания возьмет лучшее от сегодняшнего времени и отсечет наносное.
А вам нравятся новые тенденции?
Мини-бонус всем, кто дочитал - английская реклама Sylvanian Families 1987 года.