Найти тему

Три картины немецких художников об эпизодах второй мировой

Тема второй мировой войны не могла пройти мимо немецких художников, тем более, что именно немцы были зачинщиками этого трагического события, принесшего неисчислимые бедствия всему человечеству. Разумеется, появилось множество картин пропагандистского характера, но даже художники, полностью поддерживающие Гитлера и его политику, создавали порой, вне своей воли, но в силу таланта, произведения, которые показывали развязанную им бойню как трагедию и бессмысленное смертоубийство.

Покажу три картины немецких художников, созданные в 40-е годы прошлого века, когда фашистская Германия уже напала на СССР.

Подписывайтесь на интереснейшие каналы моей жены: Лидия, неисправимый гуманитарий, а также Личное мнение о людях и события

Ганс Штубераух. "Горечь поражений"
Ганс Штубераух. "Горечь поражений"

Ганс Штубераух в 1941 году был уже пожилым человеком, ему было 66. Он был известен, в первую очередь, как художник-иллюстратор, но писал и станковые полотна. Чуть ли не последней его картиной стало полотно "Горечь поражения", на котором изображены идущие куда-то солдаты. Трое из них точно немцы, они при оружии, а четвертый, раненый, скорее всего, их пленник. Видимо, горечь поражения должен был испытывать этот израненный человек в шинели с разорванным рукавом. Но у сопровождающих его троих немцев тоже не видно радости на лицах.

Картина, написанная в коричневатых тонах, выглядит довольно пасмурной, а название так вообще пророческое. Так выразив свое отношение к войне, Штубераух умер в июле 1941 года.

Вольфганг Вилльрих. "Оберстлейтенант Вернер Мёльдерс — наш лучший лётчик-истребитель", 1941.
Вольфганг Вилльрих. "Оберстлейтенант Вернер Мёльдерс — наш лучший лётчик-истребитель", 1941.

А вот рисунок, сделанный другим немецким художником в том же 1941 году. Вольфганг Вилльрих сам воевал в первую мировую на Западном фронте, попал в плен и там начал рисовать. Вернувшись на родину, он стал яростным сторонником Гитлера и полностью поддерживал его реваншистские идеи. Как художник, Вилльрих посвятил свое творчество пропаганде фашизма. Тем не менее, он отказал Гиммлеру, когда тот предложил ему стать почетным членом СС, и не вступил в НСДАП. Вилльрих прославился как портретист, запечатлевавший "нордический тип".

В 1939 году он стал военным корреспондентом и сделал много портретов военных. Один из них вы видите выше. Это знаменитый ас Вернер Мёльдерс, который первым в истории воздушных боёв перешёл рубеж в 100 сбитых самолетов. Он служил в 51 эскадрилье и в июне 1941 года сразу попал на Восточный фронт. В первый же день, когда он поднялся в воздух над территорией СССР, этот фашистен гаден сбил три советских бомбардировщика, во второй свой полет — еще пять. К 1 июлю на его счету были уже десятки сбитых самолетов. Его наградили Рыцарским крестом с дубовыми листьями, мечами и бриллиантами. Чтобы сберечь такого аса, Геринг лично запретил ему принимать участие в боевых вылетах. Он стал служить инструктором. Но это не спасло Мёльдерса. В ноябре 1941 года он вылетел из Крыма в Германию на похороны другого аса — Эрнста Удета, и самолет, на котором он летел, тупо потерпел катастрофу. Повторяю — его не сбили. Он сам упал. Туда и дорога.

Франц Айххорст. "Память Сталинграда", 1943
Франц Айххорст. "Память Сталинграда", 1943

И, наконец, картина Франца Айххорста "Память Сталинграда", написанная им в 1943 году. Этот художник знал, о чем писал, ибо сам лично участвовал в боях под Сталинградом в качестве солдата немецкой роты пропаганды. Он должен был создавать воодушевляющие картины, восхваляющие мужество и превосходство немецких солдат. Хотя он не был членом фашистской партии, все равно выполнял задания партии и правительства.

Однако под Сталинградом Айххорста ждала подстава — он был тяжело ранен и спасся только тем, что его успели эвакуировать. Пока он лежал в госпитале и приходил в себя, на него накатило вдохновение, и он написал свое самое известное полотно — «Память Сталинграда». Как видим, показаны окопы, где сидят раненые. В картине нет ничего бравурного. Тем не менее, произведение очень понравилось Гитлеру (напомню, что он сам был художником и каким-никаким художественным вкусом обладал). Он повесил картину Айххорста у себя в кабинете. После войны полотно «Память Сталинграда» исчезло и лишь в 2012 году было неожиданно обнаружено в одном из чешских монастырей.

Читайте еще на моем канале:

Мои впечатления о музее, напичканном шедеврами: Галерее Уффици

Музей эмоций: интересная попытка поиграть чувствами людей