Найти тему
DON24.RU

Нужно ли отдавать ребенка в музыкалку: как в донской глубинке растят будущих звезд

Ростовская область, 25 августа 2023. DON24.RU. До начала учебного года осталась ровно неделя. Это значит, что у школьников остался последний шанс насладиться уходящим летом, а у родителей – набраться сил перед возвращением в график «школа – кружок – дом».

В честь этого мы решили разобраться, как работает дополнительное образование в малых городах региона и стоит ли нагружать детей новыми дисциплинами.

Корреспондент ИА «ДОН 24» поговорила о страхах, мотивации учеников и заблуждениях взрослых с директором школы искусств им. М.И. Глинки города Гуково Ольгой Владимировной Чумак.

Отметим, школу открыли в 1992 году. Ежегодно в ней обучается около 300 детей. Сейчас там проводят занятия по классу фортепиано, скрипки, баяна, гитары, учат академическому и народному вокалу, живописи. Также работает хореографическая группа.

Инфографика: Арсланова Виктория / don24.ru / АО «Дон-медиа»

Хотим звезду

Подход к образованию постоянно меняется. Касается это и музыкальных школ.

«В маленьких городах как такового отбора в музыкальные школы нет. Для того чтобы у нас была работа, мы берем всех. Поэтому некоторое время назад был достаточно дифференцированный подход, то есть программы у нас делились на три уровня. Ребенка при поступлении оценивал педагог, сначала чисто внешне, по творческим данным, и уже было видно, как дальше заниматься с этим ребенком. Давалась более легкая программа или более углубленная. Сейчас, в принципе, та же самая система, только если раньше и для слабых, и для сильных детей давался один курс обучения, то сейчас это разбивается. Есть общеразвивающие программы, есть предпрофессиональные. И школы сейчас должны выйти на достаточно высокий процент по предпрофессиональным программам», – объяснила педагог.

Часто родители, отдавая ребенка в творческий класс, смотрят на результат через призму мифов и заблуждений.

«Для каждого родителя его ребенок талантлив. Мама или папа приходят и хотят за короткое время получить большой результат. И уже здесь нужно проводить разговоры с родителями, подготовку с детьми. Иногда бывает так: ребенок приходит достаточно посредственный, а за год раскрывается с потрясающими данными. Или бывает наоборот. Ребенок приходит с потрясающими данными, но никакой отдачи нет ни от него, ни от родителей. И все это загнивает на корню. Принимая ребенка в школу, я и другие педагоги пытаемся объяснить родителям: «Для вас ваш ребенок талантливый, а для нас – один из многих. Но в каждом ребенке мы стараемся рассмотреть этот талант, и поэтому к каждому будет индивидуальный подход». А там уже и от нас, и от родителей, и от ребенка зависит, что получится», – рассказала Ольга Владимировна.

Фото: donland.ru

«А вообще, когда родители приходят, мы им прямо все говорим. Раньше я не старалась
говорить о проблемах, сейчас, если приходит родитель, я ему сразу говорю: «У вас вот это, вот это и это». Чтобы потом через полгода или даже месяц обучения мне мамочка не предъявила претензии: «я хочу, чтобы была звезда, а вы не сделали звезду». Говорю прямо, с чем мы имеем дело и что можно попробовать с этим сделать».

Возникает закономерный вопрос: петь или играть можно научить любого?

«Если у ученика нет данных играть на каком-либо инструменте, он может быть хорошим вокалистом. Бывает, как говорят, медведь наступил на ухо, потоптался, и ничего с этим не сделаешь. Но даже в такие моменты мы стараемся руки не опускать и идти до конца. Даже в самых сложных ситуациях найти подход и хоть что-то из ребенка вытянуть. Хотя бы в той ситуации, когда у ребенка нет никаких данных, но он очень хочет. Это побеждает. Хотение побеждает», – объяснили нашему корреспонденту.

Родителям Чумак советует не бояться и все-таки отдавать детей в школы искусств. Это положительно влияет не только на общее образование, но и на здоровье.

«Занятия музыкой, творчеством, искусством – это прежде всего здоровье – и физическое, и психологическое, творческое мышление. Это в любом случае какое-то развитие. Много статей есть о пользе занятий музыкой. Это переключение мозга на другую сферу деятельности, отвлечение от компьютера, от школы. Пение – это дыхание, игра – это мелкая моторика, работа мозга», – объяснила она.

Через «не хочу»

Представить ситуацию, где мама или папа заставляют своих детей ходить на какую-то секцию, совсем не сложно. Такое случается достаточно часто. Одни советуют не давить на ребенка и позволить ему заниматься, чем хочется. Другие считают, что так вырастить звезду и чемпиона не получится, поэтому ходить нужно даже через недовольство и слезы.

Корреспондент ИА «ДОН 24» решила поинтересоваться, что об этом думает Ольга Владимировна:

«Сложно сказать, что делать в такой ситуации. Сейчас же и дети разные. Кто-то подвластен влиянию родителей, слушается. А у меня были случаи, когда мама сидит на уроке, а ученица такие кандибоберы выкидывает... Не буду и все! И она замолкает, урок не состоялся. В таком случае мы подключаем психологов, стараемся решать этот вопрос как-то. Но зачастую желание ребенка – главное», – ответила она.

Случаются же и противоположные ситуации, когда ребенок очень хочет учиться, а у родителей просто нет возможности.

«Дело даже не всегда в финансах. В маленьких городах с этим проще. Вот есть оплата 450 р. Есть небольшая система льгот: для детей участников СВО, многодетные учатся с 50-процентной скидкой. Но из-за загруженности родителей нет возможности водить ребенка на занятия».

Здесь же возникает вопрос о мотивации ребенка, если он все-таки посещает школу искусств.

«Мотивация для нас – прежде всего это какие-то публичные выступления. Я не могу замотивироть хорошей оценкой. Ты сейчас хорошо споешь, я тебе пятерку поставлю. Это учебный процесс, это само собой разумеющееся. Но участие в концертах, какие-то конкурсные выступления, какие-то поездки, публичность – это иногда мотивирует очень хорошо и является стимулом», – рассказала Ольга Владимировна.

На фото Анна Коростелева на фестивале-конкурсе искусств «Звездопад». Администрация г. Гуково

Но также педагог отметила, что этот метод работает далеко не всегда. В ее практике был случай, когда ученица отлично выступала на внутренних концертах школы, но на конкурсе замкнулась и не стала петь. В дальнейшем от поездок на большие выступления она отказалась, и мама ее поддержала – психологическое здоровье ребенка важнее.

Проблемы глубинки

Как и во всех сферах жизни, люди, живущие в маленьких городах и селах, сталкиваются с проблемами, с которыми редко приходится иметь дело жителям столиц и городов-миллионников. В сфере дополнительного образования они тоже есть, впрочем как и решения.

«Есть одна проблема маленьких городов. Приходит ребенок талантливый, но у него из-за этого маленького города нет возможности открыться. То есть у нас нет возможности, как в больших городах, отвезти его на консультацию к более грамотному специалисту, у нас нет возможности подсказать ему репетиторство, каких-то технических возможностей. Иногда у нас даже нет профессиональных возможностей, потому что зачастую в маленьких городах кадровый голод. У нас сейчас висит две вакансии, и я не знаю, где взять этих педагогов. У нас ушел преподаватель по скрипке. В классе учатся очень хорошие дети, и мне будет очень жаль потерять их», – объяснила директор.

Фото: МБУ ДО ДШИ им. Глинки

Некоторые коррективы внесла и пандемия. Раньше ученики школы им. Глинки регулярно ездили на конкурсы в разные города России: в Москву, Санкт-Петербург, Казань, соседние регионы. С 2020 года количество таких выступлений резко сократилось, популярны стали дистанционные концерты.

«Очные конкурсы возвращаются, мы начинаем ездить, но из-за коммерциализации этого вопроса поездка становится для родителей недоступна. То есть, чтобы выехать на более или менее интересный конкурс, с интересным жюри, с поддержкой министерства культуры, чтобы это была не просто выкачка денег, где всем дают поголовно первые места не разбирая, нужно много вложений. И зачастую в маленьких городах у родителей просто нет возможности на это. Потому что помимо того, что надо заплатить за участие, нужно оплатить еще и инструмент, дорогу, внешний вид ребенка. Это все ложится на плечи родителей, потому что у школы нет возможности помочь в этом, за исключением того, что педагог едет с учеником как поддержка», – прокомментировала Чумак.

Чтобы помогать развивать дополнительное образование в малых городах, в России реализуют национальный проект «Культура». Школа им. Глинки им активно пользуется.

«Конечно, нам помогают в рамках нацпроекта «Культура». Там есть много направлений. В частности, мы с удовольствием используем направление «Творческие люди», по которому наши педагоги дистанционно учатся на курсах повышения квалификации. Еще у нас была задумка по нацпроекту сделать виртуальный концертный зал в школе, поучаствовать в инициативном бюджетирование. Но у нас нет соответствующего помещения, поэтому нам не очень целесообразно сейчас заниматься этим», – рассказала Ольга Владимировна.

Напомним, в рамках нацпроекта школа также получала новую мебель и интерактивное оборудование.

«Мы потихоньку растем, стараемся идти в ногу со временем, подключаем детей к «Пушкинской карте», стараемся везде участвовать. И конечно, ждем новых учеников», – подытожила педагог.

Успехов в творчестве можно добиться, даже если вы живете в маленьком городе. Вспомним хотя бы уроженку города Гуково Ярославу Дегтяреву, которая вышла в финал третьего сезона федерального вокального шоу «Голос. Дети». Многие выпускники школы им. Глинки сейчас служат в театрах Москвы и Санкт-Петербурга или преподают музыку новому поколению.