Обновлено в 13:50
Heineken продала активы в России компании Arnest Group. Все имущество, в том числе семь пивоваренных заводов, а также упаковочные производства, ушли по символической цене в 1 евро. Причем сделка не предполагает опции обратного выкупа: Heineken уходит навсегда.
Покупателем стала Arnest Group, известная в первую очередь производством разных распылителей. Среди ее самых известных брендов — репеллент от насекомых «Дихлофос», лак для волос «Прелесть» и крем для обуви «Дивидик».
Как отметили в концерне Heineken, покупателю еще придется погасить внутригрупповую задолженность российского бизнеса в размере около 100 млн евро. В целом же, по оценке компании, продажа российских активов принесет «ожидаемый общий совокупный убыток в размере 300 млн евро».
Производство пива в России Heineken прекратила весной 2022 года, а после завершения сделки по продаже будет прекращено производство пива под брендом Amstel. Останутся только российские марки из портфеля Heineken, например «Охота крепкое», говорит редактор телеграм-канала «Пьяный мастер» Денис Пузырев:
— Может быть, они действительно ждали, смотрели, как будет разворачиваться ситуация, и, когда поняли, что та ситуация, которая есть, достаточно надолго, бесконечно ждать они не могут, просто избавились от активов. То есть официально заявлено о том, что сумма продажи составила 1 евро, то есть абсолютно символически. Что достанется новому покупателю? Несколько заводов, те иностранные бренды, которые в них были, уйдут. Но, в принципе, у них есть и российская продукция, самая известная — «Охота крепкое». И остается весь коллектив — опытные профессионалы, которые знают свое дело.
— Что производитель аэрозоля будет делать с этими заводами?
— Про вот этот завод, который выступает в роли покупателя, известно, что, во-первых, это крупный игрок на рынке бытовой химии, достаточно большая линейка, я смотрел, и много лицензионных товаров. Там есть соглашения с крупными косметическими фирмами, в том числе и иностранными. Плюс до покупки пивоваренных активов он купил производителя алюминиевой банки. Соответственно, у них есть, по крайней мере, такая важная штука, как производство алюминиевой банки, в которой продается все больше и больше пива, что тоже важный шаг для компании. Достаточно неожиданно, потому что, конечно, и регулирование, и специфика рынка другая.
Уверенно говорить, что Heineken ушла с российского рынка окончательно, пока нельзя, так как нет уверенности и в том, что Arnest будет как-то переоборудовать заводы, считает управляющий партнер пивоварни «Таркос» Дмитрий Тарасевич:
Дмитрий Тарасевич управляющий партнер пивоварни «Таркос» «Я думаю, что в текущей ситуации слово «навсегда» вообще точно неприменимо, слишком динамично все происходит. Поэтому я думаю, что точно не навсегда и всегда переговоры можно продолжить, всегда можно все вернуть, и я думаю, что там существуют, наверное, какие-то параллельные договоренности. Я думаю, что переработать под баллончики пивоваренный завод не получится. Команда менеджеров там хорошая, серьезная, поэтому это скорее будет просто корпоративный инвестор, который будет забирать прибыль. Если они нарастят компетенции на рынке пива, будет неплохо. Но я думаю, что будет все так же продолжаться. Может быть, скорость инвестирования будет меньше, точно будут меньше вложения в какие-то бренды, а в моменте для рынка точно ничего не произойдет, это будет просто портфельный инвестор».
Среди других известных, но региональных брендов пива концерна Heineken были «Три медведя», «Степан Разин», «Шихан», «Окское», «Седой Урал» и другие.