Бензин и дизельное топливо могут ещё подорожать в области в сентябре. При этом независимые автозаправочные станции уже несут серьёзные убытки и находятся на грани приостановки своей деятельности, рассказал президент городского АТР Алексей Трепалин.
По словам эксперта, стоимость бензина на российских АЗС растёт третий месяц подряд. Например, с начала года моторные бензины подорожали на 6,6% – и это при уровне официальной инфляции в 3,6%, то есть практически вдвое выше инфляции. Такое положение на рынке нефтепродуктов спровоцировано нарушением принципов ценообразования.
– Розничные и биржевые цены изменятся под действием различных механизмов. В итоге оптовые цены растут значительно быстрее розничных, и возникает ценовой диспаритет. С начала года оптовые цены на моторное топливо выросли по отношению к прошлому году от 53% до 65%, а розничные только на 5%, –объясняет специалист.
Таким образом, с января по июль стоимость АИ-92 выросла с 39 369 рублей до 64 956 рублей за тонну, а мелкооптовая цена увеличилась с 41 300 рублей до 67 200 рублей. А мелкооптовая цена самого востребованного, 95-го бензина достигла 72 800 рублей за тонну. Тонна дизельного топлива тоже выросла в цене – до 71 668 рублей. В целом, оптовые цены на бензины практически сравнялись с розничными, а по дизельному топливу превысили их.
– Наиболее пострадал от сложившейся ситуации сектор независимых сетей АЗС, которые представляет в Воронеже и области более половины от всего количества автозаправочных станций. Данные участники рынка не имеют собственной нефтедобычи и нефтепереработки и не могут перекрывать свои убытки доходами от экспорта нефтепродуктов. Независимые сети АЗС уже начали нести убытки, находясь под действием негативных факторов, – рассказывает Алексей Трепалин.
Те самые негативные факторы:
- диспаритет розничных и оптовых цен;
- серьёзное увеличение сроков доставки топлива по железной дороге;
- удорожание стоимости доставки по железной дороге.
В таком случае независимые розничные АЗС либо существенно повысят цену на топливо, либо закроются.
– Это скажется на себестоимости сельскохозяйственной продукции и повлияет как общий уровень цен в регионе, так и на стоимость контрактов для бюджетной сферы. А если АЗС всё-таки закроются, это крайне негативно отразится на конкурентной среде в данной сфере и может привести к монополизации местного топливного рынка. Ожидается социальное недовольство, – подытожил Алексей Трепалин.
Эксперты постараются сдержать рост цен и предотвратить проблему. В связи с этим Ассоциация Топливного Рынка города Воронежа написала обращение к губернатору Александру Гусеву, а также в федеральную антимонопольную службу. Специалисты надеются, что в регионе удастся увеличить объём по реализации бензина и дизельного топлива на бирже и повысить приоритетность перевозок моторного топлива железнодорожным транспортом.