Если вы не знаете, согласна ли аудитория с вами или нет, и понимает ли она вообще, о чем вы говорите, прямо спрашивайте ее об этом. Этот метод позволяет непосредственно «прочитать» реакцию ваших слушателей.
Большинство людей, оказавшись в новом для них окружении, ведут себя осторожно и осмотрительно. Если им приходится вступать в контакт с незнакомцем, они предпочитают вести себя крайне сдержанно. Они не теряют бдительности и расслабляются только тогда, когда уверены, что их поведение не причинит им вреда и не нарушит сложившихся норм.
Реакция аудитории на выступления во многом напоминает общение с незнакомцем. Если на сцену поднимается известный комик Робин Уильяме, люди знают, что никто не запретит им смеяться и их смех будет воспринят абсолютно нормально.
Однако если на сцену поднимается неизвестный публике человек, она не знает, как именно себя вести и чего от нее ждут в данный момент. Поэтому, чтобы предотвратить возможные проблемы, необходимо ей сразу об этом сказать.
Консультант по управленческой коммуникации Джим Лукашевски называет этот процесс дачей разрешения. «Большинство из нас не знакомы аудитории, — объясняет Джим. — Поэтому мы должны разрешить ей получить удовольствие от нашего выступления». Под этими словами он подразумевает беспрерывное общение со своими слушателями. «В своем выступлении я даю им много интересной и важной информации. Но я также даю им разрешение реагировать на мою речь так, как им захочется».
Какие же конкретно разрешения должна получить аудитория? Это зависит от того, чего именно вы хотите достичь и какой реакции ждете от нее, В следующем списке я перечислю три самых важных разрешения, которые можно дать людям в зале.
Разрешение смеяться. Вы хотите успешно использовать в своей речи элементы юмора? Тогда вы просто обязаны дать своей аудитории разрешение смеяться. Приведу вам в пример Джо ДиНуччи, одного из самых заслуженных руководителей компании Slcon Graphcs. Этот крупный специалист в сфере высоких технологий известен также своими полными юмора беседами с клиентами и сотрудниками.
Как правило, Джо начинает с того, что позволяет людям расслабиться. Он говорит что-то вроде: «Я хочу побеседовать с вами, проинформировать по некоторым вопросам, просветить и растолковать некоторые вещи. Но прежде всего я хочу, чтобы вы получили удовольствие от нашего разговора. Поэтому ослабьте узлы на ваших галстуках».