Вчера в Йоханнесбурге завершился XV саммит БРИКС, который без преувеличения можно назвать историческим — к Индии, Китаю, России, Бразилии и ЮАР в следующем году присоединится еще шесть стран, что сделает это объединение крупнейшим в мире.
Несмотря на некоторые разногласия, члены организации все таки сумели выработать общую позицию и утвердили заявки Саудовской Аравии, Ирана, ОАЭ, Аргентины, Египта и Эфиопии. Как мы видим, без сюрпризов тут тоже не обошлось - если первые пять стран не вызывают никаких вопросов, то принятие Эфиопии кажется весьма странным и неожиданным решением. Так чем же руководствовались лидеры БРИКС?
Судя по всему, критериев для приема было несколько — тут и влияние на международной арене, и потенциал развития, и географическое положение, и наличие важных ресурсов и стратегических объектов. Так что принятые страны оказались в этом списке не случайно — каждая из них даст объединению что-то свое, причем этот вклад не обязательно будет измеряться в чем-то материальном и осязаемом.
После этого расширения доля стран БРИКС в мировом ВВП вырастет до 37%, а совокупное население достигнет 3,6 миллиардов человек — добавьте к этому контроль над половиной мировых ресурсов и получите невероятные перспективы для дальнейшего роста. Вообще, союз ОПЕК+ и главных потребителей нефти напрашивался уже давно, и после прошедшего саммита он стал реальностью — теперь Саудовская Аравия, Иран, Россия и ОАЭ состоят в одной организации с Китаем, Индией и Бразилией.
И если торговля между ними будет вестись в национальных валютах, то это станет колоссальным ударом по нефтедоллару — потери последнего составят сотни миллиардов в год, которые просто невозможно будет компенсировать. Помимо этого, контроль над ближневосточным нефтяным треугольником обеспечивает БРИКС+ энергетическую безопасность, а Ормузский пролив становится внутренним озером этого объединения.
Нельзя забывать и о Египте, который не только имеет выход к Средиземному морю, но и контролирует Суэцкий канал — по этой артерии ежедневно проходит около 600 тысяч баррелей нефти, что делает ее одной из важнейших в мире. Помимо этого, египтяне обладают самой сильной армией на африканском континенте — при поддержке России они вполне могут навести порядок в соседней Ливии, что стабилизирует всю Северную Африку.
Вот мы и добрались до Эфиопии, которая из-за непрекращающейся гражданской войны выглядит слабым звеном обновленного БРИКС+. Чтобы понять, почему лидеры развивающегося мира обратили на нее внимание, следует сначала взглянуть карту колонизации Африки:
Эфиопы стали единственными, кого белые цивилизаторы так и не смогли колонизировать — да, с 1936 по 1944 годы Эфиопия была оккупирована, но всю свою остальную историю она давала колонизаторам стойкий отпор. Поэтому штаб-квартира Африканского Союза расположена именно в Эфиопии — последняя является символом свободы и имеет огромное влияние на всем черном континенте.
Так что принятие ее в БРИКС — это обращение ко всем африканским странам, которым давно пора стать суверенными и выбрать для себя новый и более справедливый мир. Битва за Африку сейчас в самом разгаре, а Эфиопия, Египет и ЮАР станут отличными отправными точками для ее окончательной деколонизации — одновременно с потерей Ближнего Востока это станет для Запада еще одним сильным ударом.
Разумеется, такое масштабное расширение несет в себе и определенные риски — между Индией и Китаем существует пограничный конфликт, Саудовская Аравия и Иран только-только помирились, а Египет и Эфиопия спорят из-за водных ресурсов. В этой ситуация на первый план выходит Россия, у которой нет никаких противоречий ни с одной из стран БРИКС — поэтому только Москва с ее огромным внешнеполитическим опытом способна сгладить все внутренние противоречия.
После этого весь мир увидит, что даже непримиримые враги способны договариваться и работать над своим общим будущим. Ну а принцип «разделяй и властвуй» отправится на свалку истории, где совсем скоро к нему присоединится и гегемония Запада.