"За калиткой" война. Я об этом напоминаю, ибо очень и очень многие "не в курсе". Вернее, они как бы в курсе, но именно что "как бы".
Я не буду ничего утверждать, просто назову некоторые ЧС, которые уже происходили в нашей стране во время этой самой "СВО-войны" (СВО - на Украине, войны - с объединенным Западом). Вот они:
- Обнаружение холерного возбудителя.
- Обнаружение стафилококкового возбудителя.
- Обнаружение возбудителя сибирской язвы.
- Поджоги и пожары.
- Взрывы холодильников и газового оборудования.
- Аварии на ЖД транспорте.
- Атаки беспилотников.
Кто бы что ни думал по каждому пункту в отдельности (а есть и другие), ситуация в целом, думаю, не может быть истолкована двояко. А значит, и отработка действий нужна. Особенно там, где собирается много детей. Другой вопрос, какими должны быть эти действия.
Начнем с кричащего заголовка "Впервые..."
Впервые-то оно впервые. Если мы говорим об августе. Если же август опустить, то какое-то прям "очковтирательство" получается. Кто не работал безопасником, тот может только представить, какое там большое количество различных планов/схем/алгоритмов/и т.п. бумаг. Одно из таких учений предусмотрено в согласованном с МЧС плане в самом начале учебного года. С участием школьников/студентов.
В общем, едва начав читать новость понимаешь, что Министерство в очередной раз притянуло за уши инфоповод. Министерство в очередной раз "соврамши".
Теперь о качестве самих учений.
Крайне редко на них приезжают наряды МЧС. И потому что это не нужно школьным безопасникам, и потому что это не очень нужно МЧС, и потому что сами учения зачастую саботируются руководством школы и... В общем, причин много. А проверить это некому. Даже на бумагах никто не проверяет, не говоря уже о реальности.
Один раз "на характере" и чистом энтузиазме мне удалось устроить очень качественные учения. От школы там были манекены для оказания первой помощи, доброволец от преподавателей для спуска на специальных канатах с третьего этажа и так называемые "добровольные пожарные дружины" (регламентируются отдельно и обязаны быть в школе), которые должны были контролировать состояние дверей, открытие ворот для пожарного расчета и т.д. Ну и, естественно, подробный план учений был разработан мной и согласован с МЧС, которое в тот момент удивительно легко пошло на контакт, сначала пообещав всё необходимое, а потом и предоставив всё в полном объеме. Что же это было?
Полноценная спецмашина с нарядом. Выдвижная лестница, вода в резервуаре, устройство для спуска на веревках бессознательного человека - и всё это реально работало.
Так вот, если говорить о качестве, то такое качество днем с огнем не найдешь. Единичные случаи, которые потом везде демонстрируются на фотографиях. Те фотки и сейчас можно найти, просто лень, - очень давно было.
В основном же качество хромает по названным выше причинам и по другим. Которые сводятся к ужасной запуганности школьной администрации вышестоящим руководством и к ужасной заваленности школьного коллектива горами тупейшей работы (Кстати, в этом плане очень "разумно" перенести учения с сентября, когда работы еще очень много на конец августа, когда от её количества многие вообще хотят удавиться. Да еще и проводить их без основных участников).
Страшно, если кто-то получит травму в ходе учений. Или просто напугается и напишет жалобу. Страшно, если кто-то обратит внимание и увидит какую-то ошибку в действиях/планировании/способе освещения и т.д. Страшно, что не останется времени на выполнение тупой и, тем более, нужной работы. Страшно, страшно, страшно!
Для решения этой проблемы (как и большинства других) школу нужно освободить от лишних обязанностей. А для этого нужно четко описать случаи, когда конкретный специалист в школе должен оставшиеся конкретные обязанности выполнять. Как он это должен делать, какие формы документов должен использовать. И когда учитель/классный руководитель или преподаватель будет иметь лист бумаги из закона с перечнем, а его руководителя будут контролировать, чтобы не навалил больше, тогда и будет все в порядке... Порядок навести надо, в общем! И в случае с бумажными и информационными обязанностями предельная регламентация очень даже поможет! Это вам не человеческие отношения, которые, как ни старайся, не регламентируешь.
Теперь о том, что нужно делать в первую очередь вместо учений. Тем более таких, которые проводятся "впервые". "Вместо" - это на худой конец. А лучше - вместе с учениями.
Сейчас я перечислю некоторые критичные для настоящей, а не мнимой безопасности детей проблемы.
Борясь с детским травматизмом власти Москвы (не знаю, как в других городах) давно начали дрессировать детей и учителей подниматься по одной лестнице, а спускаться по другой. Сама по себе идея о том, что это возможно сделать и, что это снизит травматизм - идиотская. Но дело в другом. Дело в том, что есть много дисциплинированных учеников и учителей (как бы смешно это не звучало), которые привыкнут именно к такому способу перемещаться по школе. И шансов на то, что "спускная" лестница забьется давящими друг друга в панике людьми становится значительно больше.
Ведь, как известно, в экстремальной ситуации очень часто человек действует "на автомате", а не по схемам. Наши же чиновники надеются (на самом деле они просто не думают об этом, им плевать) на то, что люди при реальном пожаре будут действовать исходя из разработанных ранее схем. Глупцы!
Я всегда выступал против этого открыто на любых совещаниях до которых дотягивался. Конечно, ни к чему это не привело и я сам был вынужден дрессировать и учеников, и учителей ходить "правильно" и по-новому.
Следующая проблема в критичной переполненности многих городских школ. Именно из-за этого повышается детский травматизм, быстрее наступает психологическое утомление людей (например, из-за избыточного уровня шума), легче передаются вирусные заболевания, труднее контролировать детей (вспомним Макаренко, который утверждал, что в школе все должны знать друг друга в лицо и по именам и указывал на число менее трех-четырех сотен) и много другое. Но главное в этом разговоре то, что во время эвакуации значительно возрастают шансы на давку, падения и травмы. На заторы в дверях. На потерю детей в общей неразберихе. И это часто случается даже во время учебы, чего уж говорить о реальных случаях!
Вы не представляете, сколько таких проблем было в тот период, когда враг занялся "телефонным терроризмом" московских школ! А это не пожары, а всего лишь телефонные звонки...
Следующая проблема - введенная повсеместно система "Проход и питание". Когда грёбанные и совершенно бесполезные турникеты становятся препятствием на путях эвакуации.
И такие бабки пилятся на их установке, обслуживании и эксплуатации, что "нагнули" даже МЧС. Их заставили "пересчитать" нормы площади эвакуационных проходов. И теперь, вдруг, это уже не является препятствием на путях эвакуации!
Но реальную ситуацию панической давки перед этими железками страшно даже представить.
Следующая проблема это... опять запуганность и загруженность школьных коллективов глупой работой. Боясь последствий за ложные автоматические вызовы пожарных расчетов руководители школ и ответственные за безопасность принимают решение отключить или заблокировать работу автоматики. И теперь при сработке датчика сигнал не уходит на пульт пожарной охраны. Теперь послать его можно только вручную. А сначала сходить к тому месту, где сработал датчик...
Делается это потому что школьники нажимают кнопки, курят под датчиками или распыляют там какие-то смеси. Или потому что сами датчики - некачественные фекалии, которые навязывают школе извне.
Следующая проблема в том, что очень часто школьные эвакуационные выходы закрываются на ключ. Последствия таких действий описывать не буду, вы у меня умные, догадаетесь. Скажу почему это делается.
Потому что безмозглое надшкольное чиновничество возложило на школу обязанность "обеспечить безопасность детей" так небрежно и глупо, как я навоз по своему огороду не разбрасываю. Ну скажите, как может отвечать школа за безопасность ученика, который сбежал со школы во время перемены и попал под машину или ввязался в драку? Ведь пока перемена идет, пока они подтягиваются на урок в течение пяти, а то и десяти минут, пока учитель установит отсутствующих по списку, пока сообщит классному руководителю, пока тот дозвонится до родителей... Не разумно ли просто снять эту глупую ответственность с учителей?! Но мы отвлеклись.
Из-за этой ответственности школы стараются превратиться в некоторое подобие режимных объектов, выход из которых возможен только по согласованию с учителями или руководством. Часто бывает, что даже родители не могут просто прийти и забрать своего ребенка! И вот, превратившись в такое подобие, школы закрывают на ключ эвако-выходы, чтобы дети не сбежали используя эту лазейку...
Я подобные проблемы могу перечислять очень и очень долго. "Портянка" может получиться знатная. Так может быть нашему Министерству Просвещения заняться ими, а не учениями, которые будут проводиться "впервые"??
Но куда там! Это ведь надо не просто уметь, но и хотеть выполнять свою работу. А еще надо не бояться тех сложнейших системных проблем, которые полезут из "клубочка" сразу же, как только потянешь "ниточку".
Легче громко "бзднуть" в инфосреде, демонстрируя собственную глупость, но создавая необходимый "инфоповод"...