Что ж, продолжаем рубрику "Советское кино глазами чехов". И сегодня на очереди у нас всем в нашей стране прекрасно известная сатирическая комедия (точнее - трагикомедия) режиссера Эльдара Рязанова "Гараж". Фильм был поставлен в 1979 году на киностудии "Мосфильм" по оригинальному сценарию Эмиля Брагинского и самого Эльдара Рязанова. Любопытно, что толчком к созданию картины послужило реальное собрание гаражного кооператива студии "Мосфильм". Наверно, изрядные там кипели страсти!
Не секрет, что режиссеры частенько предпочитают работать с привычными и любимыми актерами. Так было и на этот раз. В фильме Рязанов занял многих, уже снимавшихся у него раньше актеров, хотя пригласил и "новичков". Перечислять не буду, не сомневаюсь, что любой из вас без труда назовет эти фамилии. ) А вот, что съёмки заняли всего 24 дня, знают не все. Ну и еще немного любопытных фактов.
- На роль Сидорина изначально планировали пригласить Анатолия Кузнецова, но он уже подписал контракт с (будете смеяться!) чешскими кинематографистами. Были и другие кандидатуры - Александр Ширвиндт, Геннадий Хазанов, Олег Басилашвили... А сыграл ее в результате Валентин Гафт.
- Роль "директора рынка" предлагали Алле Демидовой, но она отказалась - героиня показалась ей чересчур наглой. Так что в фильме ее сыграла жена Андрея Мягкова, Анастасия Вознесенская.
- Роль профессора Смирновского Эльдар Рязанов считал своим "альтер-эго" и относился к ней трепетно. Недаром предлагали ее Вячеславу Тихонову. Но Тихонов отказался, так что сыграл благородного профессора специалист по "благородным ролям" - Леонид Марков.
Я не скажу, что этот фильм хорошо известен за рубежом - всё-таки, он весьма специфичен и в значительной степени держится на шутках и нюансах, понятных только "нашему" человеку. Тем не менее, чехословацкой аудитории он был знаком. Что ж, давайте почитаем, каким увидели эти фильм жители некогда "братской социалистической страны". Отзывов немного, но они всё же есть.
Читаем!
**********
Советская сатира – это не просто кино для развлечения. Рязановский "Гараж" – это крепкий кофе. Надо помнить, когда это было снято. Наше правительство в то время было обеспокоено фильмом, поэтому его не показывали в наших кинотеатрах до 1988 года. Сам фильм представляет собой резкую критику социалистических условий, взяточничества и кумовства. Помнящие то время найдут множество тонких нюансов, которые вернут их в прошлое.
**********
Умело задуманная и отлично снятая комедия о том, что при великом социализме не всё было так, как надо. Гаражи будут построены, но их будет на 4 меньше, потому что шоссе будет проходить прямо в этом месте. Руководство команды отобрало четырех несчастных, которые меньше всего участвовали в проекте. Но похоже, что этим четверым неизбранным это почему-то не нравится... А когда среди этих изгоев появляется своеобразный герой, беда решается. Там всё путается и все ссорятся, пока им не приходится как-то там останавливаться и договариваться, потому что домой идти невозможно, из-за того, что Лия Ахеджакова заперла дверь, а ключи спрятала где-то среди красочных экспонатов. Особенным все это делает довольно шумный тромбонист и типичная обстановка зоологического музея, сквозь которую иногда проплывает что-то вроде механической рыбы. Экспонаты на удивление пригодны для использования не только в учебных целях: из чучела обезьяны получится отличная подушка! Диалоги были, по крайней мере, того же качества, что и во время первого сотрудничества Рязанова с Брагинским, но я должен признаться, что рад, что говорю по-чешски, потому что русский язык чем-то похож на чешский. Я не владею русским языком. Большая часть диалога была мне более или менее понятна, однако я был вынужден местами просто догадываться, чего в разговорной комедии делать не следует.
**********
**********
Успешная советская комедия о скандале вокруг гаражей. Теперь я понимаю, почему "товарищи" это запретили. )))))
**********
«Я занимаюсь современной советской сатирой». «Это действительно замечательно, вы имеете дело с чем-то, чего не существует...» Примерный парафраз одного из диалогов рязанского фильма, который, однако, доказывает обратное. Для своего времени и нетерпимости советского аппарата это действительно смелый проект, в основе которого лежит подлинный опыт режиссера. Собрание членов кооператива по строительству гаражей на «Мосфильме» видоизменилось в фильме в такое же собрание в Зоологическом музее, но первоначальный конфликт тот же – из-за строительства шоссе необходимо исключить четырех членов и лишить их гаражей. Последующий каскад изысканно написанных диалогов и ситуационных шуток имеет очень четкий социальный подтекст и высмеивает социалистическое общество со всем его притворством, фальшивым правосудием, организованностью, сочувствием и подсознательной чушью, на которые человек покупает свой кусок безопасного пространства. Каждый из участников запоминается благодаря фантастически написанным персонажам, которые часто представлены в минимальном пространстве и предлагают очень широкий спектр характеров и мотиваций. Интересным контрапунктом людям является окружение чучел животных, которые как-то тихонько комментируют абсурдность окружающих событий (маятник в виде пираньи надолго запомнился мне). Просто социальная сатира в полную силу, которой суждено было долгие годы презираться и демонстрироваться лишь тайком... С течением времени можно лишь констатировать, что фильм Рязанова не потерял своей актуальности со сменой политического строя, и хотя он явно говорит в адрес социалистического истеблишмента (на удивление в полный голос), большинство карикатурных черт подходят и для современности.
**********
Такая концентрация подлинных звезд! Просто это не бросается в глаза... :-) (Мне нравится Светлана Немоляева и даже Ольга Остроумова... и т. д. и т. п.) Хорошая пьеса для тех, кто верит в СССР или в Россию. Я искренне наслаждался этим.
**********
**********
Ну вот и всё на сегодня. ) Надеюсь, вам было интересно.
Напоминаю, что теперь на канале существуют рубрики, так что искать тематические статьи стало удобнее и проще.
До новых встреч!