Найти тему
Экономика России

Текущая ситуация в экономике – пока полет нормальный

Мнение профессионалов

Итоги восьми месяцев текущего года позволяют сделать вывод о том, что в сентябре сохранится тенденция роста выпуска продукции и услуг по базовым видам экономической деятельности. 

Вместе с тем не исключено замедление темпов роста в результате воздействия сезонных факторов, а также действия ряда других факторов, которые носят негативный характер. Темпы роста промышленного производства, в частности, в сентябре, по оценке, могут составить 104% против 104,9% в июле, в том числе обрабатывающей промышленности – 104,5% против 109,5%.

_
_

К негативным факторам следует отнести продолжающиеся попытки США и их сателлитов нанести России максимальный экономический урон, а также последствия событий, происходивших в августе в сфере денежно-кредитной политики, которые в сентябре в полном объеме еще не проявятся, так их воздействие на ситуацию в экономике будет сказываться с определенным лагом времени.

На сегодня против России введено более 13,5 тысяч санкций и ограничительных мер. По оценкам западных экспертов, столь масштабные санкции неспособна выдержать ни одна страна в мире. Однако в действиях коллективного запада уже наблюдаются некоторые изменения. После принятия 11 пакета санкций энтузиазм в этой области несколько иссяк. 

И дело не только в том, что США и их вассалам в ЕС все труднее изобретать новые направления и формы нанесения вреда стране, которая отказалась жить по их «ценностям». Все более отчетливо и масштабно проявляются негативные для самих недружественных стран последствия недальновидной и ошибочной политики по отказу от взаимодействия с Россией в экономической и других областях.

Во многом это связано с проведенной переориентацией экспортных поставок Россией топливно-энергетических ресурсов в другие сегменты мирового рынка в ущерб, в частности, европейским странам. В I квартале 2023 года «Газпром» обеспечил лишь 7,5% общего импорта в ЕС, тогда как за тот же период 2022-го объемы поставок доходили до 30%.

В начале прошлого года контрактная база российской монополии в странах Евросоюза составляла 200 млрд. кубометров в год, из них не менее 130 млрд подтверждались предварительными гарантиями оплаты. В этом году, по оценкам экспертов, исходя из текущего объема транспортировки газа, российский экспорт в ЕС может упасть до 23-25 млрд. кубометров или в 8 раз.

С 5 февраля текущего года вступило в силу эмбарго Евросоюза на поставки российских нефтепродуктов. Однако ожидания ЕС не сбылись: спад экспорта дизеля и других видов топлива оказался краткосрочным, а Россия вскоре переориентировала сбыт этой продукции по более выгодным для нее условиям.

Вместе с нефтяным эмбарго страны G7 ввели также потолок цен на нефтепродукты из России. Теперь, в частности, существенная доля российского дизеля поставляется в Марокко, Бразилию, Тунис, Китай и даже крупнейшему экспортеру нефти — Саудовской Аравии.

Отказ немецких производителей от дешевого российского газа приводит к тому, что производство азотных и аммиачных удобрений постепенно становится нерентабельным, поскольку цены на газ выросли на 40%. На этом фоне импорт российских удобрений в ЕС уже в 2022 году увеличился в пять раз.

По совокупности попыток и осуществленных действий по прекращению поставок российских газа, нефти и ряда других продуктов получены и соответствующие результаты. Эйфория по поводу теплой зимы, позволившей сократить, в частности, потребление газа, сменилась опасениями за дальнейшее развитие европейской экономики.

Прошлым летом ЕС ставил цель сократить потребление газа на 15%, с августа 2022-го по март 2023-го газовые расходы континента упали почти на 18%. Вместе с ем, по оценке Международного энергетического агентства, из-за значительно повысивших цены ближневосточных и североафриканских производителей Европа переплатила примерно $270 млрд. по сравнению с тем периодом, когда пользовалась дешевым газом из России.

Не удивительно, что, по мнению многих аналитиков и официальных лиц, в Европе наступила техническая рецессия. Помимо экономики Германии, в начале этого года «отрицательный рост» наблюдался так же и в Нидерландах, Ирландии, Греции, Мальте, Литве и Эстонии. При этом в Литве в первом квартале ВВП сократился на 3,7%, что стало абсолютным рекордом среди всех стран ЕС. Во многих странах ускоряются темпы деиндустриализации. Торговый баланс Европы впервые за очень долгие годы стал отрицательным.

В этих условиях все чаще проявляются проблемы с так называемым «единством» стран-членов ЕС. Последний наглядный пример тому - подписанное в августе соглашение между Россией и Венгрией о начале строительства атомной электростанции (АЭС) «Пакш-2». На АЭС «Пакш» вырабатывается сегодня почти половина всей электроэнергии в стране. Благодаря вводу в эксплуатацию двух новых блоков АЭС эта доля должна удвоиться.

Неожиданностью для инициаторов введения санкция стал тот факт, что Россия, в результате перестройки стратегии формирования торгово-экономических потоков в создавшихся условиях смогла достичь позитивных, в том числе и финансовых, результатов. 

Экспорт нефти и нефтепродуктов из России в июле текущего года, как констатируется в новом отчете Международного энергетического агентства (МЭА), сохранился на уровне 7,3 млн баррелей в сутки. По оценкам агентства, доходы от экспорта нефтепродуктов за месяц выросли значительнее (на 1,6 миллиарда долларов), чем от поставок нефти (0,9 миллиарда долларов). 

Согласно материалам, представленным МЭА, более высокие цены на нефть в сочетании с уменьшением дисконта на российские сорта нефти привели к увеличению доходов России от экспорта до $15,3 млрд, что почти на 20% больше, чем месяцем ранее. С учетом повышения цен нефтепродукты, Россия смогла получить рекордную выручку от экспорта.

На совещании по экономическим вопросам, проведенном правительством 11 августа, отмечалось, что по итогам июля нефтегазовые поступления в бюджет выросли почти на 5% к уровню прошлого года. При этом показатель, который был утвержден бюджетным правилом, преодолен на 73 миллиарда рублей.

Процесс формирования бюджета в текущих крайне непростых условиях играет существенную роль в обеспечении реализации программ государственной поддержки и развития экономики. 

Именно поэтому данном процессу уделяется особое внимание. Тем большее удивление вызывает ситуация, когда оценки Минфина и, в частности, руководства таможенной службы существенно расходятся. Минфин, как правило, декларирует проблемы поступления доходов в бюджет, объемы которых значительно сокращаются, вызывая рост дефицита бюджета. При этом главной причиной называется продолжающееся сокращение нефтегазовых доходов.

В тоже время главой налоговой службы на проведенном премьер-министром в августе совещании было доложено о получении явно выраженного плюса в доходах, реальные размеры которого превысили 700 млрд рублей или увеличились на 4% от запланированного объема доходов. При этом было отмечено, что нефтегазовые доходы, по которым Минфин всегда отмечает убыточность, принесли дополнительно 1 трлн рублей.

В целом в последнее время к Минфину не только у экспертов, но и у депутатов Госдумы возникло много вопросов, на которые, хочется надеяться, будут получены наконец объективные ответы.

Это особенно важно потому, что в рамках последовательно усиливающейся государственной политики регулирования экономики принимаются дальнейшие меры по ее поддержке, перестройке и интенсификации развития, а также защите национальных интересов в условиях враждебных действий коллективного запада. Соответственно требуется финансовое обеспечение указанных мер.

Продолжают приниматься меры по защите отечественных производителей от санкционного давления. В августе пописан Указ Президента РФ, согласно которому, по предложению Минсельхоза, расчеты по экспорту российской сельскохозяйственной продукции переводятся в рубли и проводятся через специальные счета, открываемые в уполномоченных для этого банках. В целях реализации данного решения должен быть утвержден список сельхозпродукции, внешнеторговые расчет по которой проводятся в специальном порядке.

Специалисты считают, что похожий механизм расчетов можно применить и к другим стратегическим экспортным товарам. В частности, к черным и цветным металлам, изделиям из них, продукции химической и лесообрабатывающей промышленности.

В рамках совершенствования системы государственной поддержки развития экономики принято решение передать в управление ВТБ сроком на 5 лет Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК) с целью стабилизации долгосрочного финансового состояния корпорации.

В рамках осуществляемого во многих странах перехода на низкоуглеродную экономику «Росатом», Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики, Правительство Сахалинской области реализуют крупномасштабный проект по запуску водородного кластера в Сахалинской области.

Правительством подписано распоряжение стратегического характера – утвержден план развития Северного морского пути. Проект должен заработать на полную мощь к 2035 году. План развития СМП предусматривает более сотни мероприятий, которые распределены по 5 крупным направлениям: создание новой и реконструкция старой транспортной инфраструктуры, грузовой базы, совершенствование грузового флота и развитие флота ледоколов, обеспечение безопасной навигации. Согласно плану, СМП станет основной государственной транспортной артерией для перевозки грузов между западной и восточной частями России. 

Все выше перечисленные, а также многие другие решения нацелены не только на реализацию перспективных проектов развития, но и предусматривают значительный вклад в развитие экономики уже на данном этапе. 

Однако их практическая реализация в решающей степени будет зависеть от текущего состояния дел. И как показывают события, связанные со значительным падением курса национальной валюты, определившим во многом ускорение роста цен, а также резкое ужесточение в конце июля и в августе денежно-кредитной политики, в финансово-экономической сфере существуют серьезные проблемы.

По поводу последних решений Банка России уже существуют и продолжают поступать оценки, в подавляющей части негативные, от большого количества не только членов экспертного сообщества, но и официальных лиц. таких как руководители фракций и члены Госдумы. Поэтому добавить что-либо сложно. Тем более, что пока все это больше напоминает безрезультатное сотрясение воздуха.

Представляется, что в ближайшем периоде времени последствия принятых решений проявятся. Однако некоторые моменты представляется целесообразным все же отметить.

Оценивая решение, принятое Центробанком 15 августа, многие эксперты характеризуют его как «черный вторник» с позиции урона, который, как представляется, может быть нанесен экономике страны по совокупности с обесценением рубля.

Следует напомнить, что в июне 2015 года ставка также составляла 12%. При этом уровень инфляции по сравнению с соответствующим периодом предшествующего года достигал в тот момент 115.4%, а среднемесячный курс доллара США к рублю – 54,50. Средние ставки по кредитам в рублях, предоставленных нефинансовым организациям, колебались в диапазоне от 14% до 16%. 

В июле 2023 года, накануне резкого ужесточения денежно-кредитной политики, – рост потребительских цен составлял 104,5%, среднемесячный курс доллара США к рублю – 90,42. Средние ставки по кредитам в рублях, предоставленных нефинансовым организациям, по оценке, достигали от 8 до 10 с лишним процентов. 

Сравнивая два указанных периода, необходимо отметить главное их различие. В 2015 году не приходилось отражать широкомасштабную агрессию США и их сателлитов, причем не только на линии боевого соприкосновения в зоне СВО, но и в финансово-экономической сфере. Отсюда и цена решений, принимаемых, в частности, в сфере денежно-кредитной политики, принципиально иная. 

Особенно, если принять во внимание, что в отличие от имевших место ожиданий, на совещании, проведенном 16 августа по ситуации на валютном рынке, все же был принят «мягкий» вариант решения - пока не ужесточать валютный контроль. Обоснование - экспортеры добровольно согласились увеличить продажи валютной выручки.

Данный вариант продвигал Центробанк в противовес предложениям Минфина о необходимости ужесточения валютного регулирования, который можно понять, так как именно он отвечает за наполнение и сбалансированность бюджета, финансирование принимаемых государственных программ. В целом достаточно необычная ситуация для «нерушимого союза» двух ведомств, который ранее неоднократно демонстрировался.

Причем, по свидетельству ряда источников, в ходе совещания был отмечены факты проблем с возвратом выручки компаниями, не относящимися к нефтегазовому сектору. В, частности, производителей удобрений.

Возможно уже в сентябре, с учетом намеченного мониторинга использования получаемой валютной выручки, станет очевидным, в какой мере принятое решение соответствует сложившейся ситуации и перспективам возможного ее развития. Не исключено, что к данному вопросу придется вернуться.