Найти тему

Яков Цвиркунов. Сохранять оптимизм.

Это интервью с особенным для нас человеком. Он никогда не эпатировал и не ловил ненужный хайп, не был чрезмерно тщеславен, но, звук его любимого инструмента — гитары, мы узнаем легко и ни с чем не спутаем. Многие из нас воспитаны на музыке группы в которой он играл, что называется «от и до» и, чёрт побери, это было прекрасно.

Яков Цвиркунов — музыкант, гитарист, бэк-вокалист групп «Северный Флот» и «Король и Шут» и человек, с которым действительно интересно.

Яков — уникальный человек, который принимал участие в становлении одной из величайших групп на российской рок-сцене — «Король и Шут». И, казалось бы, что всё всем уже давно доказал. Но - не всё так просто. Он продолжает творить, активно гастролировать с коллективом, который, надеемся, тоже станет впоследствии легендарным. Пока же, всё идёт своим чередом и главная группа в его сегодняшней жизни — «Северный Флот» - развивается очень динамично, чему мы несказанно рады.

И уверены, что рады и вы, дорогие читатели.

Яков, приветствуем тебя.

Сразу о насущном. Расскажи, пожалуйста, о своих ближайших творческих планах в составе группы «Северный флот», мюзикла TODD или других проектов? Где тебя можно будет услышать или увидеть в скором будущем?

Сейчас мы начинаем давно задуманный тур, посвящённый 10-летию альбомов группы «Король и Шут» — «Тодд», это большое концертное шоу с использованием голоса Михаила, с приглашёнными вокалистами – Алексеем Горшенёвым, Леной Тэ, с серьёзным продакшеном, в общем - готовили долго, и собираемся ближайшие полгода катать эту программу. Подробности все могут посмотреть на сайте todd.app. А начиная с середины весны, приступим к репетициям новых песен для очередного альбома «СФ».

Опиши, как проходит обычный день Якова Цвиркунова, когда нет тура с группой и ты находишься дома? Что придаёт тебе сил в период, когда пандемия никак не дает о себе забыть?

Дни разные, не могу сказать, что я проживаю один и тот же сценарий ежедневно. Стараюсь восстанавливать неизбежно теряющуюся в турах спортивную форму, встречаюсь с друзьями, занимаюсь совершенно рутинными делами. Ну, может, отсыпаюсь подольше - это святое! А пандемия, конечно, подкосила нашу профессию, приходится бороться как с ее непосредственными последствиями в виде отмены почти всех концертов, так и с депрессией, ей вызванной. Но, друзья и любимый человек с этой задачей справляются прекрасно, так что я всё равно сохраняю оптимизм и бодрость духа!

На сцене с группой «Северный Флот»
На сцене с группой «Северный Флот»

В интервью Radio Shock ты говоришь о том, что концерт такой группы, как «Северный флот», с сидячим партером выглядел бы довольно странно (что логично). Мог бы ты вспомнить самый странный концерт в своей жизни? Что это было за выступление, где и при каких обстоятельствах?

Самый странный – наверное, концерт в детском саду для детей 4-5-6 лет, это году так в 97-м, было очень странно, но весело. А из новейшей истории – года три назад играли на дне рождения НР, вроде и для своих, но всё же корпоратив. Мы вообще не играем корпораты, так что да, непривычно и странно точно было!

Там же ты рассказывал о том, что за концертный сет вы обязательно должны сыграть определённый набор песен, которые поклонники хотят услышать. Бывает ли такое, что та или иная песня попросту надоела и исполнять её уже не хочется и не было ли у группы соблазна пойти менее популярным путём тех (немногих) музыкантов, которые каждый свой концерт строят программу, исходя из того, что им в данный момент хочется сыграть, независимо от мнения и желания слушателей? Вообще, если рассматривать тур группы, насколько сильно меняется ваш концертный сет-лист от города к городу?

Я рассматриваю эту ситуацию со стороны зрителя. Он живёт в своём городе посередине тура, и его в принципе мало должно волновать, что нам надоела какая-то известная ему песня - он заплатил за билет и вправе рассчитывать, что мы всё же представим качественный продукт. Импровизации, конечно, хорошо, но когда они заранее подготовлены! Бывает, иногда мы убираем какую-то песню, но чаще по причинам объективным, чтобы Александр не сорвал на ней голос, и смог бы до конца доработать и концерт и тур. Но, в последнее время и это крайне редко.

-3

Вопрос непосредственно связан с предыдущим. У любой группы на каждой пластинке всегда находятся песни, которые либо вообще никогда не исполнялись на концертах, либо исполняются крайне редко. Много ли таких песен у вас, и по каким причинам та или иная композиция оказывается в числе «отверженных»?

Бывает такое. Вот вроде на студии все классно, а начинаем играть в туре – не прёт. И звучит не так, и играется не так, и настроение не то. И уходит она в стол, хотя на пластинке всё нравится.

Ты говорил о том, что творческий метод группы заключается в том, что Александр, как правило, приносит уже готовый материал вместе с аранжировкой. Безотносительно к какой-либо конкретной группе, как тебе кажется, в каком случае результат получается интереснее: в случае творчества коллективного, или когда есть некий ярко выраженный лидер? Вообще, существует ли в принципе так называемое коллективное творчество, или это всегда более индивидуальный, личностный процесс?

Рецептов нет, у каждого коллектива свой путь, который для другой группы будет неверным. У нас сложилось так, это работает, и пусть так и будет. Для кого-то другого работает другое - ну и прекрасно!

-4

Отвечая на вопрос о том, почему группа «не любит» Нижний Новгород, ты говоришь, что наоборот – у команды многое связано с этим городом и так далее. А насколько вообще для тебя города имеют какие-то индивидуальные очертания, ведь в туре у группы часто попросту нет времени на то, чтобы знакомиться с достопримечательностями и, по признанию многих музыкантов, все города порой сливаются в одно сплошное воспоминание-винегрет? Бывало ли такое, что, посетив город с концертом, у тебя возникает желание вернуться ещё раз уже просто в качестве туриста?

Мне нравится почти любой город, но только летом и весной, а туры по сложившейся практике проходят осенью и зимой, когда темно и грязно обычно. Вот и сидишь в отеле, что делать.

Рассказывая об альбоме «2020», ты упоминаешь о выходе его в том числе на виниловой пластинке. Известно, что выход винила предполагает специальный мастеринг, отличный от того, который делается для компакт-диска. Насколько окупается выход альбома в таком формате, ведь на это тратится и время, и довольно значительные средства, в то время, как многие (и ты в частности) уже давно отказались от приобретения физических носителей?

Винил – это не совсем носитель музыки, это культ, так что всё, что мы выпускаем, в итоге продаётся, хоть и не сразу. Люди ценят такие релизы. Хотя у меня проигрывателя пластинок нет, возможно в будущем куплю и вольюсь в эту армию.

-5

Традиционный вопрос хит-парад. Назови свой личный топ-5 песен, сыгранных в одной из групп в которых ты состоял как постоянный участник, которые тебе никогда не надоедает играть по абсолютно разным причинам?

Окей. Групп не так много, а песен хороших полно.

  1. Старый Дом

2. Танец Злобного Гения

3. Харон

4. Рожденный убивать

5. Медведь

Говоря о сценических образах, которые создавались в группе «Король и Шут», ты подчёркиваешь, что у команды никогда не было имиджмейкера и т.д. А насколько, на твой взгляд, вообще уместна работа профессионалов такого рода с рок-командой, ведь рок-н-ролл всё же больше спонтанность и настроение, нежели маркетинг? Или не всё так однозначно?

История знает полно примеров, когда маркетинг в рок-группах играл если не самую важную, то точно ключевую роль. Другое дело, что в «Король и Шут» всё было интуитивно, шишки набивали сами, всё придумывали сами, ни о маркетинге, ни о планировании не думали. Но и пусть так, для нас это работало.

Группа «Король и Шут»
Группа «Король и Шут»

В одном из интервью ты говоришь о том, что часто группа ошибается, думая, что та или иная песня станет хитом. Сейчас очень многие говорят о том, что существует так называемая «формула хита», что коммерчески успешный трек можно «просчитать». Как ты относишься к подобной «творческой арифметике» и уместна ли она вообще, на твой взгляд?

Если автор способен просчитать математически хит, то респект ему и хвала, такие люди безусловно есть, но это исключения из правил. Чаще всего хитом становится не просто хорошая песня, но и песня в удачных внешних обстоятельствах. Должно очень многое сложиться.

Однажды, ты сказал следующее: «Если чувствуешь, что у тебя сомнения, значит – ты занимаешься не тем». Не кажется ли тебе, что сомневаться в себе и в своём деле – в принципе, нормально для любого творческого человека, отсюда и возникает порой (особенно у молодых авторов) потребность спросить у тех, чьё мнение для тебя авторитетно, что человек думает о твоей музыке, текстах, картинах и т.д.? Была ли у тебя подобная склонность к «самокопанию», или, действительно – сомнений никогда не было?

У меня другой случай – к моменту, когда я дорос ментально до стадии самокопания, я уже играл в супергруппе несколько лет - какие сомнения? Мы круты, а кто так не думает - тот не врубается. Это со временем прошло, и тогда, конечно, я задумался о себе, о том как именно и что именно я играю, но эти мысли уже приводили скорее к совершенствованию уже имеющихся навыков, чем к смене всего направления.

-7

Рассказывая об использовании так называемых «рыб», подавляющее большинство музыкантов (и ты в том числе) говорит о том, что «рыба», как правило, напевается на псевдоанглийском языке. А почему именно на псевдоанглийском, а не на псевдорусском, например?

Любой вокалист скажет, что на английском петь гораздо легче, он музыкальнее русского. А уж псевдорусской рыбы - в разы.

Отвечая на вопрос о том, что ты мог бы пожелать себе молодому с высоты сегодняшнего опыта, ты сказал: «Пожелал бы внимательнее смотреть, что подписываешь». Поскольку это был ответ на блиц-опрос, не мог бы ты рассказать подробнее, почему ты выразился именно так?

Ну потому, что одна неудачно поставленная подпись под контрактом с одним жуликом вылилась в серьёзные проблемы. Был опыт. Так что, внимательно читать, что подписываешь – хорошая привычка.

-8

Ты говорил о том, что при игре на сцене используешь Fractal Audio AXE FX, при этом в студии группа, насколько мы понимаем, придерживается старой традиции записи живых усилителей. Используете ли вы в принципе эмуляции и при нынешнем уровне развития тех же импульсных технологий есть ли смысл в работе с «железом»? Насколько ты как музыкант слышишь (именно слышишь, а не ощущаешь) разницу в звучании?

На студии звучит не просто усилитель - звучит кабинет, отражения самого помещения, все это складывается в единую картинку. Современные приборы позволяют отлично моделировать каждый из этих компонентов, но мы всё равно уже на студии – вот живой усилитель, вот гитара, и магия сразу в руках. На студии всё же играем в лампу.

В интервью ты часто говоришь о том, что взял в руки гитару для того, чтобы нравиться девочкам. Как ты считаешь, изменилась ли мотивация современного молодого человека, берущегося за освоение инструмента, по сравнению с эпохой твоей юности? Проще говоря: человек с гитарой в руках по-прежнему романтический герой, или иные времена, и герои совсем другие? Попутно с этим, хотелось бы ещё спросить: а есть ли они вообще, эти современные герои? Или время героев ушло и в нынешнем бурном ритме жизни герои больше никому не нужны и настало время «калифов на час»?

Вот вопрос… Не знаю насчёт современных героев, но уверен, что гитару за спиной они не носят. Возможно, цикл провернётся, и заново придет время рок-групп, но пока, насколько я знаю, среди молодняка рэп ничем не перебить.

-9

В недавнем интервью «Комсомольской правде» ты говоришь о том, что чисто гипотетически воссоединение группы «Король и Шут» возможно и приводишь в пример проект «Кино», который ты считаешь успешным. Скажи, пожалуйста, был ли ты на концерте «Кино» лично (знаем, что ты в своё время с симпатией относился к этой группе)? Что такое воссоединение может дать лично тебе, прежде всего, как творческому человеку? Не будет ли это шагом назад, успешным с коммерческой точки зрения, но самоубийственным с точки зрения творчества «Северного флота», которое вы все развиваете вот уже более восьми лет и делаете это очень достойно?

Спасибо на добром слове. Скажу так – иногда войти в старые воды знакомой реки очень приятно. Но насчет шага назад – не могу сказать, сейчас вообще пока, кроме концертного Тодда, не о чем говорить. Думаю, что нет, «СФ» для нас – это главная группа, нет причин волноваться на эту тему.

В твоей жизни бывали моменты отчаяния, когда руки совсем опускались и, казалось, что сил совсем нет? Если – да, то как ты боролся с этим? Давно ли это было в последний раз, и как ты справился?

Такое бывает, но волнами, ненадолго. Бывает у всех, я думаю. Стараюсь гнать эти мысли и делать что должно.

-10

В музыкальной рок-тусовке существует два основных абсолютно полярных мнения о том, каким характером должен обладать успешный музыкант. Одни утверждают, что он должен быть, прежде всего – эгоистом, другие, что «командным» игроком. Какое мнение ближе тебе и как ты думаешь, ты сильно поменялся с течением времени? Какие черты характера приобрёл или утратил после стольких лет на сцене?

Опять повторюсь – нет рецептов правильных и неправильных, есть просто разные истории успеха. Разумеется, я поменялся, странно, когда человек за четверть века не развивается и не меняется. Приобрёл прежде всего опыт, бесценный и огромный. Он как раз тебя и меняет. Что же касается меня, то я, безусловно, командный игрок.

Когда тебе ещё не 50, но уже и не 40, а ты вполне сложившаяся рок-звезда, о чём ты мечтаешь? Куда направлен твой полёт фантазии в обычной, не связанной с музыкой жизни, и куда - в музыкальной?

Я люблю серфинг и кайтинг, в тёплых странах по возможности! Это мотивирует как следует поработать, чтобы потом свалить на месяц и наслаждаться чем-то радикально отличным от нашей серой действительности. А что касается музыкальной – как читал Вася Васин – «Нужны артисту пиво и народу полный зал», присоединяюсь к мнению гуру.

-11

Тебя легко рассмешить, если – да, то что особенно часто вызывает у тебя улыбку? И, вообще, как ты считаешь, чувство юмора обязательно должно присутствовать у человека или же, вполне можно обходиться без него?

Смешит всё что угодно, чувство юмора – часто единственное, что помогает пережить сложные моменты в жизни. Без него никак.

Наверное, нет ни одного человека на планете, у кого бы не было «вредных» привычек? Какие есть у тебя? Точнее, какие ты считаешь действительно вредными, для себя или окружающих?

Для окружающих точно никакого вреда. У меня, конечно, есть набор вредных привычек, но, как показал недавний медосмотр, недостаточно вредных - надо больше над этим работать.

По красивой легенде, великому Салтыкову-Щедрину приписывают следующую цитату: «Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют». А как бы ты ответил на вопрос заданный Михаилу Евфграфовичу?

Пьют и воруют. Нечего добавить!

Беседу вели: Артём Гарькавый и Павел Краснокутский.

Фото предоставили: Яков Цвиркунов, Ольга Махалова, Юлия Губина и «Месмика».

Орфография и пунктуация собеседника по возможности сохранены.

Вступайте в группу Музыкального портала Голос Рока ВКонтакте:

https://vk.com/showgolosrocka

Подписывайтесь на наши каналы:

Telegram: https://t.me/golosrocka

Дзен: https://dzen.ru/golosrocka

Instagram (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещённой на территории РФ): https://www.instagram.com/golosrocka

YouTube: https://www.youtube.com/channel/UC3x4vP0gL3SiPtZf3a9dI8Q