("Убойный летний лагерь", She Came from the Woods, 2022, США)
1980-е, лето, "пионерский" лагерь в лесу у воды, вожатые и их малолетние воспитанники, дедушка-старожил лагеря... И всё это отнюдь не историческая драма или комедия, а кровожадный хоррор - что это?
Кто сказал "Пищеблок"?
Что ж, ответ уместен, но в данном конкретном случае вы не угадали.
Нет, сегодня речь пойдет не об экранизации одноименной книги А. Иванова, а о картине "Убойный летний лагерь" (ориг. назв. "Она пришла из леса") братьев Блумквистов. Которая в эти последние дни уходящего лета, когда как раз завершается второй сезон "Пищеблока" (о нем поговорим на следующей неделе), была вывешена в онлайн нашими цифровыми прокатчиками из "Экспоненты".
Совпадение? Вряд ли.
Хотя ничего предосудительного в их безобидном желании чуток "спаратизировать" на чужой рекламе нет. Вдобавок сходство у нашего отечественного сериала и этого импортного "пужастика" только в завязке. Во всем же остальном они разные настолько, насколько советский пионер отличался от американского скаута.
Да и вообще гораздо уместнее искать здесь параллели не между "Убойным летним лагерем" и "Пищеблоком", а между первым и той самой хоррор-индустрией 70-80-х, что породила больше всего напугательной киноклассики. Тем более Блумквисты целенаправленно стилизовали свою картину под благословенную эпоху VHS. Начиная от времени действия сюжета и подчеркнуто "аналоговыми" спецэффектами, и заканчивая бледнокрасочной палитрой "картинки" и ее нечёткостью, как на старой видеопленке.
Разве что для полного счастья ей дефектов изображения не хватает, вроде "жеваных" помех и т. п.. А так - ну точь-в-точь, словно бы снято в ту пору, под впечатлением от каких-нибудь "Зловещих мертвецов" или "Восставших из ада".
Извините великодушно, но дальше всё будет плохо.
Как ни прискорбно, но черпнуть удовольствия от "Убойного летнего лагеря" выйдет далеко не у каждого, кто отважится припасть к этому истоку незамутненной ностальгии по 80-м. По одной простой, но, увы, критической причине.
Дело в том, что Блумквисты так и не смогли четко определиться, что же именно они хотят снять: комедию, пародию, трэш или всё-таки чистокровный хоррор. Потому что для комедии здесь исчезающе мало шуток, - один лишь матерящийся рыжий пацан на костылях запоминается, и всё, пожалуй, - и чересчур много неуместной для столь дурацкой истории серьезности.
До пародии фильм не дотянул, поскольку, даже если в нем есть отсылки к объектам этой пародии - хоррорам 20 века, - то они совершенно не очевидны и не узнаваемы. Разве только какой-нибудь вусмерть продвинутый фанат жанра сумеет распознать эти отсылки, но я к таковым не отношусь, поэтому не нашел ни одной.
Почему не трэш?
Потому что много пустопорожней болтовни, статичных сцен, да и кровавый угар показан как-то... стеснительно, что ли. Любой момент, когда у персонажей Блумквистов брызжет кровища или случается расчлененка, занимает от силы полсекунды. После чего оператор резко переключается на бескровный ракурс... и, собственно, весь массакр.
Про сцены, когда персонажей рвёт на куски стая зомбированных озверелых детей, и вовсе молчу - прямо-таки весёлая куча-мала в песочнице, без малейшей капли крови, выпущенных кишок и оторванных конечностей.
И это, по-вашему, трэшак? Да не смешите мои валенки! Даже в 100% откровенной пародии "Убойные каникулы" трэша было в разы больше, и он был гораздо смачнее, чем тут.
А что не так с хоррором?
Да всё не так. Де-юре он есть, и испуганные лица героев всячески на это намекают, но де-факто в фильме напрочь отсутствует атмосфера настоящего ужаса.
Один из множества характерных примеров этому: вот снаружи во мраке рыщут кровожадная тварь из ада и стая детей-убийц, а герои преспокойно выходят на крыльцо покурить и поболтать. И примерно в таком же беззаботном духе перекура - всё остальное.
Ага, "стра-а-ашно, аж жуть!"© В. Высоцкий.
Между тем историю эту её авторы даже датировали конкретным годом - 1987-й. Почему именно он, фиг пойми. Возможно, кто-то из Блумквистов, или они оба, в этом году родились (с виду по возрасту вроде подходят), либо у них с ним связаны иные яркие воспоминания. Например, поездка в детский лагерь, где они наслушались ночью у костра много-много подобных "страшилок". И вот теперь у братьев дошли наконец руки экранизировать свою самую любимую из них.
Страшилка эта, ну мягко говоря, блещет оригинальностью примерно так же, как череп и кости на пиратском флаге.
Вот в летнем детском лагере "Брайаррук" заканчивается последняя в этом году смена. Мальчишки и девчонки отыгрывают финальные культурно-спортивные мероприятия, прощаются, садятся в автобус и уезжают (как потом выяснится - нет, поскольку автобус заглохнет неподалеку). А группа вожатых во главе с начальницей остаётся, чтобы навести порядок, запереть на зиму домики и, разумеется, отметить закрытие сезона грандиозной пьянкой у костра. Со всеми присущими ей, молодежи, алкогольно-лирическими забавами и "подколками".
И надо же такому случиться, что один из "массовиков-затейников" вспомнил в разгар пьянки старую местную легенду о ведьме Агате. Которая, якобы, работала здесь в 40-е годы медсестрой, но вылечила при этом куда меньше народу, чем сгубила в своих жутких колдовских ритуалах. При этом, как уверяла та же легенда, всяк желающий может до сих пор вызвать призрак Агаты - надо было лишь всем вместе уколоть себе пальцы до крови и хором произнести ее имя.
Ну вот, "на слабо" укололи и произнесли. После чего дружно посмеялись и забыли - мало ли какой ерунды бухой не учудишь.
Зато Агата, в отличие от них, не забыла. Взбодренная "кровавым" призывом, она шустро выскочила обратно из ада и пошла наводить в лагере шухер - само собой, гораздо более зверский, чем втыкание каких-то там иголок в пальцы...
***
В общем, ни рыба, ни мясо, ни пироги, ни каша, ни даже винегрет, уж коли на то пошло.
А ведь какая хорошая была задумка - устроить ностальгический массаж пузика всем свидетелям VHS-эпохи! Жаль, но либо братья Блумквисты успели позабыть её дух, либо и вовсе не были с нею знакомы, но кроме аутентичной "картинки" и вялой, не шибко интересной беготни по ночному "пионерлагерю", больше им предложить любителям хоррор-олдскула нечего. Что лишь усугубляется стыдливым поведением камеры в сценах с расчлененкой и отсутствием атмосферы страха и напряжения.
Впрочем, сказать пару добрых слов в адрес "Убойного летнего лагеря" мне тоже не жалко. Всё-таки некоторое, чисто символическое ретро-обаяние в нём есть, и смотреть его в принципе можно, почти не морщась - разве что от скуки в статичных сценах.
И, разумеется, тот беспрерывно матерящийся, рыжий пацанчик на костылях пусть и является героем третьего плана, но по своей харизме он уделывает всех прочих героев, включая главных. Хотя смотреть картину только ради него одного, конечно, смысла нет.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):