Найти тему

Про спицы для еды галушек (Вечера на хуторе близ Диканьки)

Оглавление

Продолжаем читать произведения Н.В. Гоголя изучая кулинарные изыски. В нескольких главах "Вечеров...", о еде написано вообще немного, окромя водки и горилки правда, которые пьют регулярно. Поэтому эти части я объединила в одну статью.


ВЕЧЕР НАКАНУНЕ ИВАНА КУПАЛА

Дед дьяка Фомы Григорьевича, был знатным рассказчиком. Ну и судя по всему хорошим человеком, раз желал ему Фома Григорьевич на том свете есть буханцы пшеничные и маковники в меду.

Гоголь Н.В. "Вечера на хуторе близ Диканьки"
Гоголь Н.В. "Вечера на хуторе близ Диканьки"

Буханец, он же буханка, он же боханка, он же коврига или штука хлеба. Это пшеничный хлеб. Учитывая, что хлеб из белой муки пекли по большим праздникам, пожелание было отличное! Однако у Маркевича Н. Мы находим данные о буханцах из ржаной и гречневой муки, подаваемые с разварной говядиной..

Маркевич Н. Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян, Киев, 1860г (Источник Кулинарный ларец)
Маркевич Н. Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян, Киев, 1860г (Источник Кулинарный ларец)

Маковники же, это пироги с маком пли пряники из толченого мака с медом. Скорее всего имел ввиду автор медовый шулык, который делается ровно как корж, но с медом.

И рассказывал дед историю, маленькому тогда еще Фоме, про стародавние времена, когда и хутора то не было, а чудо всякое случалось. И ходил тогда человек то ли, то ли бес в его обличье, Басаврюком кликали. Гулять любил, водка как вода лилась.

Гоголь Н.В. "Вечера на хуторе близ Диканьки"
Гоголь Н.В. "Вечера на хуторе близ Диканьки"

Той же водкой Петруха горе свое залить пытался, правда классностью пониже, сивуху пил. Сивуха и водка напитки с высокой спиртуозностью, только сивуха мало того что не крепкая, так еще и плохо очищенная хлебная водка.

Помните в чем история-то? Ромео и Джульетта малороссийского разливу. Она богатая красавица, он безродный парень, как сокол нищий. Батька ее против них, жениха богатого нашел девушке-то. А они с глупости убиться решили. Но этот самый дурной человек повел Петруся золото искать в Иванов день, да не простой ценой, а ценой жизни шестилетнего ребенка, брата девушки. Короче добыл Петрусь золото, моральные принципы были побеждены желанием обладать и женился на Пидорке.

И вот на свадьбу шишек напекли, «коровай» разрезали да бочку горилки выкатили (опять пьют!).

Гоголь Н.В. "Вечера на хуторе близ Диканьки"
Гоголь Н.В. "Вечера на хуторе близ Диканьки"

Шишки как вы понимаете не сосновые да еловые. Это особый вид обрядовой выпечки, ее выпекают для свадебного обряда. И молодожены раздают шишки гостям в обмен на подарки, считается, чем больше они раздадут таких вот шишек, тем меньше набьют своих в семейной жизни. Ну а каравай, сами понимаете, что такое - круглый белый хлеб.

Ну а горилка, очередной крепкий напиток. название заимствовано, естественно, из украинского языка, где образовано от глагола zopimuгореть . Название было дано в связи с тем, что напиток настаивается на перце и пьющий испытывает довольно сильное жжение.

Но скажу я Вам, что счастья у них не вышло, в семейной то жизни. Умом помутился Петруся. Если интересно почитайте, Еды в этой части было мало, пили больше, чем ели.


МАЙСКАЯ НОЧЬ, ИЛИ УТОПЛЕННИЦА


На самом деле в этой части тоже не много чего написано о еде.

Зато есть любопытный способ употребления галушек. Горячие галушки вздевали на деревянные спички. Что такое эти спички? Были они как зубочистки, или подлиннее? Интересно же! Одно скажу это точно не серные спички.

Гоголь Н.В. "Вечера на хуторе близ Диканьки"
Гоголь Н.В. "Вечера на хуторе близ Диканьки"
По сути это приспособление для еды. По виду просто заостренная длинная палочка-лучинка, типа шпажки, ориентирована на самые бедные слои населения у которых и ложек-то было не достаточно. Длиной спичка была сантиметров 20, и использовалась вместо вилки. Делалась такая спичка, а по-украински «шпичка», или непосредственно перед едой, тогда изготавливали из подручного материала, или были спички из хорошего прочного дерева, для многоразового использования.


ПРОПАВШАЯ ГРАМОТА

Грамоту вез один человек, да с трудом через всех чертей пекла довез. Там как понимаете снова горилка, водка да сивуха виноваты.

А вот на ярмарке, через которую он ехал, стол «запах горячих сластен». Что за сластены такие? Так-то пышки по нашему.

Гоголь Н.В. "Вечера на хуторе близ Диканьки"
Гоголь Н.В. "Вечера на хуторе близ Диканьки"

Вот рецепт. Можете посмотреть и сравнить.

Маркевич Н. Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян, Киев, 1860г (Источник Кулинарный ларец)
Маркевич Н. Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян, Киев, 1860г (Источник Кулинарный ларец)

В пекле козак, у ведьм на застолье, пытался поесть следующие яства. Но как помним, у него с эти мне сложилось, а рецепты их приготовления мы посмотрим конечно!

Гоголь Н.В. "Вечера на хуторе близ Диканьки"
Гоголь Н.В. "Вечера на хуторе близ Диканьки"

Не знаю уж какие там были колбасы, но можно было отведать из мяса, печеночную или кровяную колбасу. Лук, думается мне прибавляли в капусту шаткованую а по нашему квашеную, а вот свинина такое широкое толкование! Что даже не знаю какой мог быть вариант.

Не богато скажем так в пекле то кормили, зато сладкого было много.

Маркевич Н. Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян, Киев, 1860г (Источник Кулинарный ларец)
Маркевич Н. Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян, Киев, 1860г (Источник Кулинарный ларец)

Все рассказы из цикла по списку в этом посте. Спасибо за внимание!