Найти тему
Жорик – историк

Война и водка. История наркомовских 100 граммов

Оглавление

Мифы о войне — штука устойчивая. Одно время бытовало мнение, что весомую помощь Красной Армии оказали осенние и зимние холода 1941 года, которые существенно замедлили гитлеровское наступление под Москвой. Западные историки даже придумали имя — "генерал Мороз".

Много разговоров было и о знаменитых "наркомовских 100 граммах", как о непреложном факторе Победы. Само по себе это мифом не является — водку действительно массово выдавали в течение всей войны, начав это делать еще в советско-финляндскую. Но действительно ли алкоголь так помогал в наступлении, снимая стресс, притупляя чувство опасности, обезболивая? Или это просто легенда, придуманная уже в послевоенное время?

Алкоголь на войне/ © Public domain
Алкоголь на войне/ © Public domain

"К чарке!"

Традиции поить армию алкоголем не одна сотня лет. Можно вспомнить древнерусских воинов и обычай пить "стременную" перед походом. Но более определенные сведения касаются петровских времен. Именно тогда была введена обязательная выдача солдатам "хлебного вина" (так в то время называли водку). Причем, делали это не только в военное, но и в мирное время.

Началось все со флота. Нижние чины в плавании обязательно получали ежедневную чарку (1/100 часть ведра – 0,123 литра – 120 граммов) хлебного вина. Делалось это не абы как, а в два приема (перед обедом и перед ужином) и обставлялось с определенной торжественностью. Боцман давал сигнал дудкой — "к вину". Баталер выносил чан с водкой и по списку выкликивал фамилии матросов. Закусывать чарку не полагалось, но от нее можно было отказаться. Непьющие получали денежную компенсацию — 2 рубля 40 копеек в месяц.

Наливать в армии и на флоте стали еще с XVII века/ ©Public domain
Наливать в армии и на флоте стали еще с XVII века/ ©Public domain

Позже обычай спустился и на берег. Свисток боцмана заменила команда "К чарке!" Вот только выдавали эту чарку реже: три раза в неделю строевым и два раза нестроевым. Продолжалось так вплоть до конца русско-японской войны. Одной из причин ее проигрыша называлось неуемное употребление алкоголя в армии, а в особенности на флоте. Существовало даже устойчивое мнение, что Порт-Артур в 1905 году не сдали, а "пропили".

Как бы то ни было, а с 1908 года военное ведомство России приняло решение о прекращении выдачи алкоголя в войсках и на флоте. Под запрет попала даже продажа крепких напитков в солдатских буфетах, а во время ведения боевых действий — в магазинах, кабаках и лавках на линии фронта.

Просьба Ворошилова

"Трезвая пауза" в истории России продержалась аж три десятка лет. Вспомнили об алкоголе в 1940 году, когда Красная Армия увязла в карельских снегах во время советско-финляндской войны. Нарком обороны СССР Клим Ворошилов обратился к Сталину с просьбой разрешить выдавать бойцам и командирам ежедневно по 100 граммов водки и 50 граммов сала из-за сложных погодных условий. Иосиф Виссарионович просьбу удовлетворил, а сверх того распорядился танкистам норму удвоить, а летчикам водку заменить коньяком.

Вот тогда-то ежедневная "боевая" водка и получила имя наркомовской. А прилагавшаяся к ней закуска стала называться "ворошиловским пайком". После окончания Зимней войны всё снова вернулась к прежним "трезвым" нормам. О водке забыли, но лишь на время.

Нормы выдачи алкоголя на фронте постоянно менялись/ © Public domain
Нормы выдачи алкоголя на фронте постоянно менялись/ © Public domain

Выдавать ее в войсках начали с самого начала вторжения фашистской Германии, хотя указ об этом был подписан Сталиным задним числом — в конце августа 1941 года. По нему 100 граммов алкоголя полагались абсолютно всем красноармейцам и командирам на первой линии обороны. Указ касался и летчиков, а также инженерно-технического состава аэродромов.

Мнение "за"

После выхода постановления ГКО на фронт потекли реки водки. Однако ликеро-водочные заводы с задачей не справлялись, поэтому заместитель наркома обороны генерал-лейтенант интендантской службы Андрей Хрулёв распорядился гнать на фронт разбавленный спирт. Это делали на местах, а на передовую он прибывал в цистернах уже 40-градусной крепости. Оттуда его переливали в бочки или молочные бидоны и развозили по частям.

Нет и не может быть никаких свидетельств того, что алкоголь как-то помогал воевать. Есть лишь воспоминания фронтовиков, причем, как положительные, так и отрицательные. Например, старший лейтенант Федор Ильченко, арестовавший в Сталинграде фельдмаршала Паулюса, вспоминал:

Без спиртного невозможно было победить… мороз. Фронтовые 100 грамм стали дороже снарядов и спасали солдат от обморожения, так как многие ночи они проводили в чистом поле на голой земле…
Советские офицеры после боя угощаются трофейными немецкими продуктами и напитками. Фотография сделана во время операции по окончательному снятию блокады Ленинграда
Советские офицеры после боя угощаются трофейными немецкими продуктами и напитками. Фотография сделана во время операции по окончательному снятию блокады Ленинграда

Именно климатические условия многие исследователи и называют основной причиной выдачи алкоголя. Промозглая осень и зимние холода так доставали сидящих в окопах бойцов, что согрев водкой считался универсальным средством. Косвенно в пользу этого говорит и многократно менявшиеся во время войны нормы выдачи. Так, в зимний сезон алкоголь получало большее количество военнослужащих, а к концу войны, когда боевые действия переместились в относительно мягкий европейский климат, генерал Хрулёв предложил Сталину сократить "зимний период" с целью экономии водки.

Мнение "против"

Мысль, что ежедневное употребление алкоголя способствует привыканию, никому и в голову не приходила. Да и о какой привязанности можно вести речь, если стресс был таким, что водка просто не действовала. К тому же на войне люди гибли быстрее, чем это самое привыкание появлялось.

Впрочем, дело было не только в привязанности. Некоторые фронтовики в своих воспоминаниях негативно относились к алкоголю на войне. Объяснение тут простое — водка притупляет чувство опасности, поэтому человек перестает адекватно оценивать ситуацию. Вот, например, что вспоминал рядовой Александр Гринько:

Я воевал с 1942 года. Помню, водка выдавалась только перед атакой. Старшина шёл по траншее с кружкой, и кто хотел, наливал себе. Выпивали в первую очередь молодые. И потом лезли прямо под пули и погибали. Те, кто выживал после нескольких боев, относились к водке с большой осторожностью.

Подтверждает его слова и режиссер Петр Тодоровский, который в войну командовал взводом:

Конечно, перед боем ходили и раздавали бойцам водочку. Для храбрости, как полагается. На передовой появлялся бак со спиртом, и кому – сто грамм, кому – сто пятьдесят. Те бойцы, кто постарше, не пили. Молодые и необстрелянные пили. Они-то в первую очередь и погибали. «Старики» знали, что от водки добра ждать не приходится.
Режиссер Петр Тодоровский/ © Public domain
Режиссер Петр Тодоровский/ © Public domain

Алкоголь под контролем

Стоит отметить, что никакого повального спаивания не было и в помине. Советское командование, как и царские офицеры, не верило в успех "пьяной армии". Поэтому нормы выдачи спиртного в течение войны неоднократно ужесточались и за ними существовал строгий контроль.

Известно, что Сталин несколько раз лично правил тексты указов, меняя формулировки. Например, уже летом 1942 года водка стала полагаться только тем частям и соединениям, которые вели наступательные операции. А всем остальным алкоголь разрешался лишь на главные советские праздники — 1 мая, 7 ноября, 23 февраля и Новый Год. Непонятным образом в этот перечень попал еще и день физкультурника (19 июля). А вот международный юношеский день (6 сентября) Сталин из списка вычеркнул, внеся вместо него день полкового праздника (формирование части).

Выдачу алкоголя в армии прекратили в 1945 году после победы/ © РИА Новости
Выдачу алкоголя в армии прекратили в 1945 году после победы/ © РИА Новости

Перед Сталинградом нормы вновь стали либеральными — водка полагалась всем передовым частям и соединениям. А уже с мая 1943 года выдача опять ужесточилась. Водочная история закончилась в 1945 году с победой Советского Союза над фашистской Германией и милитаристской Японией. Алкогольные нормы остались лишь на подводном флоте — во время боевых походов морякам выдавалось (и продолжает выдаваться) по 100 граммов красного сухого вина в день.

Знаменитые "наркомовские 100 граммов" не стоит винить в повальном пьянстве русского народа, как это делают некоторые публицисты. Но и героизировать их и делать фактором нашей победы тоже опрометчиво. Алкоголь на войне — обыденная необходимость, снимающая стресс, но никак не "архитектор" удачного боя.

Кстати, и алкоголизм русского народа — это тоже очередной миф. Достаточно вспомнить хотя бы "трезвые бунты" в царской России. Но речь в следующей статье идет не о них, а о широте и многозначности русских питейных традиций. А в них есть много интересного 👇:

(При написании статьи была использована информация с сайтов: topwar.ru; 1941-45.rugo.ru; army.armor.ru; aif.ru)