Август — месяц подготовки к началу учебного года. Готовятся не только ученики, но и сами образовательные учреждения, которые в своей повседневной деятельности уделяют внимание проблемам охраны здоровья и жизни учащихся, техники безопасности, профилактике травматизма и созданию безопасных условий труда и учебы.
Поскольку согласно санитарным правилам СП 2.4.3648-20, проведение всех видов ремонтных работ в присутствии детей не допускается, каникулы, особенно летние, предваряющие начало нового учебного года — наиболее подходящее время для обновления оснащения школ всеми необходимыми средствами, к которым относятся в том числе средства безопасности и охраны труда.
Важная особенность охраны труда в школе заключается в том, что приоритет в вопросе сохранения жизни и здоровья касается не только персонала в рамках профессиональной деятельности, но и учащихся при прохождении учебного процесса. Ее целью является создание безопасной и комфортной образовательной среды.
Поэтому одна из основных задач охраны труда в школах и в других учебных заведениях — предотвращение несчастных случаев, травм и заболеваний, связанных с прохождением учебной программы. Для этого проводятся регулярные проверки состояния помещений, оборудования и инфраструктуры зданий, а также оценивается риск возникновения опасных ситуаций.
Образовательные учреждения принимаются органами управления образованием с выдачей актов-разрешений на проведение занятий в мастерских, кабинетах химии, физики, информатики, спортивных залах.
Однако органы управления отмечают, что некоторые школы в части создания безопасных условий жизнедеятельности обучающихся не полностью соответствует современным требованиям.
В рамках подготовки школы к началу учебного года оцениваются риски угрозы безопасности и здоровью людей, которые могут возникнуть в течение учебного дня, во время проведения дополнительных занятий и мероприятий, а также на протяжении всего рабочего дня персонала, то есть в любой момент времени нахождения на объекте учеников, работников и посетителей. Важно распределить ресурсы по приоритетам в соответствии с оценкой риска. Выводы об оценке должны быть простыми и сосредоточенными на средствах контроля и профилактики.
Факторы, включенные в оценку риска, могут различаться в разных учебных заведениях, хотя многие из них будут присутствовать в большинстве из них.
Охрана труда в школах включает следующие аспекты:
1. Обучение персонала. Все сотрудники школы должны проходить обучение по охране труда, чтобы они могли распознавать потенциальные опасности и знать, как предотвратить несчастные случаи. Это включает в себя знание правил эвакуации, оказания первой помощи и т.д.
2. Правильное использование оборудования. Школы должны обеспечивать безопасность и исправность всех используемых оборудования и инструментов. Учителя и персонал должны быть обучены правильному использованию и обслуживанию этого оборудования.
3. Пожарная безопасность. Школы должны иметь план эвакуации и проводить пожарные учения, чтобы все сотрудники и учащиеся знали, как действовать в случае пожара и других чрезвычайных ситуаций, требующих немедленной эвакуации. Также необходимо регулярно проверять работоспособность пожарной сигнализации и противопожарного оборудования.
4. Безопасность на учебных занятиях, связанных с различного рода рисками. Школы должны обеспечивать безопасные условия для занятий. Учащимся должны быть доступны инструкции по безопасности и правила поведения во время занятий.
5. Оснащение школ и других учебных заведений всем необходимым оборудованием и средствами, обеспечивающих безопасность проведения учебного процесса.
Мы подготовили актуальные предложения, чтобы помочь школам и других образовательным организациям в контроле рисков, связанных с прохождением учебного процесса.
Знаки безопасности рекомендуются к размещению в целях предотвращения несчастных случаев и возникновения заболеваний, снижения травматизма, устранения опасности для жизни, вреда для здоровья людей, опасности возникновения пожаров и аварий.
Оснащение дорожными знаками уменьшит риск возникновения аварийных ситуаций во дворе учебного учреждения, а также на прилегающей территории.
Искусственная дорожная неровность (ИДН) используется для ограничения скорости автомобилей с целью повышения безопасности людей. Установить ее можно непосредственно при въезде на территорию школы, колледжа или вуза.
Фотолюминесцентная эвакуационная система (ФЭС)
Следует учесть, что не во всех образовательных учреждениях обеспечено естественное освещение на всем пути к эвакуационному выходу, к тому же продолжительность учебного дня чаще всего превышает световой день. А в случае возможного отключения электроэнергии во время пожара или другой чрезвычайной ситуации, существует также риск отключения аварийного освещения. В таких условиях эвакуационный путь к выходу может оказаться в полной темноте, что значительно затруднит и замедлит процесс эвакуации, а также повысит риск получения травм.
Для обеспечения максимально быстрой эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре и других чрезвычайных ситуациях, даже в условиях полной темноты, используется фотолюминесцентная эвакуационная система (ФЭС). Эта система состоит из фотолюминесцентных элементов, которые способны накапливать свет и светиться в темноте.
Различные типы фотолюминесцентных элементов относятся к напольной, настенной разметке и окантовке дверей, а также включают светящиеся в темноте знаки безопасности, планы эвакуации и направляющие линии. Их цель — указать путь к эвакуационному выходу, обозначить препятствия, а также отметить места нахождения средств противопожарной защиты и оказания первой помощи.
Каждая эвакуационная система индивидуальна, может состоять из множества различных элементов ФЭС, их конструктивное исполнение и количество определяется исходя из особенностей конкретного объекта.
Аварийные души и фонтаны для экстренного смывания опасных химических веществ
В большинстве школ, колледжей и вузов в процессе обучения используются опасные материалы и вещества. Ученики и сотрудники могут подвергаться воздействию химикатов в лабораториях, кабинетах и складских помещениях. Также существует риск возгорания одежды во время использования спиртовок в лабораториях и кабинетах химии.
При получении характерных травм необходимо оказать пострадавшему первую помощь. Согласно инструкции по оказанию первой помощи в кабинете химии при попадании на кожу растворов кислот и щелочей их необходимо смыть широкой струей прохладной воды или душем. При попадании на слизистые оболочки глаз опасных химических веществ используется аварийный фонтан. При попадании реактивов на одежду и тело используется аварийный душ.
Также рекомендуется применение аварийных душей при возгорании одежды.
Безопасность каждого участка объекта образовательного учреждения нужно рассматривать в комплексе.
Например, при размещении аварийного душа также необходимо обеспечить свободный проход к нему, для этого можно разместить на пути знак, запрещающий загромождать проходы. А также необходимо обучить учеников и сотрудников использованию аварийного душевого оборудования, для этой цели можно в непосредственной близости разместить обучающий плакат.
Подробнее тему оснащения школ аварийными душами и фонтанами мы раскроем в следующей статье. Следите за публикациями на нашем канале.
Отдел маркетинга ООО «Светознак»
svet@svetoznak.ru
svetoznak.ru