Исторические корни
Изначально розовый цвет не был отождествлен с конкретным полом. В Древней Греции розовый цвет использовался для украшения одежды и интерьеров, но не был связан ни с мужским, ни с женским полом. В средневековой Европе розовый цвет был распространен в скульптуре и живописи, но его ассоциация с определенным полом не была еще сформирована.
Изменения начались в XVIII веке в Европе, когда в моде начали появляться одежды для детей, а также принципиально начали делить мужскую и женскую одежду. На самом деле, до конца XIX века красный цвет был наиболее востребованным и популярным для детей, и его использование для подчеркивания женской идентификации еще не было распространено.
Однако в середине XIX века ситуация начала меняться. В 1858 году французская императрица Евгения де Монтихо, жена Наполеона III, родила сына, и как следствие, цвет голубой стал связываться с мальчиками. В то время голубой цвет был связан с образом Богородицы и использовался в церковной живописи, что давало ему особое значение и уважение у людей. В связи с этим, императрица решила надеть голубые наряды для своего новорожденного сына на фотографирование. Фотографии с маленьким князем в голубых одеждах были в большом числе опубликованы в газетах и журналах, что способствовало распространению связи между голубым цветом и мальчиками.
Этот стереотип сохраняется до сегодняшнего дня. В то время как розовый цвет стал ассоциироваться со стереотипической женской личностью, слабой и податливой, отличающейся нежностью и заботой о людях.
Факторы социокультурной среды
Некоторые исследования показали, что ассоциация розового цвета с женщинами могла возникнуть из социокультурной среды. К примеру, нескольких десятилетий назад розовый цвет стал популярен в коллекциях модных дизайнеров для получения женского образа. И затем начал активно использоваться в женской одежде и украшениях.
Также следует учитывать, что социокультурные стереотипы прошлого, направленные на подавление женской личности, также могли повлиять на ассоциации, связанные с розовым цветом. Веками женщины были вторичными членами общества, они не имели возможности проявлять себя в полной мере, их обязанности ограничивались заботой о домашнем хозяйстве и детях. Розовый цвет, с его ассоциацией с нежностью и заботой, мог стать символом этой подчиненной роли женщин. Вместо силы, решительности и независимости, черты, которые намного более соответствуют женщинам, как полу, они получили шило и нитки. Это в свою очередь может объяснить, почему розовый цвет в такой степени ассоциируется с женщинами до настоящего времени.
Психологические факторы
Считается, что восприятие цвета может иметь глубокие психологические корни. Некоторые специалисты утверждают, что розовый цвет, который ассоциируется с мягкими, теплыми и уютными чувствами, может создавать эмоциональную связь с женскими качествами. За последние несколько десятилетий, в связи с нарастающим признанием равенства и развития женских прав, ранее негативные ассоциации сочетания розового цвета и женщин исчезли, и сейчас он воспринимается как универсальный.
Также существует теория, что предпочтение розового цвета на основании пола может быть связано с биологической природой людей. Некоторые исследования указывают на то, что мужчины и женщины различно воспринимают цвет, и что женщины более чувствительны к оттенкам розового цвета, чем мужчины.