Окончание. Предыдущая часть здесь⤵️
"Пол -- это диагноз"
Фрейд говорил во время работы над своей теорией, что сам является своим "главным пациентом". У него была прекрасная возможность изучать на личном опыте не только либидо, но и Эдипов комплекс.
Его красавица мать вышла замуж за вдовца со взрослыми сыновьями. Сын старшего брата был ровесником и лучшим другом детства Зигмунда.
Фрейд обожал свою обаятельную, женственную мать, ревновал к пожилому и, по его мнению, недостойному ее отцу -- робкому, покладистому, без амбиций и честолюбия.
Семья Фрейдов и в Вену из Моравии переехала потому, что глава семейства, мелкооптовый торговец тканями, разорился, причем не в первый и не в последний раз.
А Зигмунд мечтал о грозном, властном и сильном, как Бог, патриархальном папе, который мог бы защитить бедного, скверно говорящего по-немецки еврейского мальчика от всех трудностей и оскорблений. Но поскольку такого всемогущего папы под рукой не оказалось, пришлось выкарабкиваться самому.
Фрейд сдал школьный экзамен на аттестат зрелости "на отлично", причем все преподаватели дружно отметили его прекрасный, богатый и правильный немецкий язык. Он поступил в университет на медицинский факультет и долго искал себе подходящего "папу" в лице преподавателей и наставников, затем -- крупных ученых. Только с годами пришло понимание, что сильный отец был бы для него вовсе не опорой в жизни, а всеподавляющим авторитетом, и он не сумел бы достичь и половины тех высот, которые открылись ему как сыну неудачливого мелкого торговца.
Кстати, из долгожданного и столь лелеемого в мечтах брака с Мартой ничего толкового не вышло.
Богатая Марта выходила замуж по романтической любви за бедного и достойного молодого человека. По всем канонам жанра он, завоевав право на любовь, должен был посвятить жизнь ей и семье, а не лезть куда-то в непристойные глубины психики, превращаясь в посмешище для научной элиты Вены.
Никто не требовал от Марты высот интеллекта -- для семейной гармонии более чем достаточно простой женской мудрости:
"Это сделано прекрасно, дорогой, потому что это сделано тобой, и я горжусь всем, что тобою сделано".
Разочарованный Фрейд с горечью писал в своих статьях: "Пол -- это судьба". У него была хозяйка дома и достойная мать шестерых детей, но не было подруги.
Ходили слухи, что он искал понимание и поддержку у младшей сестры жены, помогавшей ему в работе. Они так и остались слухами: в отличие от некоторых других знаменитых психоаналитиков, Фрейд не побоялся сделать достоянием публики свой внутренний мир и даже сновидения, но -- не личную жизнь.
И все-таки ему здорово повезло -- младшая и любимая дочь Анна не только продолжила его дело, но и стала основоположником детского психоанализа.
Папа работал в основном со взрослыми и посылал к ней нуждавшихся в лечении детей своих пациентов.
Поезда без меня не уходят
Жизнь Фрейда -- наглядный пример того, что может сделать со своими комплексами и проблемами умный человек, а также -- свидетельство пользы психоанализа.
Каких только комплексов Фрейд в себе не преодолел -- от недоверия к собственному разуму до панического ужаса опоздать. Он являлся на вокзал за два часа до прихода поезда, чтобы поезд случайно не ушел без него, и годами смиренно выслушивал высокомерные проповеди неудачливого ничтожества, физиолога Флисса, ни во что старшего друга не ставившего. Он и сам в начале карьеры был о себе не слишком высокого мнения.
Отправившись в Италию на отдых в 1897 году, он не сумел уехать дальше городка Перуджи, так как именно здесь полководец Ганнибал одержал знаменитую победу над римлянами и затем пятнадцать лет хозяйничал в Италии. А у него, у Фрейда, нет никаких сил сражаться. Он же не Ганнибал! Надо быстро убегать, спрятаться от поражения. Вот он и вернулся домой. Правда, потом он так на себя разозлился, что полностью ушел в глубины самоанализа и в этом же году открыл Эдипов комплекс.
Через пять лет он получает звание "экстраординарного профессора" за работы по психоанализу, путешествует с друзьями по всей Италии, приезжая на вокзал за пару минут до отправления поезда -- "времени, чтобы занять места, хватает".
Он прошел немногим доступный путь от "я опоздаю и останусь в одиночестве" до "поезд без меня не уйдет" и прожил достаточно долго, чтобы насладиться плодами своей абсолютной победы над научным миром.
Будучи рьяным курильщиком, он заболел раком гортани и тем не менее еще пятнадцать лет дымил вовсю, время от времени повторяя курсы лечения, пока в возрасте 83 лет не был вынужден покинуть любимую Австрию и переехать в Лондон. Наступил мрачный 1939 год, Вену заняли немцы, и, похоже, мудрый старец просто решил -- хватит с него войны и всей славы мира, пора уходить...
Было интересно? Подпишись на наш канал и читай:
Галина Зайцева (c) "Лилит"