Найти в Дзене
In love with antique

Императорские пасхальные яйца работы фирмы Фаберже: арт-дилеры и главные коллекционеры после 1917 года. Часть 1

Осмотр драгоценностей российской императорской фамилии сотрудниками иностранных посольств и их женами в помещении Гохрана в Настасьинском переулке. Перед ними на столе как минимум 10 пасхальных яиц Фаберже. Фото с сайта russianphoto.ru
Осмотр драгоценностей российской императорской фамилии сотрудниками иностранных посольств и их женами в помещении Гохрана в Настасьинском переулке. Перед ними на столе как минимум 10 пасхальных яиц Фаберже. Фото с сайта russianphoto.ru

Карл Фаберже был, безусловно, гениальным ювелиром, но в тот период в Российской империи он все же был лишь одним из придворных ювелиров. И говоря о нем, нельзя забывать, что его эпоха ознаменована и другими не менее выдающимися и столь же яркими именами как Болин, Хлебников, Сазиков и другие.

Тем не менее, имя Фаберже знакомо всем, на всех континентах, его знают даже те, кто далек от искусства. Секрет этой популярности очень прост - именно Фаберже делал пасхальные яйца для императорской семьи и некоторых аристократических фамилий.

После революции 1917 года, пасхальные яйца работы фирмы Фаберже, принадлежащие императорской семье, начали свое самостоятельное путешествие по миру. Судьба каждого решалась отдельно, они оценивались по разным критериям, отдельно продавались, были вывезены из СССР разными людьми и в разное время, и, в последующем, попали к разным владельцам. Многие продавались свыше 10 раз за период с 1930 по 2020 годы, а некоторые поменяли лишь одного владельца. Многие из них сейчас выставлены в музеях России или США, а судьба некоторых неизвестна: утрачены они или просто тихо находятся в частных коллекциях.

Итак, после революции большая часть императорских пасхальных яиц Фаберже оказалась в ящиках вместе со всеми остальными драгоценностями императорского дома. Распаковка и опись содержимого каждого ящика происходила в Оружейной палате Московского Кремля в феврале 1922 года. Судьба каждого предмета решалась комиссией. Пасхальные яйца передавались в контору «Антиквариат» по условной оценочной стоимости, но цена реализации всегда была в несколько раз ниже.

Из всех арт-дилеров того времени, хотелось бы выделить Арманда Хаммера и Эмануэля Сноумена, как двух главных посредников по продаже императорских драгоценностей между Советским Союзом и западными коллекционерами.

Арманд Хаммер. Фото из открытых интернет источников
Арманд Хаммер. Фото из открытых интернет источников

Кто такой Арманд Хаммер и какую роль он сыграл в судьбе России можно рассказывать очень долго. Он явился одним из основных арт-дилеров по реализации императорских ценностей американским коллекционерам. Предположительно Хаммером было вывезено 12 императорских пасхальных яиц. Как промо к продаже императорских ценностей, в том числе пасхальных яиц, Хаммер пишет книгу «The quest of the Romanoff treasure» («В поисках сокровищ Романовых»), где подробно описывает свое 10-летнее путешествие в Россию. Книга впервые издается в 1932 году и переиздается в 1934 и 1936 гг.

Арманд Хаммер - очень противоречивая фигура и мнения историков о нем различаются. В 1988 году выходят его мемуары "Мой век 20-й: пути и встречи". И это был правда его век! Это человек, знакомый и поддерживающий общение со всеми лидерами СССР и США. Человек, занимающийся различными видами бизнеса: от продажи антиквариата до разведения быков, разработки нефтяных месторождений и не совсем законной продажи алкоголя. Он относился к бизнесу - как к игре. Заканчивалось одно дело - и начиналось другое. Человек, который испытал на себе, что такое удача: когда оказываешься в точно нужном месте в нужное время, успеваешь на последней минуте или когда волею судьбы оказываешься первым. Какими бы ни были истинные мотивы его действий, жизненный путь этого человека определенно интереснее любого приключенческого романа.

Следующий арт дилер - Эмануэль Сноуман, владелец лондонской антикварной галереи Wartski. Предположительно им было вывезено 11 пасхальных императорских яиц работы фирмы Фаберже. Именно он продает 3 императорских пасхальных яйца британской королевской семье.

Говоря о Wartski, стоит сразу упомянуть Мишеля Нормана. Это один из успешных бизнесменов, управляющий компанией по производству жемчуга с офисами в Австралии и Франции. Он покупает и вывозит предположительно 3 пасхальных яйца Фаберже. Данные исследователей разнятся и одни и те же пасхальные яйца приписывают обоим дилерам. Но Мишель Норман сотрудничал с галереей Wartski, и именно через Wartski эти пасхальные яйца находят своего покупателя.

Александр Александрович Половцов. Фото из открытых интернет источников
Александр Александрович Половцов. Фото из открытых интернет источников

Еще одним арт-дилером выступил Александр Александрович Половцов, предположительно он вывез 2 императорских яйца из России. Старший сын преуспевающего государственного чиновника Александра Половцова, при царской России он был дипломатом, заместителем министра иностранных дел и большим любителем искусства. После Первой мировой войны подал в отставку. Также после революции и ареста царской семьи Половцов был своеобразным «хранителем» имущества королевских дворцов. В ноябре 1917 года был назначен комиссаром Павловского дворца по художественной части. А в конце 1918 году эмигрировал из Санкт-Петербурга в Финляндию перейдя границу пешком. При нем в тот момент было 2 пасхальных яйца Фаберже ("Гатчинский дворец", "Трофей любви"). Далее из Финляндии он едет во Францию, где открывает свой антикварный магазин. В 1919 году в Париже издает книгу "Les tresors d’art en Russie sous le regime bolcheviste" ("Сокровища России в руках большевиков"). Половцовым во Франции было продано 3 яйца, 3-е ("Яйцо с решеткой и розами") попало к нему уже во Франции. 2 из них приобрел американский бизнесмен Генри Уолтерс, сейчас они находятся в Художественном музее Уолтерса в США, а "Трофей любви" переходит из одной частной коллекции в другую.

Продать пасхальные яйца Уолтерсу Половцов смог только после 1930 года, после того как несколько судебных исков бывших владельцев ценностей, которые попали к новым хозяевам, были проиграны и сделки по реализации драгоценностей можно было считать легитимными.

Продолжение Часть 2