Найти в Дзене
Петр Кузнецов

Как Кэмерон Титаник снимал

Прочитал книгу посвященную созданию фильма Титаник Джеймсом Кэмероном. Потрясающе интересное чтение! Приведу некоторые запомнившиеся факты:

Режиссер, изучив обстоятельства крушения заявил — капитан совершил ошибку! Он мог бы спасти пассажиров просто высадив их на айсберг.

-2

Крушение Титаника было практически невозможным совпадением множества факторов. Потопить корабль можно было только таким способом, и никаким другим. Даже прямое лобовое столкновение с айсбергом не утопило бы корабль. Никакой шторм не мог нанести ему ущерба. Это невероятно, но необходимо было врезаться именно под таким углом, чтобы повредить 5 переборок. Даже 4 поврежденные переборки сохраняли бы корабль на плаву. Экипаж по стечению обстоятельств не имел биноклей, а в ночь крушения Титаника на небе не было Луны, что существенным образом снизило визуальную видимость перед кораблем. Был полный штиль — у айсберга отсутствовали «барашки» у поверхности воды по которым его можно было бы обнаружить заранее. Это был редкий «черный» айсберг, перевернувшийся в процессе таяния, заметить который было очень сложно.

-3

Во время подводных съемок режиссер едва не погиб. Он лично проводил подводные съемки Титаника на глубине в три километра. Подводное течение ударило батискаф о корпус корабля что чуть не привело к взрыву съемочной камеры. В последнюю секунду ее удалось убрать с точки столкновения. В случае взрыва камеры экипаж батискафа гарантированно погиб бы. Далее, из-за активных подводных маневров, разрядился аккумулятор и команда с большим трудом смогла подняться на поверхность океана.

По замыслю Кэмерона прообразами главных персонажей были Одри Хепберн и Джек Лондон. Но история распорядилась иначе. Ни Кейт Уинслет, ни ДиКаприо совершенно на них не похожи. Кстати, кинокомпания настаивала на Томе Крузе в главной роли но в итоге на него не хватило бюджета.

Утопить центральную лестницу можно было только один раз. Построенная из реального дуба как и оригинал, она полностью разрушалась под действием внезапных потоков нескольких тонн воды. Сцену снимали с 8 камер одновременно и она удалась.

Кэмерон построил полноразмерный макет корабля который был короче оригинала на 30 метров. А лодки были на 10% меньше. Этого не заметили даже эксперты по Титанику.

Большое количество времени пришлось потратить на переделку трехмерных чаек. Режиссер отметил, что атлантические чайки имеют размах крыльев 120 см, в то время как команда трехмерщиков нарисовала обычных небольших птиц.

-4

ДиКаприо был уверен, что его персонаж непременно должен обладать каким-то дефектом или изъяном. Заикаться, хромать, иметь горб или что-то в этом духе. Несколько месяцев он убеждал режиссера, что так должно быть и только под угрозой увольнения из проекта актер отказался от своих идей.

Кэмерон наотрез отказался ставить в конце фильма песню. Его кумир — Дэвид Лин никогда не ставил песен в конце фильма. Он считал его вершиной работы с музыкой в кино и во всем подражал ему. Композитор Джеймс Хорнер лично поехал в Нью-Йорк, встретился с Селин Дион и уговорил ее записать песню. Дождавшись в течение четырех недель хорошего настроения и благополучной ситуации в производстве фильма он поставил диск с песней Кэмерону и только тогда тот согласился включить ее в итоговый монтаж. Это было рискованное предприятие, поскольку никто не мог тогда гарантировать что все усилия по записи трека не будут напрасными.

Хронометрах ленты получался очень внушительный, и чтобы хоть как-то сократить его, кинокомпания предлагала сотни вариантов правок — что и где можно удалить. Кэмерон наотрез отказывался что-либо править. Главным кандидатов на удалении была сцена плевков с палубы, но в итоге именно она вошла в топ 5 любимых сцен по опросам зрителей фильма.

Картина вышла из Бюджета в 110 млн и достигла цифры в 200 млн. что делало ее самой дорогостоящей картиной в истории кино. Кинокомпания 20th Century Fox была абсолютно уверена в провале и заранее подсчитывала убытки. Кэмерон отказался от своего гонорара в 10% от сборов чтобы хоть как-то покрыть предстоящие по мнению руководства компании убытки. В итоге фильм собрал невероятные 2.2 млрд. Никто из сотен аналитиков в киноиндустрии не мог этого предполагать. Режиссеру выплатили премию (конфиденциально, предположительно в размере от 50 до 100 млн.)

Выйдя на экраны в октябре 1997, он транслировался несколько месяцев в прокате и неожиданно большие сборы получил на День Святого Валентина 1998.