Разбираюсь, кто такие ведьмы о их стереотипах, быте и досуге. Говорят любили плавать и бесконечно смотреть на огонь. А почему не говорят.
Вчера мел свою территорию метлой и задумался. Почему я не ведьма. Ведь один из атрибутов у меня есть, только классной шапки нет. Потом сел в свою девятку и слушал песню «Надежды Кадышевой - За мои зеленые глаза», за которые ее называют колдуньей.
Внезапно, флешбек откинул меня в прошлую жизнь. На дворе XV век. Я красивая девушка с изюминкой. Ветер развивает мои рыжие волосы, а на улице очень теплый вечер. Даже слишком. Мое тело привязано к бревну, а огонь тянется обнять покрепче. Что я тут делаю и как дошла до такой жизни? Давай разберемся.
Легкая историческая справка
В XIV веке не было интернетов, бесконечного нытья, политики и рэпа. Люди жили иначе. До 50-го года XIV века колдовство имело практическое назначение. С его помощью люди управляли, как им казалось, природой в своих интересах. Заклинания для защиты людей и урожая использовались повсеместно. Наказывали за такие вещи только в том случае, когда с помощью магии причиняли вред. В трактате «Молот Ведьм» такие преступления называются малефиция (от лат. maleficium — злодеяние или вред, связанный с колдовством). Потерпевший имел право на юридическую защиту, в случае, если подозревал, что на него снизошли чары колдуна. Примечательно, что судьи не слепо верили обвинением, а требовали доказательств вины преступника. Не смог доказать вины? Плати штраф и судебные издержки. Таким образом, избегали лживых обвинений. В те времена колдунов не сжигали и не топили. Колдовство не относилось ни к оппозиции, ни к религии, оно просто было и считалось частью культурного кода, проще говоря, народного фольклора.
«Молот ведьм» (лат.Mallēus Maleficārum)— трактат по демонологи и о надлежащих методах преследования ведьм. Полное латинское название Malleus Maleficarum, Maleficas, & earum hæresim, ut phramea potentissima conterens - перевод «Молот Ведьм, уничтожающий Ведьм и их ереси, подобно сильнейшему мечу»
Что пошло не так?
Как часто бывает в жизни, к дому волшебства подъехала всевластная карета религии и установила свои правила. На рубеже середины XIV века все изменилось. Христианство все так же положительно относилась к магии связанной с религией (различные священные чудеса), но отрицательно относилась к волшебству вне церкви. Приписывая этим действиям демонический характер, а субъектам увлекающимся этим хобби причастность к партнерству с сатаной. Тут к дому волшебства подъехала вторая всевластная карета в лице всем известной святой инквизиции.
Тяжесть преступлений связанных с колдовством достигло своего апогея в XV веке. Ведьм перестали судить по общепринятым законам, а любое обвинение считалось доказательством вины. Бонусом, к судебной системе добавили пытки. А что? А как без пыток? Без насилия как-то ненадежно. Считало правосудие.
Ведьм обвиняли во всем, что нафантазируют. Оргии с бесами, совокупление с демонами, перемещение на метлах и, конечно же, поедание детей. Люди верили и жаждали правосудия. Обвинителем мог выступить кто угодно.
Среди историков существует мнение, что зависть провоцировала женщины обвинять других женщин в колдовстве из-за их привлекательности. Если вы кошатница, то также был шанс получить путевку в слишком теплые края. Порой, поводом для обвинения выступали слухи об участии в шабаше с бесами в сопровождении злобных духов в обличье домашних животных.
Вечеринки с огнем устраивали повсеместно. В некоторых деревнях могло вовсе не остаться женского пола. Англия и Голландия в этом плане были более гуманны, как им казалось. Пытки не были узаконены, поэтому они тестировали ведьм водой. Связывали и кидали в реку. Не всплыла? Оправдана, расходимся. Всплыла? Победа. Ты ведьма. Пошли на виселицу. В случае если виновник не всплыл, с семьи снимались косые взгляды, и она вздыхала свободна, насколько это возможно после убийства родного человека. Ну а проблемы утопающих, дело рук самих утопающих.
Углубимся в научную сторону вопроса
В те времена многие женщины были знахарессами, а значит, шарили за растения и умели использовать прекрасные дары природы. Применяли в основном для лечения людей, за что и поплатились. Всем известно, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Ведь приготовление зелий сопровождалась различными заклинаниями и ритуалами, что и привлекало всеобщее внимание. Разные растения в зависимости от плодотворности почвы, погоды и других факторов содержат разное количество активных веществ. В связи с этим некоторые зелья не давали никакого эффекта, а некоторые могли привести к кончине средневекового пациента. А дальше все просто, вылечила? Спасибо, я пошел, на созвоне. Убила? Ведьма. Категоричное время.
Если вы застряли в поле с болью лечитесь этим:
В 1899 году фирма «Bayer» спасла нас от похмелья изобретя аспирин, активным веществом в нем выступает Салициловая кислота. Она содержится в корнях ивы и таволге. Сейчас ты дошел до аптеки и купил аспирин, а раньше надо было тащиться в лес и искать растения. От судорог – дикий сельдерей. Плющ от приступов астмы. Наперстянка, чтобы мотор не шалил. И так далее.
Самым популярным после кошек существом рядом с ведьмой является жаба. Слухи гласят, что они постоянно используют их для приготовления зелья и магий. В основном это просто слухи. Если речь о добродушных знахаркинях обвиненных в колдовстве, то жаб они не использовали. Плохие персонажи использовать могли. В тканях жаб распространённых в Евпропе присутствует активное вещество буфотоксин – сильнейший яд, провоцирующий сердечную недостаточность. Ведьмы были осведомлены о многих растениях и частях животных, способных творить так называемые чудеса.
А что там с метлами?
Тут две истории. Средневековье - начало новой, успешной, с точки зрения приговоров, системы правосудия. Именно тогда до судей дошло, что можно применять пытки, чтобы добраться до истины. Пытали изощренно и почти всегда слышали то, что хотели услышать. Так и с ведьмами. Под пытками они признавались в полетах на метле и участии в шабашах.
Но существовала отдельная категория дам, которые признавались в полетах еще до наступления пыток. От пыток это их все равно не избавляло, но они действительно верили в свои полеты.
А виной всему средневековый торч и кайфули. А точнее алкалоиды. Токсичные вещества, влияющие на физиологию человека. Ведьмы использовали в создании зелья такие растения как белладонна, белена и мандрагора. При употреблении внутрь, активные вещества этих растений чаще всего приводят к смерти. Поэтому ведьмы смешивали экстракт с жиром и втирали в кожу. А где происходит наиболее быстрое всасывание в кожу? Верно. Где она тоньше, а сосуды близко к поверхности. Отсюда существуют вагинальные и ректальные свечи. Только в средневековье их нет. Поэтому ведьмы натирали мазью метлу и располагались на ней верхом. И елозила по рукояти.
В итоге, домашняя ведьма никуда не летала, а все происходящее было отравлением организма алкалоидами сопровождающееся эйфорией, галлюцинациями, деперсонализацией (выход из своего тела) и разговорами с животными. Так как знания об изменении и расширении сознания в то время отсутствовали, субъект воспринимал все происходящее за реальность.
Поэтому некоторые ведьмы сознавались в своих магических способностях и были подвержены казням.
Злаковые культуры против ведьм
Существует еще один вид алкалоидов который сыграл значительную роль в охоте на ведьм.
Грибок спорыньи, поражающий злаковые культуры, подвел к огню множество колдунов и ведьм. Целые деревни подхватывали болезнь Священного огня (Эрготизм) и объясняли это происками ведьм, находящихся в заговоре с дьяволом. На самом деле поражение злаковых культур возникало из-за неправильного хранения урожая и дождливой погоды. В зависимости от серьезности отравления у больного начинаются конвульсии, галлюцинации, нарушение опорно-двигательного аппарата, рвота, онемение рук и ног и многое другое. Когда вся деревня болеет, а какие-то пожилые, нищие люди на краю села нет, возникает вопрос «Как так?». Логичным ответом была заколдованность местности, а не отсутствие возможности у человека приобрести муку. Так она еще и травы собирает, живет в затворничестве? Точно. Ведьма. Разжигай костер.
Есть мнение, что в одном из самых громких процессов против ведьм в Салеме в 1692 году виноваты алкалоиды.
Город расположен в болотистой местности, что указывает на шанс заражения урожая злаков. В январе 1692 года 9-летняя дочь и 11-летняя племянница местного пастора заразились неизвестной болезнью. А именно эрготизмом, отравившись хлебушком. Детишки жаловались на постоянные колющие боли, а при чтении проповеди закрывали уши. Врач решил, что это происки ведьм. После этого дети указывали на различных людей и те безоговорочно попадали под следствие. Дальнейший процесс и суд над более 200 человек указывает на явную массовую истерию и злобу местных жителей. В ходе следствия 19 человек было повешены и около 200 посажены в тюрьмы.
Эпоха Просвещения осветила разум людей и постепенно охота на ведьм пошла на спад. Последней ведьмой стала швейцарская горничная. Летним днем 1782 года ее обезглавили, обвинив в отравлении. Под пытками она призналась в содеянном и сообщила о сговоре с дьяволом, который был в образе собаки. Несмотря на то, что судили ее за отравление, все понимали, что судили ее за колдовство. Судебные протоколы были уничтожены.
Но все в порядке. Спустя 226 лет ее оправдали и вписали в жертвы ошибки судебной системы.
А шапки?
А шапки это стереотип. Ведьмы их не носили. На гравюрах и иллюстрациях инквизиции их нет. Они появились на картинках только в XVII веке. В сказках.
ВУНШ-ПУНШ!
#наука #волшебство #ведьмы #история #магия
6 сентября 2018 г.