Сегодняшняя тема будет полезна не только для анализа художественных произведений, но и для жизненного взаимодействия, ведь язык цветов сопоставим с языком жестов) Приведу значения некоторых растений, а также их упоминания в литературе.
- А.И. Куприн «Гранатовый браслет» - розы
А.И. Куприн мастер прописывать детали. «Гранатовый браслет» очень «цветочная» повесть. Например, в начале произведения героиня дарит две розы: «Вера вынула из вазочки две маленькие розы, розовую и карминную, и вдела их в петлицу генеральского пальто». Это похоже на символ двух разных по характеру сестер (Веры и Анны).
Помета:
Розовая роза – вежливость, учтивость, забота
Карминная роза – любовь, страсть
А до этой сцены мы читаем, как женщина «ходила по саду и осторожно срезала ножницами цветы к обеденному столу». Вера собрала именно розы. А ведь автор намерено подчеркивает схожесть героини:
«Вера же была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна»,
с другими цветами:
«Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры».
Случайность ли это или знак читателю?
Помета:
Пионы – "мне не о чем больше мечтать" - счастливая свадьба, весёлая жизнь.
Георгины – непостоянство, каприз, мимолётное увлечение.
Астры – символ любви, изысканности, воспоминаний.
В последний раз мы встречаемся с розой в конце повести, когда героиня приходит к Желткову:
«…сказала Вера и сейчас же вынула из маленького бокового кармана кофточки большую красную розу, подняла немного вверх левой руки голову трупа, а правой рукой положила ему под шею цветок. В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее».
- И.А. Гончаров «Обломов» – ветка сирени
Может быть, на уроках литературы в школе вы обсуждали значение ветки сирени в романе И.А. Гончарова "Обломов"? Так вот. Я еще раз напомню.
Помета:
Сирень – первые волнения любви, красота, влюблённость.
Именно этот цветок становится лейтмотивом отношений Ильи Ильича с Ольгой Ильинской. От начала: «Они шли тихо; она слушала рассеянно, мимоходом сорвала ветку сирени и, не глядя на него подала ему.
- Что это? – спросил он, оторопев.
- Вы видите – ветка.
- Какая ветка? – говорил он, глядя на нее во все глаза.
- Сиреневая.
- Знаю…но что она значит?
- Цвет жизни и …
- И?.. – повторил он вопросительно».
И до конца:
«Сирени отошли, - опять думал он, - вчера отошло, и ночь с призраками, с удушьем тоже отошла... Да! и этот миг отойдет, как сирени! <…> Что ж это такое? - вслух сказал он в забывчивости. - И — любовь тоже…любовь?».
- М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» – мимозы
После прочтения романа М.А. Булгакова у многих остается в памяти первая встреча Мастера и Маргариты, когда женщина несет в руках букет желтых цветов. Все благодаря запоминающемуся описанию:
«Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы... Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет».
Помета:
Мимозы – желание изменить жизнь, олицетворение преданной и вечной любви
Однако, писатель прав. В литературе желтый действительно «нехороший цвет». Достаточно вспомнить сколько грязных желтых оттенков использует Ф.М. Достоевский при описании Петербурга, стихотворения О.Э. Мандельштама «Ленинград» («так глотай же скорей / Рыбий жир ленинградских речных фонарей»), А.А. Блока «Фабрика» («И в желтых окнах засмеются, что этих нищих провели») и т.д. Но это отдельная тема для другой заметки.
- Г.Х. Андерсен «Снежная королева»– розы
Вновь сталкиваемся с уже знакомым нам цветком: «…в каждом ящике росло по небольшому кусту роз, кусты эти чудесно разрастались». Роза в сказке Андерсена становится символом отношений между персонажами. В моменты радости Кай и Герда заботятся о цветах, поют псалом:
«Розы в то лето цвели особенно пышно; девочка выучила псалом, в котором говорилось о розах, и, напевая его, она думала о своих розах. Этот псалом она спела мальчику, и он стал ей подпевать:
Розы в долинах цветут… Красота!
Скоро узрим мы младенца Христа.
Взявшись за руки, дети пели, целовали розы, смотрели на ясные солнечные блики и разговаривали с ними, — в этом сиянии им чудился сам младенец Христос. Как прекрасны были эти летние дни, как хорошо было сидеть рядом под кустами благоухающих роз, — казалось, они никогда не перестанут цвести».
Когда же Кай оставляет Герду, то в цветах видит только уродство:
«Эту розу точит червь! Посмотри, а та совсем кривая! Какие гадкие розы! Ничуть не лучше ящиков, в которых они торчат! И вдруг он толкнул ногой ящик и сорвал обе розы».
Сказка кончается тем, что дети вместе поют псалом: «Розы в долинах цветут… Красота! / Скоро узрим мы младенца Христа».
- «Бедная Лиза» Н.М. Карамзин – ландыши
В этой небольшой сентиментальной повести Н.М. Карамзина также используется образ цветов. Эраст встречает Лизу, когда та продает ландыши. С помощью этой детали подчеркиваются чистота и невинность девушки.
Помета:
Ландыши – надежность, достоверность
«Луга покрылись цветами, и Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы — и закраснелась. <…> «Мне не надобно лишнего». — «Я думаю, что прекрасные ландыши, сорванные руками прекрасной девушки, стоят рубля. Когда же ты не берешь его, вот тебе пять копеек. Я хотел бы всегда покупать у тебя цветы: хотел бы, чтоб ты рвала их только для меня».
Несмотря на то что почти в каждом произведении можно найти упоминание цветка, а букеты всегда радуют нас по поводу и без повода, моя заметка подходит к концу. Спасибо за прочтение!)
Сайты, с которых брала значения цветов: https://aleflora.by/blog/floriografiya_ili_o_chyem_govoryat_tsvety/, https://ru.wikipedia.org/wiki/Язык_цветов.