Найти тему
САМЫЙ ДЕТЕКТИВНЫЙ

Кир Булычев — тоже детективщик. А вы знали?

В чем главная польза сообществ любителей чего-либо? Обмен впечатлениями и информацией. Вот и я, благодаря подписчикам, узнал, что, казалось бы, только детский писатель и только фантаст тоже писал детективы. Сказать, что я был приятно удивлен, — немало приуменьшить, потому что Кир Булычев — культовый детский писатель, а детские книги писать еще сложнее, чем взрослые, поэтому уровень доверия к Булычеву по умолчанию высокий. Сам я не удосужился прочитать хоть одну его книгу, потому что детектив — опасная трясина и на фантастику меня просто не хватило. Но верю, что автор в своем деле хорош, иначе его не вспоминали бы до сих пор.

Замечаю, что фантасты, если заходят на территорию детектива, то почти всегда удачно. Выводы делаю, только по прочитанному, но все же. И здесь нельзя не вспомнить Баучера, Айзека Азимова, чьи имена в детективном жанре — навсегда. Стругацкие тоже удачно заскочили на огонек. Фантасты, как ни странно, — известные фантазеры, а для хорошего детектива это важно.

-2

Итак, что же создал Булычев на ниве детектива?

Начиная с 1989 Булычев пишет большой роман «Река Хронос», который перерастает в одноименный цикл, состоящий уже из нескольких романов. Писатель работал над циклом до самой смерти в 2003 году и по оценке самого автора, этот цикл был для него делом «если не всей жизни, то последнего десятилетия точно». Цикл написан в жанре альтернативной истории, и в нем рассмотрены возможные сценарии развития России. Герои цикла — Андрей Берестов и Лидочка Иваницкая — получают возможность путешествовать во времени и по параллельным мирам и быть свидетелями таких событий альтернативной истории, как освобождение царской семьи Колчаком после революции 1917 года («Штурм Дюльбера»), разработка ядерного оружия в СССР в 1939 году («Заповедник для академиков») и даже возрождение Ленина в младенце в 1990-х годах («Младенец Фрей»).

К циклу примыкают несколько детективных, нефантастических повестей: «Усни, красавица» (1994), «Таких не убивают» (1998), «Дом в Лондоне» (2003, последнее завершенное произведение писателя). Детективные повести сюжетно мало связаны с фантастическими и объединены только общими героями. Их действие происходит в начале 1990-х годов, когда Лидии и Андрею около 35 лет. Андрей в повестях непосредственно не действует, Лидия расследует дела самостоятельно.

-4

«Усни, красавица»

Аннотация:
Лидия Берестова, провожая мужа в командировку рано утром, становится свидетельницей стрельбы во дворе… Пытаясь разыскать шкатулку с дневниками Сергея Серафимовича, оставленную ею в 1930-х годах Маргарите Потаповой, Лидия знакомится с её дочерью Татьяной Флотской. По пути в гости к Татьяне Лидия знакомится с одноклассницей её Алёны дочери Софьей. После их возвращения в Москву обнаруживается, что Алёна умерла, отравившись снотворным.

-5

«Таких не убивают»

Аннотация:
Лидия Берестова приезжает на дачу к своим знакомым супругам Глущенко, туда же приходит их сосед, учёный и писатель Сергей Спольников и приезжает Нина, бывшая жена Сергея и Марина Котова, редактор из издательства, где готовится к печати книга Сергея. На следующее утро Лидия и Глущенко обнаруживают, что Сергей застрелен из пистолета, а его дача ограблена.

-6

«Дом в Лондоне или Прах бездомный»

Аннотация:
Новый роман замечательного русского писателя Кира Булычева, продолжающий серию психологически-интеллектуальных детективов писателя о сыщике поневоле Лидии Берестовой.
На этот раз Лидочке предстоит полная таинственных загадок и убийственных страстей поездка в Англию. Но жизнь в старинном доме, где ей предложат остановиться, не будет спокойной. Лидочка снова впутается в загадочную историю с убийством и, чтобы выйти к ее финалу, сыщику поневоле придется пройти через смертельный лабиринт человеческих страстей. Рекомендуется всем ценителям интеллигентного детектива.

-7

Пока что мне больше приглянулась повесть «Таких не убивают». В дачном убийстве писателя есть что-то Булгаковское (не путать с Михаилом Булгаковым).